Проект урока
Учитель: Мезенцева Ирина Евгеньевна
МБОУ «СОШ №7»
Математика 2 класс, УМК «Школа 2100»
(учебник Л.Г.Петерсон)
«Умножение суммы на число»
Место урока в теме: 8 урок в теме
«Внетабличное умножение и деление»
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока:
-
Вывести распределительное свойство умножения (умножение суммы на число), формировать умение умножать сумму на число
-
Развивать умение строить логические рассуждения, математическую речь учащихся, коммуникативные навыки
-
Воспитывать интерес к истории через математику; воспитывать через умение работать в паре чувство товарищества и взаимоуважения друг к другу
Ожидаемые результаты:
Освоить умение пользоваться распределительным свойством умножения при решении примеров и задач
Содержание и технология урока
Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Оборудование | |
1. Организа-ционно-мо-тивационный этап | 1) Создать мотивацию к учебному действию через игровой момент «дешифров-щик»
2) Закрепить знание переме-стительного и сочетательного свойств умножения
| — Сегодня на уроке мы с вами отправимся в интересное путешествие по одной из стран Африки. Расшифруйте название этой страны, выполнив решение следующих примеров и расставив их значения в порядке возрастания: Е 15 ∙ 4 П 20 ∙ 16 Г 15 ∙ 6 И 30 ∙ 5 Е 80 ∙ 7 Т 9 ∙ 90
— Что вы знаете об этой стране? | Выполняют самостоятель-но решение примеров, используя удобный способ 15 ∙ 4= (3 ∙ 5) ∙ 4=3 ∙ (5 ∙ 4)= = 60 20 ∙ 16 =(4 ∙ 5) ∙ (2 ∙ 8) = = (4 ∙ 8) ∙ (5 ∙ 2) = 320 15 ∙ 6 =(3 ∙ 5) ∙ (2∙ 3) = = (3 ∙ 3) ∙ (5 ∙ 2) = 90 30 ∙ 5 = (3 ∙ 10) ∙ 5 = = 10 ∙ (3 ∙ 5) = 150 80 ∙ 7 = (8 ∙ 10) ∙ 7 = = 10 ∙ (8 ∙ 7) = 560 9 ∙ 90 = (9 ∙ 10) ∙ 9 = = 10 ∙ (9 ∙ 9) = 810 Расставляют числа в порядке возрастания: Е Г И П Е Т 60 90 150 320 560 810 | Л: — проявление интереса к способу решения поставленной задачи | Доска |
Этап урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Оборудование |
|
| Сообщает сведения о Египте (Египет – удивительная страна африканского континента. Яркое солнце, сыпучие пески пустынь и каменные гиганты среди пустыни – пирамиды – гробницы правителей, живших многие века назад. Рядом с одной из них сидит грозный страж – полулев-получеловек – сфинкс. Он охраняет покой своего бывшего правителя) — Благодаря какому свойству умножения вы быстро справились с заданием? — Для чего надо знать математические свойства? — Сегодня мы продолжим работу по знакомству с математическими свойствами. | Слушают сведения о Египте и смотрят слайды презентации с фотографиями Египта
— переместительному и сочетательному свойству умножения — Чтобы легче и быстрее решать примеры | К: — умение слушать и понимать речь других;
— умение строить простое речевое высказывание, используя математичес-кую термино-логию | Презентация Слайды №1-2
|
2. Акту-ализация знаний | 1) Актуализи-ровать имею-щиеся у детей знания для «открытия» нового: а) составлять выражения к задачам; б) уметь нахо-дить площадь прям-ка | Учитель показывает геометри-ческое тело – пирамиду и задаёт вопросы:
— Как называется эта фигура? — Какую фигуру напоминают грани? — Сколько их у пирамиды? — Что лежит у неё в основании? — Как найти площадь прямоуголь-ника? Запишите формулу. Выполните взаимопроверку. | Рассматривают геометрическое тело и отвечают на вопросы учителя: — Пирамида — Треугольник
— 4 — Прямоугольник
S= а ∙ в |
|
|
Этап урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Оборудование |
|
| Математический диктант по задачам. Работа по критерию «умение составлять выражения к задачам» с прогностической оценкой на «волшебной линеечке»
1) Основание пирамиды –прямоугольник. Подсчитайте площадь основания пирамиды, если известно, что длина пирамиды 30 м, а ширина 20 м?
