Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Черемшанская средняя общеобразовательная школа № 1»
Черемшанского муниципального района РТ
Урок математики в 1 классе на тему
«В гостях у Геометрии.
Внутри и снаружи»
Из опыта работы учителя
начальных классов
Плотниковой Валентины Георгиевны
Тема занятия: В гостях у Геометрии. Внутри и снаружи.
Цель:
— Уточнение представления детей о геометрических фигура
Задачи:
— Развитие познавательного интереса.
— Развитие навыков коллективной работы
— Развитие интереса к решению нестандартных заданий
— Воспитание коллективизма, стремление к творческой деятельности
Мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение
Вид занятия — занятие-исследование
ХОД ЗАНЯТИЯ
I Положительный настрой на занятие
(Учимся, играя)
Уч. – Я рада нашей новой встрече
Мне с вами всегда интересно, друзья!
И обдуманные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Уч. – Чем будем заниматься сегодня на занятии?
Д. (все) — Сегодня вновь мы будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
Уч. – Чтобы всё получилось удачно – работаем как всегда под девизом:
Все: — «Сделай сам, помоги другому».
Уч. – Во – первых, приведём наш ум в рабочую готовность.
II Задания на логическое мышление
1. Вова ищет друзей, которые спрятались от него. Вдруг он замечает, что за забором виднеются 8 ног. Сколько же детей за забором? Подумали? Покажите на пальчиках ответ. (4)
— Уч. — Почему так думаете? Расскажите нам, поделитесь своими мыслями.
— Уч.- А сейчас на ощупь попробуйте узнать какая фигура спряталась?
(показываем классу – они сигнализируют — согласны или нет, если нет, то почему?)
-Уч. — Что это у нас, как их можно назвать? (геометрические фигуры)
— Уч — ( Выходят 4 ученика). Возьмите домики в руки.
— Уч. — У жителей этих домиков проблема? Они не знают куда им идти?
— УЧ.- А вам нужно проводить каждого жителя в свой домик, объясняя почему подошли к нему. ( по одному выходят)
— УЧ. – Какой житель остался? Как мы его назовем? Почему он не может попасть в свой домик?
(такого домика нет.)
— Уч. — Скажите, как мы назовем всех жильцов ?
(геометрические фигуры) Фигуры садятся
III Проблемная ситиуция
— Уч. – Кто из вас сможет поставить точку так, чтобы она находилась внутри круга и треугольника, но вне овала. (1-2 пробуют на чертеже).
— Уч. – К концу нашего занятия тот, кто будет с нами хорошо работать, эту проблему сможет быстро разрешить. Итак, в путь, за знаниями.
IV Частично- поисковое задание
Уч. – У вас на столах лежат рамки с геом. фигурами. Найдите среди них фигуру,
которая совсем не похожа на другие. Возьмите чистый листочек и обведите.
— Уч. — Поставьте 3 точки красным карандашом внутри круга. (проверяю, общаясь в группе).
-Уч. — Поставьте 3 точки зеленым карандашом снаружи круга.
— Уч. — Подумайте в группах, порассуждайте – где можно больше поставить точек внутри или снаружи круга? Почему?
(внутри меньше места, значит и точек меньше поставить можно)
-Уч. — Сейчас я поставлю точку. Где она оказалась: внутри или снаружи?
Обсудите в группах.
Д. – И не внутри и не снаружи, а где? (на границе)
Уч. – Границу круга называют окружностью.
-Уч. — Послушайте, что про окружность расскажет Оля.
Оля – У круга есть одна подруга
Знакома всем её наружность.
Она идет по краю круга
И называется – окружность.
V Практическая работа
— Уч.. — Заштрихуйте внутреннюю часть круга – красным цветом,
— Внешнюю часть – зеленым.
— Границу круга обведите синим карандашом.
— Уч.- Начертите по разметке 2 окружности так: (показать 2 пересекающихся кольца)
— Одну — красным карандашом;
— Другую – синим.
— Поставьте красную точку так, чтобы она попала в красный круг, но не в синий.
— Теперь синим карандашом так, чтобы оказалась точка в синем круге, но не в красном.
— Берем в руки зеленый карандаш и им ставим три точки так, чтобы они оказались и в красном и в синем круге.
— Как назовем это место для двух кругов?
— Д. — Общее место (пересечение двух кругов)
— Уч. — Закрасьте общее место для двух фигур зеленым карандашом.
— Уч. — Красным цветом на чертеже закрасьте то место, где все точки попадут только в красный круг. Синим – только в синий круг, но не в красный.
Физминутка
Встанем дружно мы с тобой,
Разведем руками.
Хлоп –
Треугольник над головой
Сделали мы сами.
Хлоп руками пред собой –
И в замочек их заключим,
Появился круг большой, Тот, который мы здесь учим.
А теперь он будет рад, Если сложишь ты квадрат.
-Уч. — На столе у вас лежат чертежи квадратиков. Найдите и закрасьте их общую часть.
— Какая фигура получилась? (квадрат, четырехугольник)
— Уч. — Попробуйте начертить два квадрата с помощью рамочек так, чтобы общая часть имела форму треугольника.
— Закрасьте их общую часть.
— Уч. — Начертите два квадрата так, чтобы у них была только общая сторона. Общую сторону отметьте красным карандашом.
— Когда выполните, посмотрите у других, если не так, докажите, почему у вас так.
-Уч. – Попробуйте в группах обсудить и начертить 2 квадрата так, чтобы они имели только одну общую точку.
— Отметьте её красным карандашом.
(По одному из группы выходят и показывают)
— Уч. — Сложи из пяти палочек два треугольника. Как они должны быть расположены? (у них общая сторона)
— Отметьте общую сторону красной палочкой.
Можно ли отодвинуть один треугольник от другого? Почему? (общая сторона есть)
Уч. — Возьмите со стола чертёж, с которым мы начинали работать в начале урока. Кто из вас сейчас сможет поставить точку так, чтобы она находилась внутри круга и треугольника, но вне овала. (Пробуют поставить точку.)
— На столах лежат рисунки.
-Надо найти общие места и закрасить их. Посмотрим, кто больше найдет. (работают)
Уч. – Дома докрасите и потом поделитесь своими находками с друзьями.
VI Рефлексия .
— Что нового узнали на сегодняшнем занятии? Чему научились? (находить общее место, узнали, что в круге меньше места, чем за кругом.
-Что понравилось сегодня на занятии?
— Довольны ли вы своей работой?
Концовка
-
Мы гостей сегодня ждали
-
И с волнением встречали.
-
Хорошо ли мы умеем
-
Рассуждать и отвечать?
-
Не судите очень строго,
-
Ведь учились мы немного.
-
Приходите снова к нам,
-
Рады мы всегда гостям!
Используемая литература:
Мастер-класс учителя нач. школы. Разработки уроков, разработки внеклассных материалов. Методическое пособие. – М.:Издательство «Глобус», 2010.
Журнал «Начальная школа» 2010г.