Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Дубовская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов»

Белгородского района Белгородской области

Конспект урока по русскому языку
в 4 классе

«Совершенный и несовершенный вид глагола»

подготовила

учитель начальных классов

Уколова Галина Владимировна

п. Дубовое

2012

Задачи:

  • создать условия для обобщения известных сведений о глаголе; познакомить с грамматическим признаком глагола: вид; обсудить алгоритм определённого вида глагола;

  • способствовать развитию умения передавать полученную информацию и представлять её графически;

  • создать условия для раскрытия красоты и богатства родного языка, вырабатывать коммуникативные качества.

Ход урока.

I.Организационный этап

— Здравствуйте, уважаемые гости и дорогие ребята. Я приветствую вас на уроке русского языка.

а) Диагностика эмоционального состояния учащихся на начало урока:

— В начале урока, мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли сегодня в класс. Покажите мне. (Дети показывают условными знаками своё настроение: большой пальчик вверх – настроение отличное, вниз – плохое, ладонь влево, вправо – не определился).

— Надеюсь, что к концу урока настроение отличное будет у всех.

б) — Чтобы привести наш мозг в боевую готовность сделаем массаж ушных раковин.

Дети выполняют массаж ушных раковин

II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся

— Посмотрите на доску.

Ключевые слова: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог.

— Прочитайте слова. Какое общее название можно им дать? (части речи)

— Какая часть речи лишняя? (предлог)

— Почему? (это служебная часть речи, а остальные — самостоятельные части речи)

— Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

— Что вы больше всего любите?

— Люблю действовать.

— Что вы больше всего не любите?

— Не люблю предлоги и частицу не.

(глагол)

— Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. (Составляем кластер)

— Что обозначает глагол?

— На какие вопросы отвечает глагол?

— Каким членом предложения чаще всего бывает глагол?

— Итак, дайте полное определение глагола.

Глагол

действия состояния

Что делать? Что сделать?

Сказуемое

-Мы выяснили значение части речи — глагол.

-А чем еще характеризуются части речи? (грамматическими признаками)

— Какими грамматическими признаками обладает глагол?

-Дополним кластер.

Признаки

Род Число Вид Время Наклонение Лицо

Посмотрите внимательно на признаки глагола и скажите, что мы уже хорошо знаем, что только начали изучать, а какие признаки нам совершенно не известны.

Запись на доске:

что делать? что сделать?

что делает? что сделал?

что делал? что сделает?

Прочитайте вопросы. На определение, какого грамматического признака они указывают?

Какого вида бывают глаголы?

Вопросы, какого столбика относятся к глаголам совершенного вида? Несовершенного вида?

Как вы думаете, все ли глаголы имеют вид? Докажите.

III . Этап усвоения знаний и способов действий

1. — Прочитайте правило на с. 85 учебника.

Что вы можете теперь сказать о виде глагола?

Вид – обязательный, постоянный признак – глаголы разного вида имеют разное значение – глаголы с близким значением могут иметь разные основы- существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида

— Когда мы хотим сказать о действии, которое происходит регулярно, нам нужен глагол какого вида? (несовершенного)

— Если действие произошло один раз в конкретный момент – день и час – и мы знаем о его результате, нас интересует этот результат – берем совершенный вид.

2.Выполнение упражнения 2 (устно, с. 85).

Пальчиковая гимнастика

3. Работа в парах.

— На карточках у вас записаны имена существительные, а вы подбираете к ним однокоренные глаголы совершенного и несовершенного видов. В тетради запишем только глаголы и обозначим их вид.

Выражение – выражать, выразить.

Сочинение – сочинять, сочинить.

Решение – решать, решить.

Сверкание – сверкать, сверкнуть.

Заготовка – готовить, заготовить.

Физкультминутка

— Я буду называть глаголы. Если вы услышите глагол совершенного вида, то садимся на корточки, если несовершенный, то поднимаем руки и встаем на цыпочки.

Гудеть, загудеть, бежать, прибежать, читать, прочитать, сшить, шить, учить, выучить, нарисовать, рисовать, срисовать.

IV. Этап закрепления изученных знаний и способов действий.

1. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 3, с. 86 – по вариантам, по заданию:

I вариант – болеть, писать, прыгать, спросить, забыть, решить;

II вариант – лететь, терять, тратить, запеть, умыть, сообщить.

Выполните взаимопроверку.

— Как вы думаете, какая форма глагола считается главной – совершенный вид или несовершенный вид? Почему?

2. — А теперь маленькая разминка. Поможет мне Бобик. Я называю глагол совершенного вида, а вы несовершенного.

Подумал – думал, поговорил – говорил, сделал – делал, поймал – ловил, сказал – говорил.

— Какой вывод можем сделать? Прочитайте правило на с. 86.

3. Работа в группах

1 группа

1) Витя приводит на уроке примеры глаголов совершенного вида.
Отрубил, приехал, записал – совершенный вид, – говорит он.
– А заболел к какому виду отнесем? – спрашивает его учительница.
Заболел – несовершенный вид, – нашелся Витя. – Во-первых, заболел, но не умер – значит, действие еще не закончилось, а во-вторых, тот, кто заболел, может еще и поправиться.
Согласны ли вы с Витей? Обоснуйте свой ответ.

2) Образуйте несовершенный вид от глаголов: ринуться, засмеяться, очутиться.

2 группа

1) Определите, к какому виду относятся глаголы-омонимы. (Омонимы ли?)
Больной походил и лег. Характером он походил на отца.

Он зашел в библиотеку почитать новинки. Дети должны почитать своих родителей.

К вечеру рабочий сносит все дрова в сарай. Течение сносит лодку.

2) Образуйте несовершенный вид от глаголов: разбежаться, очнуться, встрепенуться.

3 группа

1) Сравните два предложения и определите, в каком из них выстрел получится случайно.
Мальчик натянул рогатку и выстрелил.
Мальчик натягивал рогатку и выстрелил
.

2) Образуйте совершенный вид от глаголов: сожалеть, думать, принадлежать.

4 группа

1) Найдите смысловую ошибку в предложении: Когда старый мельник умер, он разделил наследство между тремя сыновьями.

Запишите верное предложение. ( Когда старый мельник умирал..).

2) Образуйте совершенный вид от глаголов: разгуливать, ненавидеть, встречать.

— Какой вывод можем сделать? (Существуют глаголы, не имеющие парных форм другого вида).

V. Этап подведения итогов

— Что нового мы сегодня узнали о виде глагола? (Обращение к кластеру)

VI. Этап рефлексии

Диагностика эмоционального состояния учащихся на конец урока.

Список использованной литературы

1. С. В. Иванов, М. И. Кузнецова. Русский язык: учебник для 4 класса в 2-х частях. – М.: Вентана-Граф, 2009.

2. Иванов С.В., Кузнецова М.И. Русский язык. Комментарии к урокам. Методическое пособие. Класс: 4. — М.: Вентана-Граф, 2007.

3. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here