Урок математики в 1 классе

(дидактическая система Л.В. Занкова)

Тема: «Луч. Построение луча»

Цель урока: — сформировать у учащихся первичное представление о луче;

— применять полученные знания в знакомой и новой учебных ситуациях.

Номер урока: 25

Тип урока: урок предъявления новых знаний

Задачи урока:

  1. Ознакомить обучающихся с новой геометрической фигурой – лучом, обучать различать прямую линию, отрезок, луч, чертить луч.

  2. Способствовать развитию у учащихся произвольного внимания, памяти, познавательной активности, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать умозаключения и выводы, самостоятельно работать.

  3. Способствовать формированию у обучающихся умения вести учебный диалог при использовании разных форм работы.

  4. Активизировать интерес к предмету, аккуратность, точность, самостоятельность, взаимоподдержку, самоконтроль.

Оборудование: альбомы, веер с геометрическими фигурами, карточки с заданием, компьютер, проектор, интерактивная доска.

План урока

Этапы урока

Содержание деятельности

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза. Вижу, что все вы готовы к работе.

Дети проверяют глазами, что приготовили к уроку.

Личностные УУД.

Осознание себя как

ученика.

Умение приготовить все необходимое к уроку.

Стремление выполнить работу.

2. Актуализация базовых знаний

И сегодня мы с вами отправляемся в очередное путешествие по Великой стране Математике (Слайд 1) и побываем в уже известном нам городе Геометрии (Слайд 2). А нашим экскурсоводом сегодня будет Карандаш (Слайд 2). Со многими жителями города вы уже знакомы и сможете без труда их узнать. А начнем мы наше путешествие с улицы Фигурной (Слайд 3), попробуйте узнать жителей этой улицы. А для этого я вам буду загадывать загадки, а ответы вы будите показывать с помощью ваших вееров. Итак, начинаем.

Игра: “Узнай меня”.

— Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, —
Ну, пожалуй, и довольно! —
Что ты видишь? — …

viki.rdf.ru/item/317/

слайд 13

viki.rdf.ru/item/3402/

(на доске появляется треугольник)

— Не овал я и не круг,

Треугольнику я друг,

Прямоугольнику я брат,

Ведь зовут меня……

Слайд 12

(на доске появляется квадрат.)

Нет углов у меня,

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо.

Кто же я такой, друзья?

Слайд 11

(на доске появляется круг.)

— Рассмотрите фигуры.

Что их объединяет?

Чем отличаются?

Какая фигура лишняя?

-Знаете, ребята, у данных фигур разный характер. Круг веселее, чем треугольник, а треугольник веселее, чем квадрат.

— Кто самый веселый?

— А кто самый грустный?

— Молодцы, с заданием справились.

На партах у каждого ребенка веер с геометрическими фигурами.

Учащиеся выбирают и показывают нужную фигуру

Треугольник

Квадрат

Круг

Это геометрические фигуры.

Они все разного цвета, размера, имеют разную форму.

Квадрат – другого цвета.

Круг — он без углов и у него нет отрезков.

Круг.

Квадрат.

Познавательные УУД.

Умение наблюдать с целью выделения существенных признаков.

Анализ и группировка по признакам.

Коммуникативные УУД.

Умение доказывать своё мнение.

Понимание возможности различных точек зрения.

Познавательные УУД.

Выделение лишнего,

выбор основания.

3. Подготовка проблемной ситуации.

4. Целеполагание и мотивация

— Как вы думаете, что мы можем нарисовать, используя эти геометрических фигур?

(выслушиваются ответы детей)

— Посмотрите, что я нарисовала (Слайд 5, появляется нарисованный домик из геометрических фигур)

Теперь вы в своих альбомах простым карандашом нарисуйте домики, из тех же фигур, которые использовала я в своем рисунке.

— Очень красивые получились у вас домики, молодцы, а сейчас я предлагаю вам нарисовать еще один предмет, а какой вы мне ответите, после того, как отгадаете мою следующую загадку.

Среди поля голубого —

Яркий блеск огня большого.

Не спеша, огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну, конечно, это …….

viki.rdf.ru/item/302/download

-Скажите, на какую геометрическую фигуру похоже наше солнышко?

— Но солнышко, это не только круг, а еще и лучи.

Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч.
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто — …

Дети высказывают свои предложения

Ребята работают самостоятельно.

Солнце

Круг

Луч

Коммуникативные УУД.

Участие в коллективном диалоге.

Личностные УУД.

Интерес к новому.

Регулятивные УУД.

Познавательные УУД.

Самостоятельное моделирование.

Регулятивные УУД.

Оценка

5. Работа над новым материалом.

— Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить?

