Урок математики в 4 классе

по учебнику Л.Г. Петерсон «Математика, 4»

Подготовила Липинина О.И.

МОБУ Талаканская СОШ №6

Ход урока

1. Орг. момент.

Рефлексия настроения: на первом слайде презентации появляются три лица (веселое, грустное, нейтральное).

— Ребята, выберите и нарисуйте на полях своих тетрадей то лицо, которое соответствует вашему настроению в начале урока.

Давайте, ребята,
Учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счета,
Не сдвинется с места
Любая работа.

— Мы продолжаем с вами путешествие по стране «Математика» в области Дробей.

2. Актуализация знаний.

1) Тест.

— Проверим наши теоретические знания о дробях. У вас на партах тест. Прочитайте вопрос в левой графе и найдите правильный ответ в правой графе.

Вопрос

Ответ

1. Одну или несколько долей целого называют:

a) Долей,
b) Дробью,
c) Целым числом.

2. Черту дроби понимают как знак действия:

a) Умножения,
b) Деления.
c) Вычитания.
d) Сложения.

3. Число, записанное над чертой дроби называется:

a) Числитель.
b) Знаменатель.

4. Знаменатель дроби показывает:

a) На сколько частей разделили целое.
b) Сколько частей взяли.

5. Из двух дробей с одинаковыми знаменателями больше та, у которой:

a) Числитель больше,
b) Числитель меньше,
c) Числители равны.

6. Из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой:

a) Знаменатели равны,
b) Знаменатель меньше,
c) Знаменатель больше.

— Проведем взаимопроверку ваших тестов по образцу на экране. Поставьте отметку согласно записанным критериям.

— Используем наши знания, решив на стр. 11 №11. ( Один ученик на месте решает)

3) Математический диктант. Задание записано на доске.

  • Найдите 2/30 от числа 270 ( 270 : 30 х 2 = 18)

  • Найдите 3% от числа 700 ( 700 : 100 х 3 = 21)

  • Какую часть число 2 составляет от числа 3. (2 : 3 = 2/3)

  • Найдите число, 3/6 которого составляют 12. ( 12 : 3 х 6 = 24)

— Продиктуйте получившийся ряд чисел. Кто не согласен?

— Какое число лишнее? Почему? (Убрать 2/3)

Рассмотрите ряд чисел. Установите закономерность и продолжите его на три числа. (18, 21, 24, 27, 30, 33)

4) Послушайте задачу и подумайте, как записать краткую запись.( Задачи решаются устно. Дети их не записывают, пишет учитель на доске под диктовку детей. Краткая запись изображена на таблице.)

— Волейбольная команда нашей школы сыграла 6 партий. 2/3 всех партий она выиграла. Сколько партий выиграла команда нашей школы?

1 – 6 п

2/3 — ? Продиктуйте решение. (6 : 3 х 2 = 4 (п))

— Составьте задачи обратные этой и решите их.

1 — ? 1 – 6 п

2/3 – 4 п ? – 4 п

4 : 2 х 3 = 6 (п) 4 : 6 = 4/6 (п)

— Пользуясь числовым лучом, докажите, что дроби 2/3 и 4/6 равны.

3. Индивидуальное задание. Постановка проблемы.

— Решите уравнение: х + 1/5 = 3/5

— Назовите значение х? Если получились разные ответы, то надо задать следующие вопросы:

— Какое задание выполняли? (Решали уравнение)

— Как найти неизвестное слагаемое? (Из суммы вычесть известное слагаемое)

— С этим все согласны? Те, кто выбрал действие сложение, — разобрались в своей ошибке? Чему же равен х ? (3/5 – 1/5 записать на доске) (Если ответы получились одинаковые ответы, то далее спрошу:

— Каким правилом воспользовались? Разве мы его вывели? (Нет)

— Поэтому, какую цель перед собой поставим? (Вывести правило)

Цель. Научиться вычитать дроби и построить алгоритм вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Как назовем тему нашего урока?

Тема нашего урока: Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

3. Изучение нового материала. Составление ориентировочной схемы действий.

— Возьмите полоски. Как с помощью этой полоски проиллюстрировать решение примера на вычитание? (Дети раскрашивают на полоске 3/5 и от них отрезают 1/5. Т.о. на доске появляется запись 3/5 – 1/5 = 2/5)

Предложите свои варианты этой записи в буквенном виде. (Показать слайд)

— Составим алгоритм вычитания дробей? Первое? Второе? (Показать слайд)

— Итак, сформулируем это в виде правила. (Чтобы выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, нужно из числителя одной дроби вычесть числитель другой дроби, а знаменатель оставить без изменений). Показать слайд с подобной формулировкой и почитать его.

Физ.минутка

Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить. Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха!». Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь. Через две минуты пусть каждый скажет мне, сколько чурок он перерубил.

4. Первичное закрепление.

Работа в учебнике.

  1. Стр. 10 №2 (Один выполняет с комментированием у доски, остальные дети в тетрадях);

2. Стр. 10 №3 (Дети выполняют в тетрадях коллективно.)

3. Стр.10 №4 (Ученики выполняют самостоятельно в паре с самопроверкой по образцу. Образец показать на слайде);

4.Решение уравнений стр.11 №9 (Первое и второе уравнение решают по одному ученику у доски с комментированием, а третье и четвертое – по вариантам самостоятельно в тетрадях. Двое детей решают на дополнительных досках. Проверка — коллективное объяснение).

5.Решение задач стр. 11 №6(б) (Анализ условия, запись решения и ответа коллективно).

11/12 – 4/12 – 3/12 = 4/12 (п)

Ответ: 4/12 часть пути прошел турист за третий день.

6. Решение задачи стр. 11 № 6 (а) ( Анализ условия коллективно, решение самостоятельно. Проверка – коллективное объяснение.)

— Каким правилом пользовались при вычитании дробей с одинаковыми знаменателями?

Физ.минутка

Встаньте со своего места и превратитесь в сигнальную сирену машины «Скорой помощи». Положите руку себе на голову и произнесите громкий высокий протяжный звук «Ииии». Постарайтесь почувствовать, как ваша голова начинает дрожать от этого звука…

5. Самостоятельная работа.

1. Игра «Почтальон»

2. Самостоятельная работа в тетрадях для самостоятельных и контрольных работ по данной теме с. З5.

6. Итог и рефлексия урока.

— Назовите тему урока. (Вычитание дробей с одинаковым знаменателем)

— Как выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями?

— Отметьте, с каким настроением вы заканчиваете сегодня урок.

7. Домашнее задание.

Дома я предлагаю вам выучить опорный конспект и С. 11, № 7и 1 группе с. 12 №15

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here