Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гремячевская средняя общеобразовательная школа
Урок математики в 4 классе с презентацией
УМК «Планета знаний»
по учебнику М. И. Башмакова, М. Г.Нефедовой
«Математика» в двух частях, издательство «Астрель», 2008 год.
Тема:
«Письменное умножение на двухзначное число».
Выполнила учитель начальных классов
МБОУ Гремячевская СОШ
Кулебакского района Нижегородской области
Шилыганова Ирина Викторовна
2013г.
Проект урока
1) Диагностика уровня развития и обученности учащихся (описание диагностических методик и результатов).
-
Психолого-педагогическая характеристика класса.
3) Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся для данной темы.
4) Тема урока.
5) Тип урока и место в системе.
-
Цели и задачи урока.
-
Оборудование урока.
-
План урока.
-
Ход урока.
-
Анализ урока.
Диагностика уровня обученности 4 класса а (по П.И. Третьякову)
Цель – выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.
Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки. В педагогике выделяются пять уровней обученности:
1) различение,
2) запоминание,
3) понимание,
4) умения (репродуктивные),
5) перенос (творческие умения).
Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что ученик может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.
Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.
Третий уровень обученности – понимание: ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.
Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных) – характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.
Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда учащиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.
Методика проведения:
Преподаватель даёт учащимся задание для самостоятельной работы следующего содержания:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Воспроизведи, напиши, приведи пример, перескажи товарищу: алгоритм умножения и деления на однозначное число. (II уровень – запоминание) | II уровень — роизведение | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Отчего, почему, зачем, в связи с чем, установи причинно-следственные связи, что может быть общего, выдели единичное, обобщи: х +456 =1900, 5 х а= 105 (III — уровень — понимание)
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Выполни по образцу, по правилу, по формуле, перескажи, сопоставляя что-то с чем-то, какие-то свойства: Задача. Периметр прямоугольника равен 32 см. Длина одной из сторон равна 6см. Чему равна длина другой стороны? (IV уровень – репродуктивные умения)
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Сочини, придумай, спроектируй, смоделируй, докажи, разыграй, выведи: Задача. Реши задачу. Придумай аналогичную задачу, сделай вывод. Дан квадрат на нелинованной бумаге. В него вписана окружность наибольшего радиуса. Вычисли периметр этого квадрата. (V уровень перенос (творческие умения) Преподаватель знакомит учеников с вариантами работы и критериями оценки:
Ученик выбирает для себя вариант выполнения работы. По результатам работы преподаватель заполняет аналитическую таблицу. По результатам диагностики 1) 3 обучающихся имеют V уровень обученности перенос (творческие умения). 2) 4 обучающихся имеют IV уровень обученности (репродуктивные умения). 3) 7 обучающихся имеют III уровень обученности (понимание). 4) 4 обучающихся имеют I уровень обученности (запоминание) По результатам этой и других диагностик (тестирование, контрольные работы) обучающиеся разделены на три группы: с высоким уровнем обученности (Vи IV уровень) – 7обучающихся, со средним уровнем обученности — 7 обучающихся, со слабым уровнем обученности — 4 обучающихся. Психолого — педагогическая характеристика класса. В 4 а классе обучается 18 учеников: 9 мальчиков и 9 девочек. Возраст 9 – 10 лет: 2002 – 17 обучающихся, 2003 – 1 обучающийся. В коллективе 3 ребят из многодетных семей, 1 девочка из неполной семьи. В классе успеваемость чуть выше среднего по всем предметам. На уроках дети внимательны, добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Учатся на «отлично» и «хорошо» — 15обучающихся, из них 6 – на «отлично». Таким образом, качество знаний по классу за первое полугодие 2012 – 2013 учебного года составило 83 %. В классе есть дети с отклонениями в здоровье. Два мальчика страдают внутричерепным давлением, одна девочка имеет диагноз бронхиальной астмы, трое ребят носят очки. В классе имеются лидеры – это Ларина Софья, Омельшина Вероника. Они самостоятельны, активны, способны повести класс за собой. Кроме того есть группа ребят, которые обладают организаторскими способностями (Ершов Семен, Фролов Виталий). Ребята проявляют активность и творчество в проведении классных мероприятий. 3 ребят обучаются в художественной школе, 5 девочек занимаются в спортивной секции, 4 ребенка занимаются в Воскресной школе, 15 детей посещают кружок «Драматический». Все дети трудолюбивы. Класс активен на всех уроках. Четвероклассники стремятся постоянно общаться и сотрудничать друг с другом. В коллективе справедливо относятся ко всем одноклассникам, стремятся поддержать слабых (Резанова Анна, Кулев Даниил) в общей деятельности; разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи. Большинство ребят класса прислушиваются к мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению, легко находят общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач. Успехи и неудачи одноклассников вызывают переживание. Ребятам нравится бывать вместе, им хочется чаще находиться в классе, участвовать в совместных делах. В своей работе я учитываю индивидуальные особенности обучающихся 4 а класса и специфики классного коллектива. Отличительной возрастной особенностью детей является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что тоже следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классе. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть группа детей, которых по результатам проведённой социометрии следует отнести к слабой группе (Резанова Анна, Кулев Даниил). Они отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, грамотной монологической речью не отличаются. В работе с этими детьми применяется индивидуальный подход, как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. Часть обучающихся класса – это дети со средними уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В классе можно выделить группу обучающихся (Клопов Даниил, Елов Дмитрий, Елов Роман), которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют дополнительные задания в рабочей тетради по предмету и устные домашние задания. Поскольку в этой группе – неформальные лидеры классного коллектива, их отношение к учебе не вызывает у большинства обучающихся негативного отношения и порицания. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, используются нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на них равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята часто не уверены в себе, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные неуспехи. Группа учеников (Карлин Алексей, Мошкин Артем, Ларина Софья, Железцова Анастасия, Омельшина Вероника, Пахомова Ксения, Быкова Марина, Шабаева Екатерина) проявляет желание и возможность изучать математику на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки знаний, умений и навыков, так и на этапе контроля. В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы.
