МОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа»
Открытое внеклассное мероприятие на тему:
«Путешествие в Страну Чисел»
5 класс
Провела: учитель математики
Пономарева Елена Сергеевна
Иванино – 2011 г.
Цели мероприятия:
Обучающие:
-
Развитие познавательного интереса к математике.
Развивающие:
-
Развитие познавательного интереса, математической интуиции, логического мышления, внимания, памяти.
Воспитательные:
-
Воспитывать ответственность, умение принимать самостоятельные решения, соревновательный дух, культуру математического мышления.
Участники: учащиеся 5 класса.
Форма проведения: математическая эстафета.
Дата проведения: 15 декабря 2011 года
Оборудование: мультимедиа проектор, «елочные игрушки» из цветной бумаги, карточки с пословицами, оценочные листы, плакат.
Этапы проведения:
-
подготовительный (разделение класса на две команды, подготовка плаката);
-
проведение мероприятия;
-
рефлексивный этап (обсуждение мероприятия и диагностика эмоционального отношения к проведённому мероприятию).
Ход мероприятия
-
Организационный момент. Представление команд (1 мин)
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие на математическом поезде.
-
Целеполагание (3 мин)
А для того, чтобы выяснить, куда мы с вами поедем, необходимо решить все предложенные примеры и расположить полученные ответы в порядке возрастания (слайд 1):
44 · 0 С Л 17 · 10
81 : 9 А Ч 70 : 10
17 – 9 Р И 14 · 2
15 · 3 А Е 58 – 8
63 : 63 Т С 16 + 14
13 · 1 Н
1 | 8 | 9 | 13 | 45 | |
С | Т | Р | А | Н | А |
28 | 30 | 50 | 170 | |
Ч | И | С | Е | Л |
Итак, сегодня мы с вами побываем в Стране Чисел. (слайд 2)
Напоминаю вам простые правила поведения:
-
вести себя спокойно, но не отсиживаться;
-
не выкрикивать (громко — это не значит красиво);
-
быть думающими (для этого у вас есть голова на плечах);
-
быть терпеливыми, дать возможность высказаться своим товарищам;
-
задания выслушивать до конца.
-
Станция «Умники и умницы». (6 мин) Каждое правильно решенное задание оценивается в 1 балл.
-
В числах стерли несколько цифр и вместо них поставили звездочки. Определите какое число больше.(слайд 3)
-
Сколько на чертеже различных треугольников? (слайд 4)
-
Какое число пропущено? (слайд 5)
-
Станция «Занимательная». (7 мин) (слайд 6) Время зря ты не теряй, на вопросы отвечай! Вопросы задаются по очереди каждой команде.
Если команда дает верный ответ, ей начисляется 1 балл. В противном случае право ответа предоставляется игрокам другой команды.
Вопрос для определения очередности команд: На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0, остальные улетели)
-
Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км)
-
Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (3 кг)
-
На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?(50)
-
Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый?
-
Из пункта А в пункт В автомобиль ехал 1ч 20 минут, обратный путь он ехал с той же скоростью, но 80 минут. Почему?
-
По дороге шли 2 мальчика и 2 рубля нашли. За ними еще четверо идут, сколько они найдут?(0)
-
У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7 детей)
-
Что тяжелее: килограмм ваты или килограмм железа? (одинаковы)
-
Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (нисколько, горошины не ходят)
-
Где на Земле самые длинные сутки? (везде одинаковые)
-
Станция «Внимательная». (3 мин) (слайд 7) На этой станции командам зачитываются задачи. Но задачи не простые. Нужно слушать внимательно, так как вопрос будет задаваться в конце. За каждую решенную задачу присуждается 2 балла.
1. В автобусе ехали 25 человек. На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека. На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек. На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек. На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек. На следующей остановке вышли 5 человек. Сколько было остановок? (5 остановок)
2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус,
И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз.
На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон –
Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен.
А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван.
Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом.
И Бермудский крокодил тоже в гости заходил.
Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз!
Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей)
3. На речке летали 12 стрекоз.
Явились 2 друга и рыжий Барбос.
Они так плескались, они так галдели,
Что 8 стрекоз поскорей улетели.
Остались на речке только стрекозы,
Кому не страшны ребятня и барбосы.
Но вот что моя голова позабыла:
Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз)
-
Станция «Ошибок». (7 мин) На экране представлены примеры для каждой команды. Нужно поменять цифры в слагаемых и добиться того, чтобы остался верным ответ. За каждое верное решение примера команда получает 2 балла. (слайд 8, 9)
ОБРАЗЕЦ: 32+41=46
Ответ №1: 12+34=46
Ответ №2: 14+32=46
Задания: 1. 32+65=79 (23 + 56 = 79; 53 + 26 = 79)
43+82=71 (43 + 28 = 71; 23 + 48 = 71)
2. 73+15=106 (71 + 35 = 106; 31 + 75 = 106)
13+65=51 (16 + 35 = 51; 36 + 15 = 51)
-
Станция «Пословицы». (7 мин) (слайд 10) На столе лежат карточки, на обратной стороне которых записана пословица с пропущенным числительным (Приложение №2). Ваше задание: от каждой команды по очереди выходит по одному человеку; участник подходит к столу, переворачивает карточку и вставляет пропущенное слово, зачитывает отгаданную пословицу. Каждая пословица оценивается в 1 балл.
-
… за всех, все за одного. (один)
-
… раз отмерь, … раз отрежь. (семь, один)
-
Не имей … рублей, а имей … друзей. (сто, сто)
-
Ум хорошо, а … лучше. (два)
-
За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь. (двумя, одного)
-
У … нянек дитя без глаза. (семи)
-
Станция «Поздравительная». (6 мин) (слайд 11) Здесь жюри подводит итоги и объявляет результаты. Проводится награждение команд. (Приложение №1)
-
Рефлексия (Диагностика эмоционального отношения к игре, проводится во время подведения итогов).
(Учащимся предлагается выразить своё эмоциональное отношение к проведённому мероприятию — нарядить «новогоднюю елку» «игрушками»)
Итак, ребята, если вам понравилось мероприятие, у вас очень хорошее настроение, для себя вы узнали что-то новое — используйте «игрушки» зеленого цвета; если настроение хорошее, но вам не очень понравилось на занятии, ничего нового для себя вы не узнали – используйте «игрушки» желтого цвета; если у вас плохое настроение, вам совсем не понравилось – используйте «игрушки» красного цвета.
Приложение №1
Оценочный лист
|
| |
Станция «Умники и умницы» 1 балл |
|
|
Станция «Занимательная» 1 балл |
|
|
Станция «Внимательная» 2 балла |
|
|
Станция «Ошибок» 2 балла |
|
|
Станция «Пословицы» 1 балл |
|
|
|
|
|
Приложение №2
… за всех, все за одного
… раз отмерь, … раз отрежь
Не имей … рублей, а имей … друзей
Ум хорошо, а … лучше
За … зайцами погонишься, ни … не поймаешь
У … нянек дитя без глаза
Используемая литература:
-
Игнатьев Е. И. В царстве смекалки, или Арифметика для всех. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Трансзиткнига», 2004;
-
Игнатьев Е. И. Математическая смекалка. Занимательные задачи, игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994;
-
Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – М.: Мнемозина, 2005;
-
Фарков А. В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы. – М.: Айрис-пресс, 2007.