Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 19 им.Н.З.Поповичевой г.Липецка

Урок математики в 6 классе по теме:
Решение задач с процентами

подготовила

учитель математики

Маликова Ольга Георгиевна

Липецк, 2013

Тема урока: « Решение задач с процентами». (6 класс)

Тип урока: урок обобщения знаний.

Форма проведения: урок с использованием информационно коммуникационных технологий.

Цели урока:

1) Дидактические: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «проценты»;

закрепить навык решения всех типов задач на проценты, а также

решение задач на простые и сложные проценты.

2) Развивающая: продолжить развитие логического мышления и мировоззрения

учащихся.

3) Воспитательная: продолжить воспитание у школьников устойчивого интереса к

математике.

На уроке используются: экран, проектор, ноутбуки или компьютеры, таблица,

индивидуальные карточки для учащихся.

Ход урока: 1. Организационный момент.

2. Постановка цели урока.

3. Актуализация знаний: историческая справка, проверка домашнего

задания, устная работа, математический диктант.

4. Занимательная математика.

5. Решение задач.

6. Самостоятельная работа.

7. Рефлексия (итог урока).

Приложения: презентация.ppt, тесты.exe

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодняшний урок мы начнём с загадки, отгадайте, что это за слово? (слайд 1)

Часть слова первая — предлог,

Вторая – мелкая монета,

А весь он, он бы нам помог

При счёте, ну и что же это? (Процент)

Итак, тема нашего урока «Проценты». (слайд 2)

Запишите в тетради число, классная работа и тему урока.

2. Постановка цели урока.

А где в повседневной жизни встречается понятие процента. Приведите утверждения с процентами (дети приводят примеры). Итак, мы видим как часто встречается понятие процента, как необходимо знать и понимать что это. И цель нашего сегодняшнего урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Проценты», отработать навык решения задач на проценты.

3. Актуализация знаний.

— Дайте математическое определение процента.

(Процентом – называется 1/100 часть. 1% = 1/100) (слайд 3)

— Чему равна вся величина? (т.к. 1% = 1/100, то вся величина равна 100%)

— Но откуда произошло слово «процент» и почему оно так обозначается? (слайд 4)

(1 человек рассказывает об истории, а в это время 3 человека у доски заполняют таблицу для проверки домашнего задания)

1% = Урок математики с использованием ИКТ по теме "Решение задач с процентами", 6 класс = 0,01

Урок математики с использованием ИКТ по теме "Решение задач с процентами", 6 класс Типы

Задач

Способы

решения

Нахождение % от числа.

Нахождение числа по его %.

Ск. % одно число составляет от другого?

Найти 17% от 34

Найти число, если 17% его сост. 34

Ск. % составляет 17 от 34

Обыкновенные

дроби

34 : 100 ∙ 17 = 5,78

34 : 17 ∙ 100 = 200

Урок математики с использованием ИКТ по теме "Решение задач с процентами", 6 класс= Урок математики с использованием ИКТ по теме "Решение задач с процентами", 6 класс= 50%

Десятичные дроби

17% = 0,17

0,17 ∙ 34 = 5,78

34 : 0,17 = 200

17 : 34 = 0,5 = 50%

Пропорция

17% — х

100% — 34

Урок математики с использованием ИКТ по теме "Решение задач с процентами", 6 класс; х = 5,78

34 – 17%

х – 100%

Урок математики с использованием ИКТ по теме "Решение задач с процентами", 6 класс; х = 200

34 – 100%

17 – х%

Урок математики с использованием ИКТ по теме "Решение задач с процентами", 6 класс; х = 50

— Ребята, вспомните, какие типы задач на проценты мы знаем? (слайд 5)

Задачи на проценты

Урок математики с использованием ИКТ по теме "Решение задач с процентами", 6 класс

Нахождение процентов Нахождение числа Сколько процентов составляет

от числа. по его проценту. одно число от другого?

(слайд 6) Посмотрите на эти схемы, придумайте задачу к каждой схеме и решите тремя способами(устно):

220 – 100% 120 – 15% ? (Какая задача спрятана, на какой

х — 15% х — 100% тип, придумайте задачу)

(слайд 7) Выполните устно следующее задание:

Докажите или опровергните высказывания:

1. 0,6 b составляют 30% от 2b; (истинно)

2. 0,4 с на 40% меньше, чем с; (ложно)

3. 2d на 200% больше, чем d; (ложно)

4. 30% равны одной трети; (ложно)

5. 76% больше трёх четвертей; (истинно)

6. Увеличить на 300% — это увеличить в 3 раза; (ложно)

7. Уменьшить на 50% — это уменьшить в 2 раза; (истинно)

8. 200 г 10% сахарного сиропа содержит 10 г сахара. (ложно)

А теперь проведём математический диктант. Запишите в тетради номер варианта и записывайте только номер задания и ответ. (слайд 8)

Проверка осуществляется в форме взаимопроверки (меняются друг с другом тетрадями, проверяют и выставляют оценки: 7 верных ответов – «5»; 6 верных ответов – «4»; 4-5 верных ответов – «3»)

I ВАРИАНТ

II ВАРИАНТ

  1. Найдите 8% от 400.