2) На строительство пирамиды в первый день утром прислали 70 рабов, а вечером — в 2 раза больше. На следующее утро – на 30 рабов больше, чем вечером. Сколько рабов прислали на следующее утро?
3) Пирамиды строились из больших каменных блоков. Чтобы вытесать один блок, один раб должен был работать в течение 3 месяцев. Сколько времени ему понадобится, чтобы вытесать 5 таких блоков?
4) Около пирамид было установлено 18 сфинксов, по 2 у каждой. У скольких пирамид стояли эти грозные стражи? | У доски работает один ученик, выбрав для себя либо «место на оценку», либо «место на сомнение» по критерию «умение составлять выражения к задачам» 1) 20 ∙ 30 = 600 (м 2)
2) 70 ∙ 2 + 30 = 170 (р.)
3) 3 ∙ 5 = 15 (м.)
4) 18 : 2 = 9 (п.)
| Р: — умение оценивать свою работу по заданным критериям
| Доска |
Этап урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Оборудование |
|
|
5) В усыпальницах фараонов учёные часто находят амулеты, изображающие жука скарабея. Эти жуки лепят шары. Масса одного шара 43 грамма. Какова масса 8 таких шаров?
Анализирует работу ученика у доски в соответствии с выбранным им местом.
— Оцените себя по критерию «умение составлять выражения к задачам». Чья прогностическая оценка совпала с реальной?
|
5) 43 ∙ 8 = 344 (г)
Проверка обучающимися выражений по образцу
Самооценка по заданному критерию
|
|
|
3. Постановка темы, цели урока и планирования деятельности |
1) Совершен-ствовать умение форму-лировать тему и цель урока
2) Отрабатывать умение планировать свою деятельность
3) Совершен-ствовать умение работать в паре по заданному критерию |
— При решении какого выражения у вас возникли затруднения? Почему? — Как его можно решить?
— Можно ли воспользоваться изученными нами свойствами умножения или сложения? Как?
-Чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
— Составьте план нашей работы, поставив перед собой необходимые задачи
— Справиться с поставленными задачами поможет нам Древнее царство. Древнее царство, когда строились пирамиды для усыпальниц фараона, сменилось Новым царством, когда гробницы стали высекать в горе Эль-Курна, напоминающая пирамиду. Эта долина, где было захоронено множество царей, получила название – Долина царей. В 1922 году археологи нашли гробницу одного из правителей – Тутанха-мона.)
— Чтобы нам с вами открыть вход в усыпальницу Тутанхамона, надо найти ключевое математическое свойство для нашего урока. Для этого поработаем в паре с заданием на карточках, где надо соединить формулы с названием свойства. (Приложение 1) |
43 ∙ 8 Такой приём нами ещё не изучен
У детей возникает проблема, так как ни одно из изученных свойств не подходит для решения выражения
— Будем изучать новое математическое свойство
1. Вывести новое свойство 2. Сверить его с правилом в учебнике 3. Решить примеры на новое свойство 4. Решить другие задания, используя новое свойство
Работают в паре по критерию «умение договариваться друг с другом во время совместной работы» | Р: — умение высказывать своё предполо-жение, форму-лировать учебную проблему; — умение ставить цель на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё надо узнать; — умение составлять план и последова-тельности действий при «открытии» нового знания и работать с ним
К: — умение слушать и понимать речь других
К: — умение находить общее решение, договариваться друг с другом
|
Доска
Презентация Слайды № 3-5
Раздаточный материал |
Этап урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Оборудование |
|
| Проверка: учитель показывает детям формулу на слайде, а дети называют свойство. — Оцените свою работу в паре по критерию — Какое свойство осталось без формулы? -Знакомо ли оно вам? — Уточните тему нашего урока.
