МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа

Урок на тему:

«Сложение и вычитание десятичных дробей»

5 класс

Провела: учитель математики

Пономарева Елена Сергеевна

Цели урока:

образовательные: ознакомить учащихся с приёмом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей; закрепить правила при решении примеров и задач;

развивающие: развитие умений преодолевать трудности при решении упражнений; развитие познавательного интереса учащихся; математической культуры речи;

воспитательные: воспитывать прилежание, активность, самостоятельность.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, карточки с условием задачи.

Структура урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации (8 мин)

  3. Объяснение нового материала (9 мин)

  4. Закрепление изученного материала (18 мин)

  5. Подведение итогов урока (2 мин)

  6. Домашнее задание (1 мин)

  7. Резерв.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с десятичными дробями. На предыдущих уроках вы узнали, какие дроби называют десятичными, научились записывать десятичные дроби, а также сравнивать их. Итак, открыли тетради, записали число, классная работа.

  1. Актуализация опорных знаний

Но прежде, чем перейти к изучению новой темы, мы с вами вспомним уже изученный материал.

Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка 1.

1) Сравнить числа:

  1. 8,57 и 4,56

  2. 0,7 и 0,69

  3. 0,957 и 0,964

  4. 0,90 и 0,900

2) Записать в порядке возрастания числа: 8,02; 9,4; 8,2; 8,22.

Карточка 2.

  1. Сравнить числа:

  1. 3,61 и 1,69

  2. 0,034 и 0,035

  3. 0,6 и 0,59

  4. 0,6 и 0,600

  1. Записать в порядке убывания числа: 4,5; 5,72; 4,05; 4,55.

Карточка 3.

1) Сравнить числа:

а) 23,43 и 23,9

б) 3,5601 и 4,48

в) 85,113 и 85,13

г) 148,05 и 14,805

2) Записать в порядке возрастания числа: 4,28; 3,289; 4,249; 3,78.

Фронтальная работа с классом (Задания выписаны на доске)

  1. Прочитайте десятичные дроби:

0,761 13,75

5,8 0,80

8,02 1,200

11,100 17,09

  1. Запишите десятичную дробь в виде обыкновенной дроби или смешанного числа:

6,1; 76,07; 0,003; 2,0002.

  1. Найдите равные дроби: 0,073; 7,3; 0,73; 7,03; 0,7300; 7,30.

  2. Сравните десятичные дроби:

6,99 7,1

21,9 21,59

0,701 0,71

1,434 1,43

Решите задачу.

(условие задачи заранее раздается на каждую парту)

В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?

(Решают задачу, осознают невозможность решить задачу из-за недостатка знаний. Желание приобрести недостающие знания)

− Перечислите те знания, которых не достает для решения поставленной задачи.

− Чему хотели бы научиться?

− Итак, цель нашего урока – выяснить, как складываются и вычитаются десятичные дроби.

− Записываем тему сегодняшнего урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

  1. Объяснение нового материала

− Сложим десятичные дроби 3,724 и 2,651.

Запишем числа в смешанной форме: 3,724 = ; 2,651 = 2.

Значит, 3,724 + 2,651 = + 2= 5 = 5 = 6 = 6, 375.

Тот же ответ можно получить иначе, сложив числа 3,724 и 2,651 «столбиком»:

3,724

2,651

6,375

− Теперь найдем разность этих же чисел:

      1. 3,724 − 2,651 = − 2= 1 = 1 = 1,073.

И здесь ответ можно получить короче:

3,724

2,651

1,073

− Что можно заметить в записи примеров?

− Запятая записывается под запятой.

Постановка проблемы: а если количество знаков после запятой различно?

−Вычислите: 15,3 + 9,138

72,5 – 6,24

(Если учащиеся не смогут ответить на поставленный вопрос, то алгоритм формулирует учитель)

Учащиеся самостоятельно воспроизводят алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей: разряд записывается под соответствующим разрядом, запятая ставится под запятой, недостающие знаки заменяются нулями.

− Запишем в тетрадь:

Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей:

    1. Уравнять количество знаков после запятой.

    2. Записать дроби одну под другой так, чтобы запятая была под запятой.

    3. Сложить (вычесть) дроби, не обращая внимания на запятую.

    4. Поставить в сумме (разности) запятую под запятой.

  1. Закрепление изученного материала.

Решение упражнений.

а) Стр. 192, № 1213.

0, 769

42, 389

43,158

Аналогично в столбик выполняются все примеры.

5,8 + 22, 191 = 27, 991

95,381 + 3,219 = 98,6

8,9021 + 0,68 = 9, 5821

2,7 + 1,35 + 0,8 = 4,85

13,75 + 8,2 + 0,115 = 22,065

б) Стр. 192, № 1214.

9,4

7,3

2,1

Аналогично в столбик выполняются все примеры.

16,78 – 5,48 = 11,3

7,79 – 3,79 = 4

11,1 – 2,8 = 8,3

88,252 – 4,69 = 83,562

6,6 – 5,99 = 0,61

Решение задач.

а) Стр. 192, № 1211.

− Прочитайте задачу.

− Сколько ткани пошло на пальто?

− Сколько ткани пошло на костюм?

− Что требуется узнать в задаче?

1 способ

3,2 + 2,63 = 5,83 (м)

2 способ

3,2 м = 320 см 2,63 м = 262 см

320 + 263 = 583 (см)

− Какое решение более удобно?

б) Стр. 192, № 1212.

1 способ

14,2 – 11,5 = 2,7 (ц)

2 способ

14,2 ц = 1420 кг 11,5 ц = 1150 кг

1420 – 1150 = 270 (кг)

V. Подведение итогов (2 мин)

− Что нового для себя узнали?

− В чём затруднялись?

− Чему научились?

− Какую проблему ставили на уроке?

− Удалось ли нам её решить?

VI. Домашнее задание (1мин)

№№ 1255, 1256 (а – е), выучить алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей.

  1. Резерв.

Вычислите:

2,3 + 8,4

6,3 + 49,756

10 − 4,939

2,1045 − 0,87

7,324 + 732,4

7,5 + 0,75

48,9 − 4,82

12,7 − 3,5

0,48 + 4,12

10 − 5,353

Приложение № 1

Карточка 1.

1) Сравнить числа:

  1. 8,57 и 4,56

  2. 0,7 и 0,69

  3. 0,957 и 0,964

  4. 0,90 и 0,900

2) Записать в порядке возрастания числа: 8,02; 9,4; 8,2; 8,22.

Карточка 2.

  1. Сравнить числа:

  1. 3,61 и 1,69

  2. 0,034 и 0,035

  3. 0,6 и 0,59

  4. 0,6 и 0,600

  1. Записать в порядке убывания числа: 4,5; 5,72; 4,05; 4,55.

Карточка 3.

1) Сравнить числа:

а) 23,43 и 23,9

б) 3,5601 и 4,48

в) 85,113 и 85,13

г) 148,05 и 14,805

2) Записать в порядке возрастания числа: 4,28; 3,289; 4,249; 3,78.

Приложение № 2

Задача. В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?

В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?

В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?

В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?

В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?

В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?

В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?

В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?

В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here