Урок – «путешествие – “икс”педиция»

по математике в 6 классе

на тему:

РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ.

Разработала:

Чекина Наталья Юрьевна,

учитель математики

МОУ Басакинской СОШ

молодой специалист

(первый год работы).

Разработка данного урока математики предлагается для учащихся 6 класса.

Урок математики в 6 классе

Тема: Решение уравнений.

Цели:

— образовательная: отработать практические навыки решения уравнений и задач с использованием уравнений;

— развивающая: способствовать развитию познавательного интереса к решению уравнений и задач, развитию самостоятельности и самоконтроля;

— воспитательная: расширить область знаний о родном крае и его истории, способствовать воспитанию патриотизма и любознательности.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма проведения урока: Урок – «путешествие – “икс”педиция» по родному краю.

Методы:

— на этапе актуализации – диалогический;

— на этапе отработки навыков – практический.

Оборудование: доска, мел, компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку (приложение 1).

Раздаточный материал: маршрутный лист (приложение 2).

I . Организационный этап

— Приветствие. Число, классная работа и тема урока: Решение уравнений (слайд 1).

Сегодня урок не простой — мы с вами отправляемся в «икс»-педицию, во время которой должны будем, во-первых, обобщить все знания по изученной теме и отработать навыки решения уравнений, а во-вторых, узнать немного больше о нашем родном крае и его истории. (слайд 2).

Пока мы не отправились в дорогу давайте вспомним:

— Что такое уравнение?

— Что называется корнем уравнения?

— Что значит решить уравнение?

Хорошо!

Итак идём мы в «икс»педицию.

Чтобы дорогу нам найти,

«Икс»педицию нам надо провести.

В этой «икс»педиции

На вас я буду полагаться.

На вашу эрудицию

В дороге опираться.

Задачи в «икс»педиции

Для вас, для всех, для всех!

От их решенья быстрого

Зависит наш успех! (слайд 3)

Помните! От быстроты и правильности решения зависит успех нашего путешествия. Будьте внимательны!

  1. Устная работа

— В путешествии по нашему краю нам поможет сегодня «виртуальный» «икс»педитор, на знания которого мы будем опираться. Этот человек уже много лет занимается изучением истории нашего района и обобщением всего изученного. А фамилию его вы узнаете, решив устно следующие уравнения: (слайд 4).

Ваша задача: решить уравнение и по значению корня выбрать соответствующую букву.

уравнение

корень

буква

1

х + 3 = -5

x = -8

Л

2

d : 2 = -3

d = -6

у

3

-15 + x = -12

x = 3

н

4

10 – m = 25

m = -15

о

5

z – 3 = 8

z = 11

ч

6

y – 8 = -2

y = 6

к

7

14 * t = -2

t = — 1/7

и

8

-21 : c = -7

c = 3

н

(слайд 5).

III. Этап обобщения знаний, отработки умений и навыков решения уравнений.

— Ну а теперь, с таким надёжным путеводителем, мы смело отправляемся в дорогу. Во время нашего путешествия мы с вами проездом побываем в знакомых вам хуторах и посёлках нашего района и вы сможете узнать о них то, что, может быть, ещё и не знали

(слайд 6). Перед вами карта «икс»педиции, а на партах у вас маршрутные листы с заданиями, которые мы будем решать, путешествуя.

Начнём наш путь с родного села – п.Басакин (слайд 7). Наш посёлок был основан в 1932 году. Сколько лет прошло с момента его основания? Можно это узнать решить простое уравнение.

(ученики самостоятельно составляют уравнение и решают его)

1932 + х = 2011

х = 2011 – 1932

х = 79

Ответ: х = 79.

Посёлку 79 лет. Он назван в честь первооснователя по его фамилии – Басакин. Польше о Басакине вы узнаете, решив вот эти три уравнения: (слайд 8).

(1-ое и 2-ое уравнения ученики решают у доски, 3-е с использованием метода «закрытой доски»)

1) 14 + 5х = 4х +3х. 2) 3а + 5 = 8а -15. 3) 3,6х + 2х = 5х + 1,2.

5х — 4х — 3х= — 14, 3а — 8а = -15-5, 3,6х -5х = 1,2 – 3,6 ,

— 2х = -14, -5а = -20, -3х = — 2,4 ,

х = -14 : (-2), а = -20: (-5), х = -2,4 : (-3),

х = 7. а = 4. х = 0,8.

