Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Черемшанская средняя общеобразовательная школа № 1»

Черемшанского муниципального района РТ

Урок математики в 1 классе на тему

«В гостях у Геометрии.

Внутри и снаружи»

Из опыта работы учителя

начальных классов

Плотниковой Валентины Георгиевны

Тема занятия: В гостях у Геометрии. Внутри и снаружи.

Цель:

— Уточнение представления детей о геометрических фигура

Задачи:

— Развитие познавательного интереса.

— Развитие навыков коллективной работы

— Развитие интереса к решению нестандартных заданий

— Воспитание коллективизма, стремление к творческой деятельности

Мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение

Вид занятия — занятие-исследование

ХОД ЗАНЯТИЯ

I Положительный настрой на занятие

(Учимся, играя)

Уч. – Я рада нашей новой встрече

Мне с вами всегда интересно, друзья!

И обдуманные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Уч. – Чем будем заниматься сегодня на занятии?

Д. (все) — Сегодня вновь мы будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

Уч. – Чтобы всё получилось удачно – работаем как всегда под девизом:

Все: — «Сделай сам, помоги другому».

Уч. – Во – первых, приведём наш ум в рабочую готовность.

II Задания на логическое мышление

1. Вова ищет друзей, которые спрятались от него. Вдруг он замечает, что за забором виднеются 8 ног. Сколько же детей за забором? Подумали? Покажите на пальчиках ответ. (4)

— Уч. — Почему так думаете? Расскажите нам, поделитесь своими мыслями.

— Уч.- А сейчас на ощупь попробуйте узнать какая фигура спряталась?

(показываем классу – они сигнализируют — согласны или нет, если нет, то почему?)

-Уч. — Что это у нас, как их можно назвать? (геометрические фигуры)

— Уч — ( Выходят 4 ученика). Возьмите домики в руки.

— Уч. — У жителей этих домиков проблема? Они не знают куда им идти?

— УЧ.- А вам нужно проводить каждого жителя в свой домик, объясняя почему подошли к нему. ( по одному выходят)

— УЧ. – Какой житель остался? Как мы его назовем? Почему он не может попасть в свой домик?

(такого домика нет.)

— Уч. — Скажите, как мы назовем всех жильцов ?

(геометрические фигуры) Фигуры садятся

III Проблемная ситиуция

Уч. – Кто из вас сможет поставить точку так, чтобы она находилась внутри круга и треугольника, но вне овала. (1-2 пробуют на чертеже).

— Уч. – К концу нашего занятия тот, кто будет с нами хорошо работать, эту проблему сможет быстро разрешить. Итак, в путь, за знаниями.

IV Частично- поисковое задание

Уч. – У вас на столах лежат рамки с геом. фигурами. Найдите среди них фигуру,

которая совсем не похожа на другие. Возьмите чистый листочек и обведите.

Уч. — Поставьте 3 точки красным карандашом внутри круга. (проверяю, общаясь в группе).

-Уч. — Поставьте 3 точки зеленым карандашом снаружи круга.

— Уч. — Подумайте в группах, порассуждайте – где можно больше поставить точек внутри или снаружи круга? Почему?

(внутри меньше места, значит и точек меньше поставить можно)

-Уч. — Сейчас я поставлю точку. Где она оказалась: внутри или снаружи?

Обсудите в группах.

Д. – И не внутри и не снаружи, а где? (на границе)

Уч. – Границу круга называют окружностью.

-Уч. — Послушайте, что про окружность расскажет Оля.

Оля – У круга есть одна подруга

Знакома всем её наружность.

Она идет по краю круга

И называется – окружность.

V Практическая работа

— Уч.. — Заштрихуйте внутреннюю часть круга – красным цветом,

— Внешнюю часть – зеленым.

— Границу круга обведите синим карандашом.

— Уч.- Начертите по разметке 2 окружности так: (показать 2 пересекающихся кольца)

— Одну — красным карандашом;

— Другую – синим.

— Поставьте красную точку так, чтобы она попала в красный круг, но не в синий.

— Теперь синим карандашом так, чтобы оказалась точка в синем круге, но не в красном.

— Берем в руки зеленый карандаш и им ставим три точки так, чтобы они оказались и в красном и в синем круге.

— Как назовем это место для двух кругов?

— Д. — Общее место (пересечение двух кругов)

— Уч. — Закрасьте общее место для двух фигур зеленым карандашом.

— Уч. — Красным цветом на чертеже закрасьте то место, где все точки попадут только в красный круг. Синим – только в синий круг, но не в красный.

Физминутка

Встанем дружно мы с тобой,

Разведем руками.

Хлоп –

Треугольник над головой

Сделали мы сами.

Хлоп руками пред собой –

И в замочек их заключим,

Появился круг большой, Тот, который мы здесь учим.

А теперь он будет рад, Если сложишь ты квадрат.

-Уч. — На столе у вас лежат чертежи квадратиков. Найдите и закрасьте их общую часть.

Какая фигура получилась? (квадрат, четырехугольник)

— Уч. — Попробуйте начертить два квадрата с помощью рамочек так, чтобы общая часть имела форму треугольника.

Закрасьте их общую часть.

— Уч. — Начертите два квадрата так, чтобы у них была только общая сторона. Общую сторону отметьте красным карандашом.

— Когда выполните, посмотрите у других, если не так, докажите, почему у вас так.

-Уч. – Попробуйте в группах обсудить и начертить 2 квадрата так, чтобы они имели только одну общую точку.

— Отметьте её красным карандашом.

(По одному из группы выходят и показывают)

— Уч. — Сложи из пяти палочек два треугольника. Как они должны быть расположены? (у них общая сторона)

— Отметьте общую сторону красной палочкой.

Можно ли отодвинуть один треугольник от другого? Почему? (общая сторона есть)

Уч. — Возьмите со стола чертёж, с которым мы начинали работать в начале урока. Кто из вас сейчас сможет поставить точку так, чтобы она находилась внутри круга и треугольника, но вне овала. (Пробуют поставить точку.)

— На столах лежат рисунки.

-Надо найти общие места и закрасить их. Посмотрим, кто больше найдет. (работают)

Уч. – Дома докрасите и потом поделитесь своими находками с друзьями.

VI Рефлексия .

— Что нового узнали на сегодняшнем занятии? Чему научились? (находить общее место, узнали, что в круге меньше места, чем за кругом.

-Что понравилось сегодня на занятии?

— Довольны ли вы своей работой?

Концовка

  1. Мы гостей сегодня ждали

  2. И с волнением встречали.

  1. Хорошо ли мы умеем

  2. Рассуждать и отвечать?

  1. Не судите очень строго,

  2. Ведь учились мы немного.

  1. Приходите снова к нам,

  2. Рады мы всегда гостям!

Используемая литература:

Мастер-класс учителя нач. школы. Разработки уроков, разработки внеклассных материалов. Методическое пособие. – М.:Издательство «Глобус», 2010.

Журнал «Начальная школа» 2010г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here