Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»
Белгородского района Белгородской области
Конспект урока по русскому языку
в 4 классе
«Совершенный и несовершенный вид глагола»
подготовила
учитель начальных классов
Уколова Галина Владимировна
п. Дубовое
2012
Задачи:
-
создать условия для обобщения известных сведений о глаголе; познакомить с грамматическим признаком глагола: вид; обсудить алгоритм определённого вида глагола;
-
способствовать развитию умения передавать полученную информацию и представлять её графически;
-
создать условия для раскрытия красоты и богатства родного языка, вырабатывать коммуникативные качества.
Ход урока.
I.Организационный этап
— Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята. Я приветствую вас на уроке русского языка.
а) Диагностика эмоционального состояния учащихся на начало урока:
— В начале урока, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Покажите мне. (Дети показывают условными знаками своё настроение: большой пальчик вверх – настроение отличное, вниз – плохое, ладонь влево, вправо – не определился).
— Надеюсь, что к концу урока настроение отличное будет у всех.
б) — Чтобы привести наш мозг в боевую готовность сделаем массаж ушных раковин.
Дети выполняют массаж ушных раковин
II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
— Посмотрите на доску.
Ключевые слова: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог.
— Прочитайте слова. Какое общее название можно им дать? (части речи)
— Какая часть речи лишняя? (предлог)
— Почему? (это служебная часть речи, а остальные — самостоятельные части речи)
— Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
— Что вы больше всего любите?
— Люблю действовать.
— Что вы больше всего не любите?
— Не люблю предлоги и частицу не.
(глагол)
— Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. (Составляем кластер)
— Что обозначает глагол?
— На какие вопросы отвечает глагол?
— Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?
— Итак, дайте полное определение глагола.
Глагол
действия состояния
Что делать? Что сделать?
Сказуемое
-Мы выяснили значение части речи — глагол.
-А чем еще характеризуются части речи? (грамматическими признаками)
— Какими грамматическими признаками обладает глагол?
-Дополним кластер.
Признаки
Род Число Вид Время Наклонение Лицо
— Посмотрите внимательно на признаки глагола и скажите, что мы уже хорошо знаем, что только начали изучать, а какие признаки нам совершенно не известны.
Запись на доске:
что делать? что сделать?
что делает? что сделал?
что делал? что сделает?
– Прочитайте вопросы. На определение, какого грамматического признака они указывают?
– Какого вида бывают глаголы?
– Вопросы, какого столбика относятся к глаголам совершенного вида? Несовершенного вида?
– Как вы думаете, все ли глаголы имеют вид? Докажите.
III . Этап усвоения знаний и способов действий
1. — Прочитайте правило на с. 85 учебника.
– Что вы можете теперь сказать о виде глагола?
Вид – обязательный, постоянный признак – глаголы разного вида имеют разное значение – глаголы с близким значением могут иметь разные основы- существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида
— Когда мы хотим сказать о действии, которое происходит регулярно, нам нужен глагол какого вида? (несовершенного)
— Если действие произошло один раз в конкретный момент – день и час – и мы знаем о его результате, нас интересует этот результат – берем совершенный вид.
2.Выполнение упражнения 2 (устно, с. 85).
Пальчиковая гимнастика
3. Работа в парах.
— На карточках у вас записаны имена существительные, а вы подбираете к ним однокоренные глаголы совершенного и несовершенного видов. В тетради запишем только глаголы и обозначим их вид.
Выражение – выражать, выразить.
Сочинение – сочинять, сочинить.
Решение – решать, решить.
Сверкание – сверкать, сверкнуть.
Заготовка – готовить, заготовить.
Физкультминутка
— Я буду называть глаголы. Если вы услышите глагол совершенного вида, то садимся на корточки, если несовершенный, то поднимаем руки и встаем на цыпочки.
Гудеть, загудеть, бежать, прибежать, читать, прочитать, сшить, шить, учить, выучить, нарисовать, рисовать, срисовать.
IV. Этап закрепления изученных знаний и способов действий.
1. Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 3, с. 86 – по вариантам, по заданию:
I вариант – болеть, писать, прыгать, спросить, забыть, решить;
II вариант – лететь, терять, тратить, запеть, умыть, сообщить.
– Выполните взаимопроверку.
— Как вы думаете, какая форма глагола считается главной – совершенный вид или несовершенный вид? Почему?
2. — А теперь маленькая разминка. Поможет мне Бобик. Я называю глагол совершенного вида, а вы несовершенного.
Подумал – думал, поговорил – говорил, сделал – делал, поймал – ловил, сказал – говорил.
— Какой вывод можем сделать? Прочитайте правило на с. 86.
3. Работа в группах
1 группа
1) Витя приводит на уроке примеры глаголов совершенного вида.
– Отрубил, приехал, записал – совершенный вид, – говорит он.
– А заболел к какому виду отнесем? – спрашивает его учительница.
– Заболел – несовершенный вид, – нашелся Витя. – Во-первых, заболел, но не умер – значит, действие еще не закончилось, а во-вторых, тот, кто заболел, может еще и поправиться.
Согласны ли вы с Витей? Обоснуйте свой ответ.
2) Образуйте несовершенный вид от глаголов: ринуться, засмеяться, очутиться.
2 группа
1) Определите, к какому виду относятся глаголы-омонимы. (Омонимы ли?)
Больной походил и лег. Характером он походил на отца.
Он зашел в библиотеку почитать новинки. Дети должны почитать своих родителей.
К вечеру рабочий сносит все дрова в сарай. Течение сносит лодку.
2) Образуйте несовершенный вид от глаголов: разбежаться, очнуться, встрепенуться.
3 группа
1) Сравните два предложения и определите, в каком из них выстрел получится случайно.
Мальчик натянул рогатку и выстрелил.
Мальчик натягивал рогатку и выстрелил.
2) Образуйте совершенный вид от глаголов: сожалеть, думать, принадлежать.
4 группа
1) Найдите смысловую ошибку в предложении: Когда старый мельник умер, он разделил наследство между тремя сыновьями.
Запишите верное предложение. ( Когда старый мельник умирал..).
2) Образуйте совершенный вид от глаголов: разгуливать, ненавидеть, встречать.
— Какой вывод можем сделать? (Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида).
V. Этап подведения итогов
— Что нового мы сегодня узнали о виде глагола? (Обращение к кластеру)
VI. Этап рефлексии
Диагностика эмоционального состояния учащихся на конец урока.
Список использованной литературы
1. С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. Русский язык: учебник для 4 класса в 2-х частях. – М.: Вентана-Граф, 2009.
2. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. Комментарии к урокам. Методическое пособие. Класс: 4. — М.: Вентана-Граф, 2007.
3. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.