Урок математики в 1 классе
(дидактическая система Л.В. Занкова)
Тема: «Луч. Построение луча»
Цель урока: — сформировать у учащихся первичное представление о луче;
— применять полученные знания в знакомой и новой учебных ситуациях.
Номер урока: 25
Тип урока: урок предъявления новых знаний
Задачи урока:
-
Ознакомить обучающихся с новой геометрической фигурой – лучом, обучать различать прямую линию, отрезок, луч, чертить луч.
-
Способствовать развитию у учащихся произвольного внимания, памяти, познавательной активности, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать умозаключения и выводы, самостоятельно работать.
-
Способствовать формированию у обучающихся умения вести учебный диалог при использовании разных форм работы.
-
Активизировать интерес к предмету, аккуратность, точность, самостоятельность, взаимоподдержку, самоконтроль.
Оборудование: альбомы, веер с геометрическими фигурами, карточки с заданием, компьютер, проектор, интерактивная доска.
План урока
Содержание деятельности
| Формирование УУД | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
1.Организационный момент
| — Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть ваши добрые, веселые глаза. Вижу, что все вы готовы к работе. | Дети проверяют глазами, что приготовили к уроку. | Личностные УУД. Осознание себя как ученика. Умение приготовить все необходимое к уроку. Стремление выполнить работу. |
2. Актуализация базовых знаний
| И сегодня мы с вами отправляемся в очередное путешествие по Великой стране Математике (Слайд 1) и побываем в уже известном нам городе Геометрии (Слайд 2). А нашим экскурсоводом сегодня будет Карандаш (Слайд 2). Со многими жителями города вы уже знакомы и сможете без труда их узнать. А начнем мы наше путешествие с улицы Фигурной (Слайд 3), попробуйте узнать жителей этой улицы. А для этого я вам буду загадывать загадки, а ответы вы будите показывать с помощью ваших вееров. Итак, начинаем. Игра: “Узнай меня”.
— Три вершины тут видны, Три угла, три стороны, — viki.rdf.ru/item/317/ слайд 13 viki.rdf.ru/item/3402/
(на доске появляется треугольник)
— Не овал я и не круг, Треугольнику я друг, Прямоугольнику я брат, Ведь зовут меня…… Слайд 12 (на доске появляется квадрат.)
Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо. Кто же я такой, друзья? Слайд 11 (на доске появляется круг.)
— Рассмотрите фигуры. Что их объединяет? Чем отличаются?
Какая фигура лишняя?
-Знаете, ребята, у данных фигур разный характер. Круг веселее, чем треугольник, а треугольник веселее, чем квадрат.
— Кто самый веселый? — А кто самый грустный? — Молодцы, с заданием справились. |
На партах у каждого ребенка веер с геометрическими фигурами. Учащиеся выбирают и показывают нужную фигуру
Треугольник
Квадрат
Круг
Это геометрические фигуры. Они все разного цвета, размера, имеют разную форму. Квадрат – другого цвета. Круг — он без углов и у него нет отрезков.
Круг. Квадрат.
|
Познавательные УУД. Умение наблюдать с целью выделения существенных признаков. Анализ и группировка по признакам. Коммуникативные УУД. Умение доказывать своё мнение. Понимание возможности различных точек зрения.
Познавательные УУД. Выделение лишнего, выбор основания.
|
3. Подготовка проблемной ситуации.
4. Целеполагание и мотивация
| — Как вы думаете, что мы можем нарисовать, используя эти геометрических фигур? (выслушиваются ответы детей) — Посмотрите, что я нарисовала (Слайд 5, появляется нарисованный домик из геометрических фигур) Теперь вы в своих альбомах простым карандашом нарисуйте домики, из тех же фигур, которые использовала я в своем рисунке. — Очень красивые получились у вас домики, молодцы, а сейчас я предлагаю вам нарисовать еще один предмет, а какой вы мне ответите, после того, как отгадаете мою следующую загадку. Среди поля голубого — Яркий блеск огня большого. Не спеша, огонь тут ходит, Землю-матушку обходит, Светит весело в оконце. Ну, конечно, это ……. viki.rdf.ru/item/302/download -Скажите, на какую геометрическую фигуру похоже наше солнышко? — Но солнышко, это не только круг, а еще и лучи. Он от солнца прилетает, | Дети высказывают свои предложения
Ребята работают самостоятельно.
Солнце
Круг
Луч | Коммуникативные УУД. Участие в коллективном диалоге.
Личностные УУД. Интерес к новому.
Регулятивные УУД. Познавательные УУД. Самостоятельное моделирование.
Регулятивные УУД. Оценка
|
5. Работа над новым материалом.
| — Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить? — Верно. Тема нашего урока – ЛУЧ, мы узнаем много нового о нём и научимся его строить.
