Урок математики в 4 классе
по учебнику Л.Г. Петерсон «Математика, 4»
Подготовила Липинина О.И.
МОБУ Талаканская СОШ №6
Ход урока
1. Орг. момент.
Рефлексия настроения: на первом слайде презентации появляются три лица (веселое, грустное, нейтральное).
— Ребята, выберите и нарисуйте на полях своих тетрадей то лицо, которое соответствует вашему настроению в начале урока.
Давайте, ребята,
Учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счета,
Не сдвинется с места
Любая работа.
— Мы продолжаем с вами путешествие по стране «Математика» в области Дробей.
2. Актуализация знаний.
1) Тест.
— Проверим наши теоретические знания о дробях. У вас на партах тест. Прочитайте вопрос в левой графе и найдите правильный ответ в правой графе.
Ответ | |
1. Одну или несколько долей целого называют: | a) Долей, |
2. Черту дроби понимают как знак действия: | a) Умножения, |
3. Число, записанное над чертой дроби называется: | a) Числитель. |
4. Знаменатель дроби показывает: | a) На сколько частей разделили целое. |
5. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой: | a) Числитель больше, |
6. Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой: | a) Знаменатели равны, |
— Проведем взаимопроверку ваших тестов по образцу на экране. Поставьте отметку согласно записанным критериям.
— Используем наши знания, решив на стр. 11 №11. ( Один ученик на месте решает)
3) Математический диктант. Задание записано на доске.
-
Найдите 2/30 от числа 270 ( 270 : 30 х 2 = 18)
-
Найдите 3% от числа 700 ( 700 : 100 х 3 = 21)
-
Какую часть число 2 составляет от числа 3. (2 : 3 = 2/3)
-
Найдите число, 3/6 которого составляют 12. ( 12 : 3 х 6 = 24)
— Продиктуйте получившийся ряд чисел. Кто не согласен?
— Какое число лишнее? Почему? (Убрать 2/3)
Рассмотрите ряд чисел. Установите закономерность и продолжите его на три числа. (18, 21, 24, 27, 30, 33)
4) Послушайте задачу и подумайте, как записать краткую запись.( Задачи решаются устно. Дети их не записывают, пишет учитель на доске под диктовку детей. Краткая запись изображена на таблице.)
— Волейбольная команда нашей школы сыграла 6 партий. 2/3 всех партий она выиграла. Сколько партий выиграла команда нашей школы?
1 – 6 п
2/3 — ? Продиктуйте решение. (6 : 3 х 2 = 4 (п))
— Составьте задачи обратные этой и решите их.
1 — ? 1 – 6 п
2/3 – 4 п ? – 4 п
4 : 2 х 3 = 6 (п) 4 : 6 = 4/6 (п)
— Пользуясь числовым лучом, докажите, что дроби 2/3 и 4/6 равны.
3. Индивидуальное задание. Постановка проблемы.
— Решите уравнение: х + 1/5 = 3/5
— Назовите значение х? Если получились разные ответы, то надо задать следующие вопросы:
— Какое задание выполняли? (Решали уравнение)
— Как найти неизвестное слагаемое? (Из суммы вычесть известное слагаемое)
— С этим все согласны? Те, кто выбрал действие сложение, — разобрались в своей ошибке? Чему же равен х ? (3/5 – 1/5 записать на доске) (Если ответы получились одинаковые ответы, то далее спрошу:
— Каким правилом воспользовались? Разве мы его вывели? (Нет)
— Поэтому, какую цель перед собой поставим? (Вывести правило)
Цель. Научиться вычитать дроби и построить алгоритм вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
— Как назовем тему нашего урока?
Тема нашего урока: Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
3. Изучение нового материала. Составление ориентировочной схемы действий.
— Возьмите полоски. Как с помощью этой полоски проиллюстрировать решение примера на вычитание? (Дети раскрашивают на полоске 3/5 и от них отрезают 1/5. Т.о. на доске появляется запись 3/5 – 1/5 = 2/5)
— Предложите свои варианты этой записи в буквенном виде. (Показать слайд)
— Составим алгоритм вычитания дробей? Первое? Второе? (Показать слайд)
— Итак, сформулируем это в виде правила. (Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, нужно из числителя одной дроби вычесть числитель другой дроби, а знаменатель оставить без изменений). Показать слайд с подобной формулировкой и почитать его.
Физ.минутка
Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха!». Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Через две минуты пусть каждый скажет мне, сколько чурок он перерубил.
4. Первичное закрепление.
Работа в учебнике.
-
Стр. 10 №2 (Один выполняет с комментированием у доски, остальные дети в тетрадях);
2. Стр. 10 №3 (Дети выполняют в тетрадях коллективно.)
3. Стр.10 №4 (Ученики выполняют самостоятельно в паре с самопроверкой по образцу. Образец показать на слайде);
4.Решение уравнений стр.11 №9 (Первое и второе уравнение решают по одному ученику у доски с комментированием, а третье и четвертое – по вариантам самостоятельно в тетрадях. Двое детей решают на дополнительных досках. Проверка — коллективное объяснение).
5.Решение задач стр. 11 №6(б) (Анализ условия, запись решения и ответа коллективно).
11/12 – 4/12 – 3/12 = 4/12 (п)
Ответ: 4/12 часть пути прошел турист за третий день.
6. Решение задачи стр. 11 № 6 (а) ( Анализ условия коллективно, решение самостоятельно. Проверка – коллективное объяснение.)
— Каким правилом пользовались при вычитании дробей с одинаковыми знаменателями?
Физ.минутка
Встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины «Скорой помощи». Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук «Ииии». Постарайтесь почувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука…
5. Самостоятельная работа.
1. Игра «Почтальон»
2. Самостоятельная работа в тетрадях для самостоятельных и контрольных работ по данной теме с. З5.
6. Итог и рефлексия урока.
— Назовите тему урока. (Вычитание дробей с одинаковым знаменателем)
— Как выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями?
— Отметьте, с каким настроением вы заканчиваете сегодня урок.
7. Домашнее задание.
Дома я предлагаю вам выучить опорный конспект и С. 11, № 7и 1 группе с. 12 №15