МБОУ «Средняя школа №2» п.Пурпе. Учитель математики: Киселёва О.В.
Тема урока: «Модуль числа».
Тип урока: изучение и первичное усвоение нового материала.
Цели урока:
Образовательная
-
повторение основных понятий по теме «Координаты на прямой. Противоположные числа»,
-
формирование понятия «модуль», умения находить
0 1
— Назовите координаты точек, отмеченных на координатной прямой.
— Какие из данных точек имеют противоположные координаты?
— Какие числа называются противоположными?
— Среди данных чисел укажите пары противоположных чисел:
; – 5; – (– 3); ; – 3; 5; ; 0; .
Задание №2 (слайд 3).
— Для того чтобы узнать тему нашего урока, решите ребус.
На рисунке зашифровано слово «модуль». Итак, тема урока –
С В О А
– 5 – 3 0 1 4
— Какие координаты имеют точки А ,В и С?
— Чему равно расстояние(в единичных отрезках) от начала координат до точек А , В и С?
— Число 5 – называют модулем числа — 5,
число 3 – модулем числа -3,
число 4 – модулем числа 4.
Задание № 4 (слайд 5).
Определение: Модулем числа а называется расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А(а).
Обозначение: | а |.
Например: | 5 |=5; |-5 |=5; | 3 |=3; |-3 |=3.
— Чему равен модуль числа 0? Почему?
| 0 |=0
(слайд №6):
— Каким числом не может быть модуль числа?
— Чему равен модуль положительного числа? Приведи пример.
— Чему равен модуль отрицательного числа? Приведите пример
— Чему равен модуль 0?
IV. Закрепление изученного:
Задание № 5 (слайд 7).
— Даны числа: 5 и — 5; 23 и — 23; — 54 и 54
Найдите модуль каждого из чисел.
|5|=5 и |-5|=5
|23|=23 и |-23|=23
|-54|=54 и |54|=54
— Сравните эти модули.
— Какой вывод можно сделать?
! |-а| = |a| — запишите в тетрадь.
Задание № 6 (слайд 8).
— Выполните самостоятельно № 62 из учебника, а затем проверьте ответы:
|25| = 25 |-9,71|= 9,71
|- 78| = 78 | 0 | = 0
|-5,2| = 5,2 |17| = 17
Задание № 7 (слайд 9).
— Запишите все числа, имеющие модуль: а) 26; б) 5,7; в) ¾, г)0.
|- 26| = 26 |26| = 26
|- 5,7| = 5,7 | 5,7| = 5,7
|-¼| = ¼ |¼| = ¼
|0| = 0
Задание № 8 (слайд 10).
— В каждой паре чисел выберите число, модуль которого больше
а) — 4,63 и 8,39;
б) 35,9 и 67,8;
в) 54,9 и — 63,1;
г) -12,8 и -12,7
Физминутка.
Задание № 9 (слайд 11).
— Найдите значение выражения:
|-8 | — |-5 | = 8 – 5 = 3;
|- 10| · | -5 | = 10 · 5 = 50;
| 240| : |-80| = 240 : 80 = 3;
| -710| + |-290| = 710 + 290 = 1000.
-Выполнить самостоятельно №91(в — е).
Проверить, обменявшись тетрадями.
Задание № 10 (слайд 12).
— Запишите числа в порядке возрастания их модулей:
6,4; -5,8; 3,9; -7,1; 0
0; 3,9; -5,8; 6,4; -7,1
— Самостоятельно запишите числа в порядке убывания их модулей:
7,3; -4,5; 5,9; -8,1; 0
-8,1; 7,3; 5,9; -4,5; 0
V. Тест «Модуль числа»
Вариант 1
1. Найдите значение выражения |х|, если х = – 2,5.
А) – 2,5 и 2,5; Б) 2,5; В) – 2,5
2. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова: «Модуль отрицательного числа есть число … »
А) ему противоположное; Б) нуль; В) отрицательное.
3. Выберите верные равенства:1) |– 5| = 5; 2) |– 3| = – 3; 3) |4| = 4.
А) 1; Б) 1 и 2; В) 2 и 3; Г) 1 и 3; Д) Все.
4. Известно, что |– а| = 16. Чему равен |а|?
А) – 16; Б) 16 и – 16; В) 16.
5. Из чисел: 1) – 5,8; 2) ; 3) 0; 4) – 7,35 выберите то, у которого бoльший модуль
А) 4; Б) 3; В) 2; Г) 1.
6. При каких значениях х верно равенство |х| = 5?
А) – 5 и 5; Б) 5; В) – 5; С) Таких чисел нет.
7. Найдите расстояние от точки А (– 35, 8) до начала отсчёта.
А) 35,8; Б) 38,5 и – 38,5; В) 0; Г) – 3,5.
Вариант 2
1.Найдите значение выражения |х|, если х = – 4,3.
А) 4,3; Б) – 4,3; В) 4,3 и – 4,3.
2. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова: «Модуль положительного числа есть число … »
А) само это число; Б) отрицательное; В) нуль.
3. Выберите верные равенства:1) |– 9| = – 9; 2) |– 6| = 6; 3) |– 7| = 7.
А) 2 и 3; Б) 1 и 2; В) 1 и 3; Г) 3; Д) Все.
4. Известно, что |– b| = 10. Чему равен |b|?
А) 10; Б) – 10 и 10; В) – 10.
5. Из чисел: 1) – 6,8; 2) 1; 3) 10; 4) – 11, 5 выберите то, у которого бoльший модуль.
А) 4; Б) 2; В) 1; Г) 3.
6. При каких значениях х верно равенство | х | = 6?
А) 6; Б) – 6; В) – 6 и 6; Г) Таких чисел нет.
7. Найдите расстояние от точки В (– 102,5) до начала отсчёта.
А) 0; Б) – 102,5; В) 102,5; Г) 102,5 и – 102,5.
VI. Итог урока:
1) Что называется модулем числа?
2) Как обозначается модуль?
3) Может ли модуль какого-либо числа быть отрицательным?
VII. Домашнее задание: (слайд 13)
п. 3, № 63, № 76, № 92.