— Уточните цель сегодняшнего урока?
— Когда данное свойство нам может пригодиться? — Молодцы! Вы нашли ключ к усыпальнице Тутанхамона |
Дети дают самооценку по «волшебной линеечке» — Распределительное свойство умножения — Нет — Распределительное свойство умножения — Вывести распредели-тельное свойство умножения, научиться решать примеры с помощью этого свойства — При решении примеров более удобным способом |
Р: — умение оценивать свою работу по заданным критериям
Л: -умение связать новое знание с жизненным опытом | Презентация Слайды №5-8
Презентация Слайд №9
|
4. «Открытие» нового знания |
1) Учиться выводить формулу на основе сравнения решения задачи разными способами | 6 м 3 м
Погребальная сокро- камера вищни- 4 м ца
Работаем с первым пунктом плана — Усыпальница фараона состоит из 4 комнат. Вот две из них (погребальная камера и сокровищница) | Решают с объяснением у доски задачу двумя способами: 1 способ решения: 1) 6 ∙ 4 = 24 (м 2) – площадь погребальной камеры. 2) 3 ∙ 4 = 12 (м 2) – площадь сокровищницы. 3) 24 + 12 = 36 (м 2) 6 ∙ 4 + 3 ∙ 4 = 36 (м 2) Ответ: 36 м 2 площадь двух комнат. | П: — умение добывать новое знание на основе имеющегося опыта; — умение срав-нивать разные способы реше-ния задачи, находить наиболее рациональный; |
|
Этап урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Оборудование |
|
| — Как найти площадь этих двух комнат? (Решение у доски)
— Что интересного вы заметили при решении этой задачи? Какой способ оказался более простым? — Как мы её находили в первый раз? Во второй раз? Какой знак можно поставить между этими двумя выражениями? — Замените числа буквами, выведите новую формулу. -Это и есть распределительное свойство умножения или умножение суммы на число. Мы выполнили первый пункт плана. Переходим ко второму. — Прочитайте правило о распределительном свойстве умножения в учебнике на стр. 73 | 2 способ решения: 1) 6 + 3 = 9 (м) – общая длина. 2) 9 ∙ 4 = 36 (м 2) (6 + 3) ∙ 4 = 36 (м 2) Ответ: 36 м 2 площадь двух комнат.
— Площади одинаковы — Второй
— 6 ∙ 4 + 3 ∙ 4 = (6 + 3) ∙ 4
— а ∙ с + в ∙ с = (а + в) ∙ с
Знакомятся с правилом умножения суммы на число в учебнике с.73 |
— умение преобразо-вывать числовую модель в буквенную; — умение стро-ить логические цепочки рассуждений; — умение ориентиро-ваться в учебнике |
Учебник с.73
|
5. Первичное закрепление | 1) Учиться решать примеры на новое матема-тическое свойство | — Что будем делать дальше? (обращается к плану действий пункту №3). Поупражняемся в применении нового свойства у доски и в тетрадях. — Стр.73 № 1
| Запись в тетрадях и у доски с выбором «места на оценку» и «места на сомнение» (5 +3) ∙ 4 = 8 ∙ 4 = 32 5 ∙ 4 + 3 ∙ 4 = 20 + 12 = 32 (5 +3) ∙ 4 = 5 ∙ 4 + 3 ∙ 4 | — умение применять полученное знание на практике | Учебник с.73 Доска |
Этап урока | Задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Оборудование |
6. Самостоя-тельная работа с самопровер-кой по эталону | 1) Учиться самостоятель-но применять «новое» знание при решении типичных примеров
2) Учиться сравнивать свою работу с эталоном | — Стр. 73-74 №2 решайте самостоятельно, затем сверьте с образцом. Дайте прогностическую оценку умению решать примеры с помощью распределительного свойства умножения.