-Ребята, а может кто–то уже нам может ответить, что такое луч? Обсудите это в парах. -Кто готов, мы сейчас послушаем.
— Давайте нарисуем на наших рисунках солнышко с лучами. (Дети рисуют на своих рисунках) -А сколько лучей получилось у вашего солнышка? — А теперь посмотрите, какое солнышко я нарисовала, и посчитайте мои лучи. (Слайд 5) — Один луч, два луча……
— Карандашу и мне очень интересно, сколько лучей можно провести из одной точки? Обсудите это в парах. Вывод.
|
Луч – это прямая линия, у которой есть начало, но нет конца.
Дети рисуют самостоятельно.
Дети озвучивают свои варианты Один ученик выходит к доске и показывает, а считают все хором.. (8)
Из одной точке можно провести разное количество лучей и примером служит наше солнышко. | Регулятивные УУД, Постановка учебной задачи.
Регулятивные УУД. Осознание того, что знают. Коммуникативные УУД. Умение доказать свою мысль. Умение точно выражать свои мысли. Умение слушать и слышать.
Познавательные УУД. Развитие математической речи.
Познавательные УУД. Подведение под понятие.
|
6. Физминутка |
|
|
|
7. Перенос знаний в новую ситуацию
8. Практическая работа
9.Итог урока
| Ребята на пару получают табличку с буквами для игры «Найди слово» — Договоритесь, кто будет работать карандашом, а кто будет следить. Начинаем от красной точки. Диктуется маршрут, дети ведут карандашом линию от буквы к букве. (Приложение 1) — Проведите из точки луч вверх по клеточкам, из этой же точки луч — в сторону, а теперь луч вниз.
–Проверяем. С какой буквы начали? — Прочитайте, какие слова у вас получились? — Так скажите, сколько лучей мы можем провести из одной точки? — А теперь продолжим наше путешествие. Вместе с нашим экскурсоводом Карандашом отправимся на улицу Линейную (Слайд 6). Здесь живут веселые и добрые наши друзья. — Как вы думаете, кто они?
— Что вы знаете о прямой линии? Начертите в альбоме прямую линию. -Поставьте 3 точки так, чтобы они лежали на прямой и проведите из этих точек вверх 3 прямые линии. Что у вас получилось? Докажите, что это лучи?
— На крайнем левом луче нарисуйте цветок синего цвета. — На крайнем правом цветок красного цвета. А на луче, который находится в середине, нарисуйте бабочку. — Покажите в парах свою работу друг другу. Если есть ошибки, помогите их исправить. Сравните свои работы с моей. (Слайд 7) У кого получилось точно, как у меня, поднимите руки.
-Вот и закончилось наше воображаемое путешествие. Мы прощаемся с городом Геометрией, его прекрасными жителями – геометрическими фигурами. Ну и давайте повторим, что же такое луч?
— Ваше терпение и старание помогло сегодня многое узнать, повторить изученное и получить новые знания. Просмотрите задания, которые выполняли, вспомните весь урок и оцените всю свою работу на уроке. |
Дети распределяют роли.
Идет работа в паре.
Начали с буквы «Л»
(лак, лук, луч) Из одной точки мы можем провести любое количество лучей.
Там живут прямые, кривые линии и отрезки и лучи. У прямой линии нет ни начала, ни конца.
Ребята работают самостоятельно. Лучи У них начало, но нет конца.
Ребята проверяют работу, помогают.
Ответы детей.
|
Коммуникативные УУД. Регулятивные УУД. Умение договариваться и выполнять общую работу.
Регулятивные УУД. Познавательные УУД. Развитие внимания. Способность к мобилизации.
Регулятивные УУД. Контроль.
Регулятивные УУД. Познавательные УУД. Самостоятельное моделирование.
Коммуникативные УУД. Адекватно реагировать на высказывания сверстников.
Познавательные УУД. Структурирование знаний. Умение слушать и слышать.
Регулятивные УУД. Оценка.
|
10. Рефлексия | Засветите нужный огонёк в окошке домика, который у вас на столе.
Зелёный цвет – работал отлично, всё получилось. Жёлтый цвет – не всё в работе удалось. Красный цвет – многое не понял, работа не удалась. (Слайд 8) Урок окончен. Спасибо за хорошую работу на уроке. |
Дети закрашивают окошко нужным цветом и показывают учителю. Если нужно, то объясняют своё решение. |
Познавательные УУД. Контроль и оценка процесса деятельности.
|
Приложение 1.
О |
М | |
А |
Р |
Т |
Л. |
У |
К |
У |
М |
А |
Ч |
Т |
О |