Описание исходного уровня знаний, умений и навыков обучающихся для данной темы урока. Тема данного урока «Умножение многозначного числа на двузначное число». Обучающиеся знают:
Обучающиеся умеют:
Место в системе: первый урок по теме: «Письменное умножение на двузначное число». Тип урока: урок ознакомления с новым материалом (урок – путешествие).
ЦЕЛЬ УРОКА: обучение письменному умножению многозначных чисел на двузначные. Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: персональный компьютер с программой PowerPoint, медиа-проектор, карта мира, пакеты с геометрическими фигурами, лист самооценки, таблица-алгоритм (по количеству обучающихся), карточки с примерами.
План урока
Ход урока.
Самоанализ урока.
В своей работе я учитываю индивидуальные особенности обучающихся 4 а класса и специфики классного коллектива. Отличительной возрастной особенностью детей является усиление интереса друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что тоже следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классе. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения, но есть группа детей, которых по результатам проведённой социометрии следует отнести к слабой группе (Резанова Анна, Кулев Даниил). Они отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, грамотной монологической речью не отличаются. В работе с этими детьми применяется индивидуальный подход, как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. Часть обучающихся класса – это дети со средними уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые в состоянии освоить программу по предмету только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В классе можно выделить группу обучающихся (Клопов Даниил, Елов Дмитрий, Елов Роман), которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют дополнительные задания в рабочей тетради по предмету и устные домашние задания. Поскольку в этой группе – неформальные лидеры классного коллектива, их отношение к учебе не вызывает у большинства обучающихся негативного отношения и порицания. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, используются нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на них равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия. В организации работы с этой группой обучающих учтен и тот факт, что они не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по образцу, нежели чем в выполнении заданий творческого характера. Эти ребята часто не уверены в себе, боятся ошибиться и с трудом переживают собственные неуспехи. Группа учеников (Карлин Алексей, Мошкин Артем, Ларина Софья, Железцова Анастасия, Омельшина Вероника, Пахомова Ксения, Быкова Марина, Шабаева Екатерина) проявляет желание и возможность изучать математику на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки знаний, умений и навыков, так и на этапе контроля. В целом обучающиеся класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента. Это обусловило необходимость использования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и методов работы. Исходя из выше сказанного и результатов проведенной диагностики уровня обученности (по П. И Третьякову), а также моих наблюдений и результатов проверочных и контрольных работ по математике в классе выделяю три группы с различным уровнем овладения программным материалом: с высоким – 7 обучающихся, 7 – со средним, 4 – с низким уровнем. Тема урока «Умножение многозначных чисел на двузначные». Эта тема изучается в 3 четверти после изучения умножения и деления на однозначное число и уроков изучения геометрических фигур и единиц массы. Было достаточно времени, чтобы закрепить умножение многозначных чисел на однозначные. Значит, обучающиеся готовы к восприятию и пониманию смысла умножения на двузначное число. Место в системе: первый урок по теме: «Письменное умножение на двузначное число». Тип урока: урок ознакомления с новым материалом (урок — путешествие).
ЦЕЛЬ УРОКА: обучение письменному умножению многозначных чисел на двузначные. На уроке поставлена конкретная цель обучить обучающихся умножению на двузначное число, что и делается на данном уроке. Чтобы достичь этой цели, были поставлены следующие задачи: Задачи:
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
Считаю, что на уроке решались все поставленные мною задачи. Самое главное на уроке был создан благоприятный климат для достижения цели урока и решения задач. Остановлюсь на главном этапе изучения нового материала. У нас создалась проблемная ситуация, которую необходимо было решить. Так мы повторили распределительный и переместительный законы умножения. Обучающиеся заметили, что вычислять таким способом неудобно и долго, значит надо искать более простой способ. Они сами предложили вычислять письменно, то есть в столбик. Зная алгоритм умножения на однозначное число, начали умножать и решили проблему, как умножить на десятки, таким образом, дополнили наш алгоритм. Закрепление прошло несколько этапов: устное – наблюдение на слайде как выполнено умножение; восстанови стертые цифры — по учебнику, письменное — коллективная работа на доске с объяснением решения, дифференцированная работа по уровням (каждый выбрал свои примеры). Каждый обучающийся оценил себя на всех этапах урока. На уроке можно дать высказаться хотя бы нескольким обучающимся по заполнению своего листа самооценки. Лист самооценки хороший помощник учителю в подведении и самоанализе своего урока и оценке степени обученности каждого обучающегося на данном этапе усвоения учебного материала.
Используемая литература при подготовке к уроку:
«Детские презентации»- viki.rdf.ru; Википедия;
|
|