МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа
Урок на тему:
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
5 класс
Провела: учитель математики
Пономарева Елена Сергеевна
Цели урока:
− образовательные: ознакомить учащихся с приёмом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей; закрепить правила при решении примеров и задач;
− развивающие: развитие умений преодолевать трудности при решении упражнений; развитие познавательного интереса учащихся; математической культуры речи;
−воспитательные: воспитывать прилежание, активность, самостоятельность.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: карточки с индивидуальными заданиями, карточки с условием задачи.
Структура урока:
-
Организационный момент (2 мин)
-
Актуализация опорных знаний. Создание проблемной ситуации (8 мин)
-
Объяснение нового материала (9 мин)
-
Закрепление изученного материала (18 мин)
-
Подведение итогов урока (2 мин)
-
Домашнее задание (1 мин)
-
Резерв.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с десятичными дробями. На предыдущих уроках вы узнали, какие дроби называют десятичными, научились записывать десятичные дроби, а также сравнивать их. Итак, открыли тетради, записали число, классная работа.
-
Актуализация опорных знаний
Но прежде, чем перейти к изучению новой темы, мы с вами вспомним уже изученный материал.
− Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1.
1) Сравнить числа:
-
8,57 и 4,56
-
0,7 и 0,69
-
0,957 и 0,964
-
0,90 и 0,900
2) Записать в порядке возрастания числа: 8,02; 9,4; 8,2; 8,22.
Карточка 2.
-
Сравнить числа:
-
3,61 и 1,69
-
0,034 и 0,035
-
0,6 и 0,59
-
0,6 и 0,600
-
Записать в порядке убывания числа: 4,5; 5,72; 4,05; 4,55.
Карточка 3.
1) Сравнить числа:
а) 23,43 и 23,9
б) 3,5601 и 4,48
в) 85,113 и 85,13
г) 148,05 и 14,805
2) Записать в порядке возрастания числа: 4,28; 3,289; 4,249; 3,78.
− Фронтальная работа с классом (Задания выписаны на доске)
-
Прочитайте десятичные дроби:
0,761 13,75
5,8 0,80
8,02 1,200
11,100 17,09
-
Запишите десятичную дробь в виде обыкновенной дроби или смешанного числа:
6,1; 76,07; 0,003; 2,0002.
-
Найдите равные дроби: 0,073; 7,3; 0,73; 7,03; 0,7300; 7,30.
-
Сравните десятичные дроби:
6,99 7,1
21,9 21,59
0,701 0,71
1,434 1,43
− Решите задачу.
(условие задачи заранее раздается на каждую парту)
В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?
(Решают задачу, осознают невозможность решить задачу из-за недостатка знаний. Желание приобрести недостающие знания)
− Перечислите те знания, которых не достает для решения поставленной задачи.
− Чему хотели бы научиться?
− Итак, цель нашего урока – выяснить, как складываются и вычитаются десятичные дроби.
− Записываем тему сегодняшнего урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
-
Объяснение нового материала
− Сложим десятичные дроби 3,724 и 2,651.
Запишем числа в смешанной форме: 3,724 = ; 2,651 = 2.
Значит, 3,724 + 2,651 = + 2= 5 = 5 = 6 = 6, 375.
Тот же ответ можно получить иначе, сложив числа 3,724 и 2,651 «столбиком»:
3,724
2,651
6,375
− Теперь найдем разность этих же чисел:
-
3,724 − 2,651 = − 2= 1 = 1 = 1,073.
И здесь ответ можно получить короче:
3,724
2,651
1,073
− Что можно заметить в записи примеров?
− Запятая записывается под запятой.
Постановка проблемы: а если количество знаков после запятой различно?
−Вычислите: 15,3 + 9,138
72,5 – 6,24
(Если учащиеся не смогут ответить на поставленный вопрос, то алгоритм формулирует учитель)
Учащиеся самостоятельно воспроизводят алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей: разряд записывается под соответствующим разрядом, запятая ставится под запятой, недостающие знаки заменяются нулями.
− Запишем в тетрадь:
Алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей:
-
Уравнять количество знаков после запятой.
-
Записать дроби одну под другой так, чтобы запятая была под запятой.
-
Сложить (вычесть) дроби, не обращая внимания на запятую.
-
Поставить в сумме (разности) запятую под запятой.
-
Закрепление изученного материала.
− Решение упражнений.
а) Стр. 192, № 1213.
0, 769
42, 389
43,158
Аналогично в столбик выполняются все примеры.
5,8 + 22, 191 = 27, 991
95,381 + 3,219 = 98,6
8,9021 + 0,68 = 9, 5821
2,7 + 1,35 + 0,8 = 4,85
13,75 + 8,2 + 0,115 = 22,065
б) Стр. 192, № 1214.
9,4
7,3
2,1
Аналогично в столбик выполняются все примеры.
16,78 – 5,48 = 11,3
7,79 – 3,79 = 4
11,1 – 2,8 = 8,3
88,252 – 4,69 = 83,562
6,6 – 5,99 = 0,61
− Решение задач.
а) Стр. 192, № 1211.
− Прочитайте задачу.
− Сколько ткани пошло на пальто?
− Сколько ткани пошло на костюм?
− Что требуется узнать в задаче?
1 способ
3,2 + 2,63 = 5,83 (м)
2 способ
3,2 м = 320 см 2,63 м = 262 см
320 + 263 = 583 (см)
− Какое решение более удобно?
б) Стр. 192, № 1212.
1 способ
14,2 – 11,5 = 2,7 (ц)
2 способ
14,2 ц = 1420 кг 11,5 ц = 1150 кг
1420 – 1150 = 270 (кг)
V. Подведение итогов (2 мин)
− Что нового для себя узнали?
− В чём затруднялись?
− Чему научились?
− Какую проблему ставили на уроке?
− Удалось ли нам её решить?
VI. Домашнее задание (1мин)
№№ 1255, 1256 (а – е), выучить алгоритм сложения (вычитания) десятичных дробей.
-
Резерв.
Вычислите:
2,3 + 8,4
6,3 + 49,756
10 − 4,939
2,1045 − 0,87
7,324 + 732,4
7,5 + 0,75
48,9 − 4,82
12,7 − 3,5
0,48 + 4,12
10 − 5,353
Приложение № 1
Карточка 1.
1) Сравнить числа:
-
8,57 и 4,56
-
0,7 и 0,69
-
0,957 и 0,964
-
0,90 и 0,900
2) Записать в порядке возрастания числа: 8,02; 9,4; 8,2; 8,22.
Карточка 2.
-
Сравнить числа:
-
3,61 и 1,69
-
0,034 и 0,035
-
0,6 и 0,59
-
0,6 и 0,600
-
Записать в порядке убывания числа: 4,5; 5,72; 4,05; 4,55.
Карточка 3.
1) Сравнить числа:
а) 23,43 и 23,9
б) 3,5601 и 4,48
в) 85,113 и 85,13
г) 148,05 и 14,805
2) Записать в порядке возрастания числа: 4,28; 3,289; 4,249; 3,78.
Приложение № 2
Задача. В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?
В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?
В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?
В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?
В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?
В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?
В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?
В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?
В первой корзине 20,5 кг ягод, во второй – 17, 2 кг. Сколько килограммов ягод в двух корзинах и насколько килограммов ягод меньше во второй корзине?