  2. Найдите число, 5% которого равны 20.

  3. Сколько процентов составляет 8 от 40?

  4. Как называется 1% от метра?

  5. Число 60 увеличили на 15. На сколько процентов увеличили число?

  6. Цена на шоколад понизилась на 10%.

Сколько теперь будет стоить 10-рублёвая шоколадка?

  1. Некоторое число увеличили в 5 раз. На сколько процентов увеличили число?

  1. Найдите 6% от 700.

  2. Найдите число, 20% которого равны 40.

  3. Сколько процентов составляет 6 от 50?

  4. Как называется 1% от рубля?

  5. Число 75 уменьшили на 15. На сколько процентов уменьшили число.

  6. Мартышка собиралась съесть 30 бананов, но съела на 20% больше. Сколько бананов съела мартышка?

  7. Некоторое число увеличили на 500%. Во сколько раз увеличили число?

Ответы: I вариант: 1) 32; 2) 400; 3) 20%; 4)сантиметр; 5) 25%; 6) 9 руб.; 7) 400%. (слайд 9) II вариант: 1) 42; 2) 200; 3) 12%; 4) копейка; 5) 20%; 6) 36 бананов; 7) 6 раз.

4. Немного занимательной математики.

Блез Паскаль говорил: «Предмет математика настолько серьёзен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным».

Поэтому я предлагаю послушать сказку «Хитрые проценты» (дети читают по ролям). Но будьте внимательны. Вам нужно будет сформулировать, какую задачу пришлось решать героям данной сказки. (слайды 10 – 16)

Хитрые проценты.

Жили — были в Африке непоседливая Мартышка, рассудительный Удав, болтливый Попугай и очень умный Слонёнок. Да-да! Те самые, которых придумал писатель Григорий Остер.

Однажды Удав сказал: «Надоело мне ползать по земле. И не видно ничего, и медленно. Давайте купим вертолёт и посадим в него меня». «И меня, — закричала Мартышка. – Мы полетим быстрее Попугая!»

«Это мы ещё посмотрим», — возразил Попугай. А Слонёнок очень огорчился: «Меня в вертолёт не посадишь. Авария будет!»

Слонёнка утешил Удав: «Ты будешь судьёй нашего соревнования. Но где нам взять вертолёт?» «Я придумала! – заорала мартышка. – Пусть Попугай слетает в магазин и купит там заводной вертолёт. Он стоит сто бананов, и я их сейчас соберу».

Собрала Мартышка сто бананов, и Попугай полетел в город. Вернулся он очень быстро. «Где мой вертолёт?» — спросил Удав. «Где мои бананы?» — закричала Мартышка. «Вертолёты подорожали, — объявил Попугай, — на 10 процентов. Так что бананов не хватило, и я раздал их детям. Дети сказали мне, что завтра вертолёты снова подешевеют. И опять на 10 процентов».

Наутро Попугай, захватив новые сто бананов, полетел в магазин. Скоро Попугай вернулся с прекрасным вертолётом.

«Почему это ты облизываешься?» — подозрительно спросила Попугая Мартышка». «А потому, что я съел оставшийся банан». «Не понимаю, — сказал Удав. – Вертолёт сначала стоил сто бананов. Потом он подорожал на 10 процентов, потом подешевел тоже на 10 процентов». «А я тебе дала ровно сто бананов», — вмешалась Мартышка». «Я и сам не понимаю, — сказал Попугай, но банан был очень вкусный». И он расправил крылья, готовясь к соревнованию.

А Слонёнок сказал так: «Когда вертолёт подорожал, он стал стоить сто десять бананов. А подешевел он на десять процентов от ста десяти, то есть на одиннадцать бананов. Значит, теперь вертолёт стоит девяносто девять бананов, и всё правильно. Ну, летите, а я буду судить».

— Итак, сформулируйте задачу? Почему цена на бананы уменьшилась?

5. Решение задач.

2 человека получают индивидуальные карточки и работают на скрытых досках.

