Конспект урока по математике в 3 классе.
Тема урока: «Письменное деление многозначных чисел на однозначное»
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:
Отрабатывать приемы деления многозначного числа на однозначное; вывести алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное, когда в частное выносится нуль, закрепить навык применения алгоритма письменного деления многозначного числа на однозначное. совершенствовать навыки быстрого счета, закрепить умения решать составные задачи.
Задачи урока:
1)Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы умножения на однозначное число, алгоритм деления с остатком и правило деления суммы на число.
2) Развивать вычислительные навыки, навык устного счета, логическое мышление, математическую речь, развитие умения давать самооценку своей деятельности.
3) Развивать мыслительные операции: аналогия, анализ, синтез, обобщение.
Оборудование:
Компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Учебник – тетрадь в 3-х ч. – М.: Издательство «Ювента», 2013.
Ход урока:
-
Оргмомент
-
Введение в урок.
— Сегодня у нас необычный урок: мы с помощью математики будем путешествовать по Солнечной системе. (слайд 1)
( запись в тетради даты и т.д.)
— Итак, в путь! Правильные ответы позволят вам занять место в ракете.
Математика повсюду
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себе найдешь.
-
Устный счет.
— Вычисли: по цепочке (слайд 2)
1х43+54х0 75х(48-2х24)
81х1-0х32 (90-89)х35
(84-7х12)х35 18х(53-52)
— Игра «Калькулятор» — таблица умножения и деления. Проверка по эталону.
— Уменьши и назови ответ: в 9 раз – 180, 540, 3600, 8100.
-Какие из выражений верные: (слайд 3) а:0=а, 0:в=0, с:с=1
— Какое действие выполняли в последнем задании? ( Деление )
3. Определение темы урока.
Темой урока-путешествия будет «Деление…».
-Каких чисел? ( многозначных ). На какое число делим? ( однозначное ). Каким способом? ( в столбик, углом )
Тема: «Письменное деление многозначных чисел на однозначное» ( слайд 4 )
— В Солнечной системе 9 планет ( Меркурий, Венера, Земля, Марс , Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон) Много планет вокруг Солнца летает
Может быть люди на них обитают?
Давайте помчимся в ракете скорей
Помчимся от Солнца света быстрей. ( слайд 5 )
-
Актуализация опорных знаний.
— Для успешного путешествия вспомним некоторые правила:
Знак деления в столбик? Название компонентов деления? Расположение компонентов по отношению к знаку деления? (Проверка по эталону)
-Истинные и ложные высказывания ( слайд 6 ):
А) число, которое делят, называется делителем;
Б) число, на которое делят, называется делителем;
В) число, которое получается в результате деления, называется делителем;
Делимое находится так:
А) к частному прибавить делитель;
Б) частное разделить на делитель;
В) частное умножить на делитель .
Меркурий-ближайшая к Солнцу планета,
Жара нестерпима! Изжарит котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой-страшный холод и мертвый покой,
В честь бога торговли имеет названье,
Да нет атмосферы-вот наказанье!
— Меркурий вращается вокруг Солнца очень быстро. Год длится на этой планете 88 земных суток.
— Вспомним алгоритм письменного деления ( слайд 7 ):
1. Выделяем первое неполное делимое
2. Делением находим цифру частного
3. Умножаем, узнаем сколько разделили
4. Вычитаем, находим остаток
5. Остаток сравниваем с делителем
— Правило остатка? ( остаток меньше делителя)
— За быстроходность, за проворность, с которой Меркурий бегает по небу, древние римляне прозвали его небесным гонцом.
Физминутка.
Что же, дружок,
В жизни много дорог.
Летим на Венеру,
Хоть путь наш далек.
-
Знакомство с новым знанием. Проблема.
-Ни одна планета, ни одна звезда не сравнится по блеску с Венерой. Свое название она получила в честь древнеримской богини Венеры. По размерам она равна Земле.
1. Проблемная ситуация: 4214:7 ( в частное выносится нуль)
2. Учебник: с.16, № 1 ( 3 способа деления )-комментируют ученики.
3. 4214:7 (слайд 8)
Вывод: если цифра неполного делимого меньше делителя, то в частном 0.
— Дневная температура на Венере +100, а ночная -23. Ученые считают, что есть водоросли, которые живут в горячих источниках. А -23 – это не мороз. Возможно, когда-нибудь на Венере будет жизнь.
4. Учебник: с.16, № 2-работа в парах.
Физминутка для глаз.
-
Применение нового знания.
-Путешествуем дальше. Следующая планета похожа на таинственный красный глаз-это Марс. Свое название получила в честь древнеримского бога войны. Марс меньше Земли в 7 раз. Сутки по продолжительности такие же, как на Земле. Есть зима, весна, лето, осень. На Марсе есть вода, кислород, атмосфера. Условия для развития жизни.
1. Учебник: с.17, № 3: а, б – фронтально, в- самостоятельно, г-проверка по эталону ( слайд 9 ).
-Дальше и дальше летим мы от Солнца
Юпитер нас встретит светом в оконце.
Юпитер-царь планет:
В тельняшке облаков
Вращаться не спешит-
Уж нрав его таков!
-Юпитер в 120 раз больше Земли.
2. Учебник: с.17, № 4: 1 столбик-комментируют ученики, 2 столбик-только новый способ(вынесение нуля в частное).
-Сутки на Юпитере короткие-10 часов: 5 часов день и 5 часов ночь. Но так как жизнь на Юпитере отсутствует, то и длительность суток не имеет значения.
Физминутка.
-В Солнечной системе есть одна планета, украшенная кольцом, -это Сатурн. Через каждые 15 лет кольцо исчезает, потом кольцо снова появляется в виде тоненькой ниточки, увеличивается и через 7-8 лет принимает наибольший размер(было в 2011г. последний раз).
3.Решение задачи. Учебник: с.17, № 5(б).
-Самые далекие планеты Солнечной системы-Уран, Нептун, Плутон.
Здесь холодные миры,
Света нет и нет жары.
Вечные зима и ночь
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом Уран, Нептун,
На Плутоне-колотун!
Без атмосферы, ко всему,
Жить невозможно никому!
-
Рефлексия (слайд 10,11)
Тема?
Что удалось?
Над чем еще надо поработать?
Научились находить первое неполное делимое?
Научились определять количество цифр в частном?
Сумеете найти цифру для каждого разряда, т.е. определить цифру в частном?
Выставление отметок.
-
Самооценка учебной деятельности (слайд 12-смайлики).
-Путешествие подходит к концу.
Мерцает по курсу ракеты Земля.
На ней мы живем,
И. как видно, не зря.