— Оцените себя по заданному критерию после самопроверки. — Чья прогностическая и реальная самооценки совпали? — Выполнили ли мы намеченное нами в 3-ем пункте плана? | Решают самостоятельно с самопроверкой по эталону, заданному учителем. Работа по «волшебной линеечке» до и после выполнения задания. 14 ∙ 6 = (10 + 4) ∙ 6 = = 10 ∙ 6 + 4 ∙ 6 = 84 35 ∙ 7= (30 + 5) ∙ 7 = = 30 ∙ 7 + 5 ∙ 7 = 245 49 ∙ 8 = (40 + 9) ∙ 8 = = 40 ∙ 8 + 9 ∙ 8 = 392
— Да | Р: — умение сличать способ действия и его результат с заданным эталоном; — умение находить свои ошибки и исправлять их; — умение оценивать свою работу по заданным критериям
| Учебник с.73-74 Презентация Слайд №10
|
7. Включение в систему знаний и повторение ранее изученного | 1) Учиться самостоятель-но применять «новое» знание при решении нетипичных заданий | — Что делаем дальше? (работа с планом, пункт №4) Решите уравнения по вариантам и, пользуясь ключом к ним, узнайте, сколько золотых предметов нашли на спелёнутой мумии Тутанхамона. Вариант1: 20 ∙ Х = 80 Вариант2: У : 9 = 4
Ключ: Х ∙ У
| Самостоятельно решают уравнения, решение сверяют с образцом на доске, выполненным учащимися
Х = 4 У = 36 Х ∙ У = 4 ∙ 36 = 4 ∙ (30 + +6)=4∙30 + 4 ∙ 6 =120 + 24= = 144 золотых предмета найдено на спелёнутой мумии Тутанхамона | П: — умение ориентиро-ваться в системе знаний; Р: — умение применять новое знание для решения нетипичных заданий | Презентация Слайды №11-12
|
8. Рефлексия учебной деятельности | 1) Учиться оценивать свою работу на уроке
2) Учиться сравнивать поставленную на уроке цель и ее результат | — Что нового узнали на уроке? С каким свойством умножения познакомились? — Какая цель перед нами стояла?
— Достигли ли мы цели урока? — С какими заданиями вы справились без затруднений? — В каких заданиях у вас ещё остались затруднения? — Наше путешествие по Египту подошло к концу. Что интересного из него вы возьмёте с собой после урока? — Оцените свою работу на уроке по «волшебной линеечке» — Д/з с.74 № 4, № 6 или решить (по самостоятельному выбору обучающихся) задачу по теме нашего урока. Задача. В Долине царей на сегодняшний день археологи обнаружили 68 гробниц, из них 8 усыпальниц для принцев, для жрецов в 6 раз больше, а остальные – царские гробницы. Сколько царских гробниц обнаружили археологи в Долине царей? | — С распределительным свойством умножения
Вывести распредели-тельное свойство умножения, научиться решать примеры с помощью этого свойства
— Да
Оценивают свою работу на уроке Самостоятельный выбор домашнего задания | К: — умение строить простое речевое высказывание, используя математичес-кую термино-логию
Л: — имеет представление о себе и своих возможностях.
|
Презентация Слайд №13
Презентация Слайд №14
|
Приложение 1
Задание для работы в паре (на карточках):
(a ∙ b) ∙ c = a ∙ ( b ∙ c) переместительное
свойство сложения
a + b = b + a переместительное
свойство умножения
сочетательное свойство
a ∙ b = b ∙ а сложения
сочетательное свойство
умножения
(a + b) + c = a + (b + c)
распределительное свойство
умножения