Карточка 1. По закону о защите прав потребителя продавец несёт ответственность за

каждый день задержки выполнения требований потребителя о замене

некачественного товара в размере одного процента стоимости товара. Какова

была стоимость товара, если с учётом задержки на 15 дней продавец

вынужден был заплатить 1840 рублей?

Карточка 2. Парки и скверы в городе N занимают 20% от площади города. Городскими

властями решено ежегодно увеличивать площади зелёных насаждений на

15% от прошлогодних площадей (до достижения нормальной экологической

обстановки). На сколько увеличится площадь зелёных насаждений через 3

года, если площадь города составляет 30 км2? (Ответ округлите до целых).

Остальные решают задачи (слайд 17) (один ученик работает у доски):

1. Слонёнок за весну похудел на 20%, потом поправился за лето на 30%, за осень опять

похудел на 20% и за зиму прибавил в весе на 10%. Остался ли за этот год его вес

прежним? Если изменился, то на сколько процентов и в какую сторону?

Решение: 1) 80 + 80 ∙ 0,3 = 104% — после лета.

2) 104 – 104 ∙ 0,2 = 83,2% — после осени.

3) 83,2 + 83,2 ∙ 0,1 = 91,52% — после зимы.

Ответ: похудел на 8,48%.

2. Хранили 20 кг крыжовника, ягоды которого содержат 99% воды. Содержание воды в

ягодах уменьшилось до 98%. Сколько крыжовника получится в результате?

Решение: 1) 20 ∙ 0,01 = 0,2 (кг) – сухого вещества.

2) 0,2 : 0,02 = 10 (кг) – стало крыжовника.

Ответ: 10 кг.

— Ребята, а какие задачи на проценты мы с вами ещё не повторили? (задачи на простые и сложные проценты)

— В каких задачах обычно встречаются простые и сложные проценты? (в задачах на банковские расчёты)

— Но законы простого и сложного процентного роста встречаются не только в задачах на банковские расчёты. Проверяются и комментируются задачи, которые дети решали на индивидуальных карточках.

Карточка 1. (слайд 18)

Решение: Sn = ( 1 + Урок математики с использованием ИКТ по теме "Решение задач с процентами", 6 класс)Sформула простого процентного роста.

1840 = (1 + Урок математики с использованием ИКТ по теме "Решение задач с процентами", 6 класс)S;

S = 1600. Ответ: 1600 рублей.

— Всегда ли формула имеет такой вид? Если Sn = ( 1 — Урок математики с использованием ИКТ по теме "Решение задач с процентами", 6 класс)S, то какой рост?

Карточка 2. (слайд 19)

Решение: Sn = (1 + Урок математики с использованием ИКТ по теме "Решение задач с процентами", 6 класс)nSформула сложного процентного роста.

1) 30 ∙ 0,2 = 6 (км2) – парки и скверы.

2) (1 + Урок математики с использованием ИКТ по теме "Решение задач с процентами", 6 класс)3 ∙ 6 ≈ 9 (км2) через 3 года.

3) 9 – 6 = 3 (км2) – увеличение.

Ответ: на 3 км2.

— В чём состоит разница простого и сложного процентного роста? (при простом росте процент каждый раз исчисляется, исходя из начального значения, а при сложном росте он исчисляется из предыдущего значения. При простом росте 100% — начальная сумма, а при сложном 100% каждый раз новые – предыдущее значение).

6. Самостоятельная работа

Обучающиеся работают на компьютерах или ноутбуках.

Выполняют задания по вариантам: «Тест – вариант 1» и «Тест- вариант 2»

7. Рефлексия. Итог урока. (слайд 20)

Что нового узнали сегодня на уроке?

— Что повторили?

— Чью работу на уроке вы можете сегодня отметить? (Оценки)

Оцените свою работа. Начертите отрезок, на одном конце 0 (ничего не понятно) на другом 1(всё понятно). Выставите любую фигурку, которая покажет уровень понимания, того чем мы занимались на сегодняшнем уроке.

Урок математики с использованием ИКТ по теме "Решение задач с процентами", 6 класс

Урок математики с использованием ИКТ по теме "Решение задач с процентами", 6 классУрок математики с использованием ИКТ по теме "Решение задач с процентами", 6 класс

0 1

Домашнее задание: № 490, 497, придумайте задачу, решением которой является уравнение 1,5х – 3 = х + 7,5 и решите его методом «весов».

(слайд 21)

Используемая литература

1. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. Учебник для 6 класса. Часть 1. – М: Ювента,

2010

Используемые Интернет-ресурсы

1. Сказка «Хитрые проценты». http://proekt-procenti.narod.ru/12.htm

2. Компьютерные тесты по математике. И.Жаборовский. http ://urokimatematiki .ru

3. Картинки. http://images.yandex.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here