ГБС(К)ОУ ШИ I—II вида г. Тихорецка Краснодарского края
Урок математики в 6 классе по теме:
«Пропорции»
Учитель математики Л. И. Шуплецова
2013г.
Урок по математике в 7 классе
по теме:
«ПРОПОРЦИИ».
Цели урока: дидактические:
введение понятия пропорции и её членов;
формулировка основного свойства пропорции;
развивающие:
развитие воображения, математической интуиции, мышления;
формирование правильной математической речи;
коррекция речи;
воспитательные:
активизация познавательной и творческой активности учащихся.
Оборудование: компьютеры, магнитные доски, схемы, таблицы.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Устные упражнения (на компьютере по карточкам)
(на обратных сторонах карточек записаны ответы).
-
Выразите в процентах числа:
0,02 (2%) 0,15 (15%) 1/2 (50%) 3/5 (60%)
1/4 (25%) 1/20 (5%) 1 (100%) 3,5 (350%)
-
Сколько процентов составляет:
4 от 5 (80%) 12 от 8 (150%) 100 от 50 (200%)
72 от 24 (300%) 39 от 195 (20%) 1/6 от 1/12 (200%)
-
Найдите отношение:
6 к 20 (6/20=30%) 8 к 40 (8/40=20%) 0,25/0,55 (5/11)
4,2/6,3 (2/3) 1 1/3:1 1/2 (4/3:3/2=4/3*2/3=8/9) 2,5/1,5 (1 2/3)
По материалу каждой карточки задаются дополнительные вопросы: проверяется глубина знаний по теме: «Отношения».
Вопросы:
Что называется отношением двух чисел?
Что показывает отношение двух чисел?
Какую часть первое число составляет от второго?
Сколько процентов одно число составляет от другого?
-
Объяснение нового материала.
Даны два отношения 1,4 к 0,7 и 50 к 25.
Найдите эти отношения. (1,4/0,7=2; 50/25=2)
Сравните данные отношения.
(Отношения равны, так как значения частных равны 2).
Следовательно мы можем написать равенство
1,4/0,7=50/25 или 1,4:0,7=50:25.
Определение: Равенство двух отношений называют пропорцией.
(Формулировка определения пропорции записывается учащимися в тетрадях.)
Общий вид пропорции: а:в=с:d или а/в = с/d
Чтение записи а:в=с:d следующее:
«Отношение а к в равно отношению с к d;
чтение записи а/в=с/d
а так относится к в, как с относится к d
Название членов пропорции а:в=с:d или а/в=с/d следующее:
а и d крайние члены пропорции,
с и в средние члены пропорции.
Задание 1. (задание с компьютера, устно)
Установите, является ли пропорцией равенство:
-
1,2/4=3/10 (пропорция, так как 0,3=0,3)
-
4/5:2 3/5=4 1/2:2/3 (равенство не является пропорцией, так как 4/13не равно 27/4)
Задание 2: (выполняется письменно)
В пропорции 2,4:0,6=8:2 найдите произведение её крайних и произведение её средних членов. 2,4*2=4,8 и 0,6*8=4,8.
Получим, что 2,4*2=0,6*8
Задание 3:
Найдите произведение крайних членов пропорции и произведение её средних членов.
6/3=18/9 (6*9=3*18; 54=54)
1/2:1/3=3/4:1/2 (1/2*1/2=1/3*3/4; 1/4=1/4)
Вывод: (делают дети)
Произведение крайних членов пропорции равно произведению её
средних членов.
Мы сформулировали основное свойство пропорции:
в верной пропорции произведение крайних членов равно произведению
средних членов.
Вопросы:
Верно ли обратное утверждение?
Сформулируйте его.
Приведите примеры.
(Если произведение крайних членов равно произведению средних членов пропорции, то пропорция верна).
Запишем основное свойство пропорции а/в=с/d а*d=в*с или а/в=с/d, а*d=с*в
и обратно: если а*d=в*с, то а/в=с/d.
(Далее создается проблемная ситуация)
Можно ли из данной пропорции составить новые пропорции? Сколько?
(Верное решение записывается на экране)
а/в=с/d а:в=с:d
а*d=в*с
а/в=с/d а/с=в/d в/а=d/с с/а=d/в
Задание 4: (у доски выполняется сильным учеником)
Используя верное равенство 5*1,2=2*3 составьте четыре верные пропорции.
Решение. Из верного равенства 5*1,2=2*3 получим четыре пропорции:
5/2=3/1,2 верная пропорция, 5*1,2=2*3
5/3=2/1,2 верная пропорция
2/5=1,2/3 верная пропорция
3/5=1,2/2 верная пропорция.
Используя основное свойство пропорции, можно найти её неизвестный член, если все остальные члены известны.
Пример 1. Найдите в пропорции неизвестный крайний член n.
Решение: n:0,6=7:2,1
n*2,1=0,6*7
n=0,6*7:2,1
n=2.
Ответ: n=2.
Пример 2. Решите уравнение: 0,2/х=0,7/0,105.
Решение: 0,2/х=0,7/0,105
0,2*0,105=х*0,7
х=0,2*0,105:0,7
х=2*0,015
х=0,03
Ответ: х=0,03.
IV. Закрепление нового материала.
(на доске одновременно решают двое учащихся, остальные решают в тетрадях).
№746(в,д) устно
(а,е) письменно.
Прочитайте пропорции и проверьте, верные ли они, используя основное свойство пропорции:
а) 4 1/2 : 3 1/4 = 36 : 26 в) 2 1/4 : 9 = 1 : 39
д) 18/3 = 30/5 е) 15/1,8 = 2,7/0,09.
Ответы и решения:
а) 4 1/2 : 3 1/4 = 36 : 26; в) 2 1/4 : 9 = 1 : 39;
4 1/2 * 26 = 3 1/4 * 36; 2 1/4 * 39 = 9 * 1;
9*26:2=13*36:4; 9*39:4=9*1;
107=107. Пропорция неверна.
Пропорция верна.
д) 18/3 = 30/5 е) 15/1,8 = 2,7/0,09
18*5 = 30*3 15*0,09 = 1,8*2,7
90 = 90. 1350 = 4860.
Пропорция верна. Пропорция неверна.
Место у доски занимают следующие две пары учащихся.
№747 (в, г, д, з ) Решите уравнения.
в) х:25/6 = 4/7:20/21 г) 5 3/5:3 1/2 = 5 1/4:х
х*20/21 = 25/6*4/7 5 3/5*х = 3 1/2*5 1/4
х = 25/6*4/7:20/21 х = 7/2*21/4:28/5
х = 2,5 х = 3 9/32.
д) 12,3/6 = 7х/42 з) 0,2:(х-2) = 1/2:2 1/2
х = 12,3*4,2:6*7 х-2 = 0,2*5*2:1*2
х = 1,23 х-2 = 1
х = 3
V. Домашнее задание.
п. 21 №760, 761, 749, 763, 765(а).
VI. Подведение итогов урока.
Вопросы:
-
Что такое пропорция?
-
Сформулируйте основное свойство пропорции.
-
Сколько можно составить новых пропорций из данной?
Сообщаются оценки учащимся.