МБОУ «Средняя школа №2» п.Пурпе. Учитель математики: Киселёва О.В.

Тема урока: «Модуль числа».

Тип урока: изучение и первичное усвоение нового материала.

Цели урока:

Образовательная

  • повторение основных понятий по теме «Координаты на прямой. Противоположные числа»,

  • формирование понятия «модуль», умения находить 

    0 1

    — Назовите координаты точек, отмеченных на координатной прямой.

    — Какие из данных точек имеют противоположные координаты?

    — Какие числа называются противоположными?

    — Среди данных чисел укажите пары противоположных чисел:

    ; – 5; – (– 3); ; – 3; 5; ; 0; .

    Задание №2 (слайд 3).

    — Для того чтобы узнать тему нашего урока, решите ребус.

    На рисунке зашифровано слово «модуль». Итак, тема урока – 

    С В О А

    5 – 3 0 1 4

    — Какие координаты имеют точки А ,В и С?

    — Чему равно расстояние(в единичных отрезках) от начала координат до точек А , В и С?

    — Число 5 – называют модулем числа — 5,

    число 3 – модулем числа -3,

    число 4 – модулем числа 4.

    Задание № 4 (слайд 5).

    Определение: Модулем числа а называется расстояние (в единичных отрезках) от начала координат до точки А(а).

    Обозначение: | а |.

    Например: | 5 |=5; |-5 |=5; | 3 |=3; |-3 |=3.

    — Чему равен модуль числа 0? Почему?

    | 0 |=0

    (слайд №6):

    — Каким числом не может быть модуль числа?

    — Чему равен модуль положительного числа? Приведи пример.

    — Чему равен модуль отрицательного числа? Приведите пример

    — Чему равен модуль 0?

    IV. Закрепление изученного:

    Задание № 5 (слайд 7).

    Даны числа: 5 и — 5; 23 и — 23; — 54 и 54

    Найдите модуль каждого из чисел.

    |5|=5 и |-5|=5

    |23|=23 и |-23|=23

    |-54|=54 и |54|=54

    — Сравните эти модули.

    — Какой вывод можно сделать?

    ! |-а| = |a| — запишите в тетрадь.

    Задание № 6 (слайд 8).

    — Выполните самостоятельно № 62 из учебника, а затем проверьте ответы:

    |25| = 25 |-9,71|= 9,71

    |- 78| = 78 | 0 | = 0

    |-5,2| = 5,2 |17| = 17

    Задание № 7 (слайд 9).

    — Запишите все числа, имеющие модуль: а) 26; б) 5,7; в) ¾, г)0.

    |- 26| = 26 |26| = 26

    |- 5,7| = 5,7 | 5,7| = 5,7

    |-¼| = ¼ |¼| = ¼

    |0| = 0

    Задание № 8 (слайд 10).

    — В каждой паре чисел выберите число, модуль которого больше

    а) — 4,63 и 8,39;

    б) 35,9 и 67,8;

    в) 54,9 и — 63,1;

    г) -12,8 и -12,7

    Физминутка.

    Задание № 9 (слайд 11).

    — Найдите значение выражения:

    |-8 | — |-5 | = 8 – 5 = 3;

    |- 10| · | -5 | = 10 · 5 = 50;

    | 240| : |-80| = 240 : 80 = 3;

    | -710| + |-290| = 710 + 290 = 1000.

    -Выполнить самостоятельно №91(в — е).

    Проверить, обменявшись тетрадями.

    Задание № 10 (слайд 12).

    — Запишите числа в порядке возрастания их модулей:

    6,4; -5,8; 3,9; -7,1; 0

    0; 3,9; -5,8; 6,4; -7,1

    — Самостоятельно запишите числа в порядке убывания их модулей:

    7,3; -4,5; 5,9; -8,1; 0

    -8,1; 7,3; 5,9; -4,5; 0

    V. Тест «Модуль числа»

    Вариант 1

    1. Найдите значение выражения |х|, если х = – 2,5.

    А) – 2,5 и 2,5;  Б) 2,5;  В) – 2,5

    2. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова: «Модуль отрицательного числа есть число … »

    А) ему противоположное;  Б) нуль;  В) отрицательное.

    3. Выберите верные равенства:1) |– 5| = 5; 2) |– 3| = – 3; 3) |4| = 4.

    А) 1;  Б) 1 и 2;  В) 2 и 3;  Г) 1 и 3;  Д) Все.

    4. Известно, что |– а| = 16. Чему равен |а|?

    А) – 16; Б) 16 и – 16;  В) 16.

    5. Из чисел: 1) – 5,8; 2) ; 3) 0; 4) – 7,35 выберите то, у которого бoльший модуль

    А) 4;  Б) 3;  В) 2;  Г) 1.

    6. При каких значениях х верно равенство |х| = 5?

    А) – 5 и 5;  Б) 5;  В) – 5;  С) Таких чисел нет.

    7. Найдите расстояние от точки А (– 35, 8) до начала отсчёта.

    А) 35,8;  Б) 38,5 и – 38,5;  В) 0; Г) – 3,5.

    Вариант 2

    1.Найдите значение выражения |х|, если х = – 4,3.

    А) 4,3;  Б) – 4,3;  В) 4,3 и – 4,3.

    2. Вставьте вместо точек нужные по смыслу слова: «Модуль положительного числа есть число … »

    А) само это число; Б) отрицательное;  В) нуль.

    3. Выберите верные равенства:1) |– 9| = – 9; 2) |– 6| = 6; 3) |– 7| = 7.

    А) 2 и 3;  Б) 1 и 2;  В) 1 и 3;  Г) 3;  Д) Все.

    4. Известно, что |– b| = 10. Чему равен |b|?

    А) 10;  Б) – 10 и 10;  В) – 10.

    5. Из чисел: 1) – 6,8; 2) 1; 3) 10;  4) – 11, 5 выберите то, у которого бoльший модуль.

    А) 4;  Б) 2;  В) 1;  Г) 3.

    6. При каких значениях х верно равенство | х | = 6?

    А) 6;  Б) – 6;  В) – 6 и 6;  Г) Таких чисел нет.

    7. Найдите расстояние от точки В (– 102,5) до начала отсчёта.

    А) 0;  Б) – 102,5;  В) 102,5;  Г) 102,5 и – 102,5.

    VI. Итог урока:

    1) Что называется модулем числа?

    2) Как обозначается модуль?

    3) Может ли модуль какого-либо числа быть отрицательным?

    VII. Домашнее задание: (слайд 13)

    п. 3, № 63, № 76, № 92.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here