Ответ: х = 7. Ответ: а = 4. Ответ: х = 0,8.

— Итак, проверим, что же мы с вами получили (слайд 9).

А мы отправляемся дальше. И один за другим проезжаем хутора Филатов и Бирюков (слайд 10). Они оба названы в честь их первооснователей – атаманов Филатова и Бирюкова. Это были казачьи хутора, на территории которых во время ВОВ располагались партизанские отряды…и вот, мы незаметно приближаемся к оврагу

(слайд 11).

Вот наша группа к оврагу подходит.

Где же здесь мост?

Его не находим.

Чтобы дальше путь продолжать,

Надо уравнение быстро всем решать! (слайд 12)

(ученик у доски решает уравнение)

— Проверяем! Переправляемся! И продолжаем наш путь.

( слайд 13) Переправляясь через мост, мы попадаем в хутор Верхнегнутов, где нас ждёт очередное испытание. Чтобы узнать общую площадь этого хутора необходимо решить уравнение:

7 ( 125 – х ) = 438.

(ученик решает у доски уравнение)

Разделим обе части уравнения на 7. Корень уравнения не изменится.

7 (125 – х ) : 7 = 438 :7,

125 – х = 69,

х = 125 – 69,

х = 56.

Ответ: х = 56.

(слайд 14) проверяем!

Проезжаем хутора Соколов и Журавка (слайд 15). Они названы так, потому что преобладающими птицами, живущими на их территориях, были соответственно соколы и журавли.

А знаете ли вы, что названия населённых пунктов нашего края по своему происхождению делятся на 4 группы:

1. По фамилии первооснователя (Сизов, Басакин, Филатов, Бирюков…)

2. От произрастающей растительности (Лозной, Терновой, Вербовка…)

3. От особенностей местности ( Ярской, Водяновский…)

4. От проживающих животных (Журавка, Соколов, Балобанов, Чекомасьев…)

Пока мы едем, возможно, кто-то из вас задумался, а почему мы едем именно на автобусе, и какой была бы наша «икс»педиция, если бы мы передвигались, например, на поезде? Ведь наш край богат и железной дорогой, к сожалению, по нашей стороне она не проходит, но в районе она есть. Раньше называлась она Царицын-Лихая (слайд 16). А вот в каком году она была достроена, запущена в эксплуатацию, и прошёл по ней первый состав, вы узнаете сами, если решите уравнение в виде пропорции.

( ученик решает уравнение у доски )

Проверяем!

— Проезжаем хутор Волоцкий ( слайд 17), который находится примерно всего лишь в 4х км от центра нашего района – пгт. Чернышковский, куда мы незаметно и попадаем( слайд 18)

Он был образован примерно в 1815 году. До Чернышковского на этом месте находился хутор Росляков. Кое-что интересное о населении района вы узнаете, решив задачу (слайд 19).

Пусть х- мужчин в районе, тогда ( х + 112) – женщин и (2х+112)/2 — детей.

Составим уравнение:

х + (х+112) + (2х +112)/2 = 17 715.

2х + 2х +224 + х + х + 112 =35 430,

6х + 336 = 35 430,

6х = 35 094,

х = 5 849.

5 849 – мужчин в районе,

5849 +112 = 5961 – женщин в районе,

17 75 – 5849 – 5961 = 5905 – детей в районе.

Ответ: 5849 м; 5961 ж; 5905 дет.

Проверяем. (слайд 20).

IV. Итог урока

Вот и подошло к концу наше путешествие – «икс»педиция. Пора возвращаться домой и подвести итоги. (слайд 21) Самое интересное для вас – это, наверное, оценки, которые вы заработали сегодня на уроке. Вы узнаете их, решив уравнения.

(Учитель называет фамилии учеников и номер уравнения, которое надо решить, чтобы узнать каждому ученику его оценку за урок)

Ну вот и всё! (слайд 22) Если вы захотите узнать больше о нашей родной земле, вы можете почитать книги «Цимлянская сторонушка» и «Земли заветный уголок».

V. Домашнее задание.

Составьте 5 уравнений, которые при решении не имеют корней.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here