— Верно. Тема нашего урока – ЛУЧ, мы узнаем много нового о нём и научимся его строить.

-Ребята, а может кто–то уже нам может ответить, что такое луч? Обсудите это в парах.

-Кто готов, мы сейчас послушаем.

— Давайте нарисуем на наших рисунках солнышко с лучами.

(Дети рисуют на своих рисунках)

-А сколько лучей получилось у вашего солнышка?

— А теперь посмотрите, какое солнышко я нарисовала, и посчитайте мои лучи. (Слайд 5)

— Один луч, два луча……

— Карандашу и мне очень интересно, сколько лучей можно провести из одной точки? Обсудите это в парах.

Вывод.

Луч – это прямая линия, у которой есть начало, но нет конца.

Дети рисуют самостоятельно.

Дети озвучивают свои варианты

Один ученик выходит к доске и показывает, а считают все хором.. (8)

Из одной точке можно провести разное количество лучей и примером служит наше солнышко.

Регулятивные УУД,

Постановка учебной задачи.

Регулятивные УУД.

Осознание того, что знают.

Коммуникативные УУД.

Умение доказать свою мысль.

Умение точно выражать свои мысли.

Умение слушать и слышать.

Познавательные УУД.

Развитие математической речи.

Познавательные УУД.

Подведение под понятие.

6. Физминутка

7. Перенос знаний в новую ситуацию

8. Практическая работа

9.Итог урока

Ребята на пару получают табличку с буквами для игры «Найди слово»

— Договоритесь, кто будет работать карандашом, а кто будет следить. Начинаем от красной точки.

Диктуется маршрут, дети ведут карандашом линию от буквы к букве. (Приложение 1)

— Проведите из точки луч вверх по клеточкам, из этой же точки луч — в сторону, а теперь луч вниз.

–Проверяем. С какой буквы начали?

— Прочитайте, какие слова у вас получились?

— Так скажите, сколько лучей мы можем провести из одной точки?

— А теперь продолжим наше путешествие. Вместе с нашим экскурсоводом Карандашом отправимся на улицу Линейную (Слайд 6). Здесь живут веселые и добрые наши друзья.

— Как вы думаете, кто они?

— Что вы знаете о прямой линии? Начертите в альбоме прямую линию.

-Поставьте 3 точки так, чтобы они лежали на прямой и проведите из этих точек вверх 3 прямые линии. Что у вас получилось?

Докажите, что это лучи?

— На крайнем левом луче нарисуйте цветок синего цвета.

— На крайнем правом цветок красного цвета.

А на луче, который находится в середине, нарисуйте бабочку.

— Покажите в парах свою работу друг другу.

Если есть ошибки, помогите их исправить. Сравните свои работы с моей. (Слайд 7) У кого получилось точно, как у меня, поднимите руки.

-Вот и закончилось наше воображаемое путешествие. Мы прощаемся с городом Геометрией, его прекрасными жителями – геометрическими фигурами. Ну и давайте повторим, что же такое луч?

— Ваше терпение и старание помогло сегодня многое узнать, повторить изученное и получить новые знания. Просмотрите задания, которые выполняли, вспомните весь урок и оцените всю свою работу на уроке.

Дети распределяют роли.

Идет работа в паре.

Начали с буквы «Л»

(лак, лук, луч)

Из одной точки мы можем провести любое количество лучей.

Там живут прямые, кривые линии и отрезки и лучи.

У прямой линии нет ни начала, ни конца.

Ребята работают самостоятельно.

Лучи

У них начало, но нет конца.

Ребята проверяют работу, помогают.

Ответы детей.

Коммуникативные УУД.

Регулятивные УУД.

Умение договариваться и выполнять общую работу.

Регулятивные УУД.

Познавательные УУД.

Развитие внимания.

Способность к мобилизации.

Регулятивные УУД.

Контроль.

Регулятивные УУД.

Познавательные УУД.

Самостоятельное моделирование.

Коммуникативные УУД.

Адекватно реагировать на высказывания сверстников.

Познавательные УУД.

Структурирование знаний.

Умение слушать и слышать.

Регулятивные УУД.

Оценка.

10. Рефлексия

Засветите нужный огонёк в окошке домика, который у вас на столе.

Зелёный цвет – работал отлично, всё получилось.

Жёлтый цвет – не всё в работе удалось.

Красный цвет – многое не понял, работа не удалась.

(Слайд 8)

Урок окончен. Спасибо за хорошую работу на уроке.

Дети закрашивают окошко нужным цветом и показывают учителю. Если нужно, то объясняют своё решение.

Познавательные УУД.

Контроль и оценка процесса деятельности.

Приложение 1.

К

О

М

А

Р

Т

Л.

У

К

У

М

А

Ч

Т

О

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here