Урок обобщения и систематизации знаний
по теме «Разложение на множители» (7 класс)
Соловьева А.В., учитель МОУ СОШ №10
г. Дзержинска Нижегородской области
Методические комментарии.
Предлагаемый урок является первым уроком из трех, отводимых на изучение темы «Применение нескольких способов раложения на множители». В роли учителя при обобщении и систематизации материала по данной теме выступают сами учащиеся, поэтому подготовку к уроку начинается заранее. Учащиеся делятся на три группы, каждая группа работает с одним способом разложения. Группы готовят задания типа:
-
решить по алгоритму;
-
применение данного способа разложения при решении различных типов заданий.
Предложенные задания должны быть доступны для коллективного решения и ярко демонстрировать каждый теоретический факт. Каждая группа получает шаблон систематизирующей таблицы и продумывает вариант оформления соответствующего столбца в программе WORD. Учитель одобряет вариант или вносит коррективы в конечный вариант оформления столбца таблицы. Для каждой группы учитель делает заготовку рабочего слайда в СМАРТ — презентации, используя инструмент «фотоаппарат». От каждой группы выбирается «учитель» с ассистентом. Совместно с учителем продумывается система вопросов по блоку, предполагаемые ответы учащихся, вариант заполнения столбца шаблона таблицы.
Общая схема работы на уроке заключается в следующем: в ходе повторения основных алгоритмов и выполнения системы заданий, составленных одной из групп, происходит повторение основных теоретических положений, связанных с разложением на множители. В процессе работы происходит постепенное заполнение шаблона таблицы на рабочих местах учащихся и заполнение пустых мест на слайдах СМАРТ — презентации, отражающих основные сведения о способах разложения и их применении.
Таким образом, выстраивается система, демонстрирующая большую работу, проделанную школьниками при изучении данной темы. Учащиеся понимают, что в результате изучения данной темы они вооружились еще одним способом решения математических задач через разложение на множители. Осознание важности проделанной работы служит эмоциональным стимулом к продолжению изучения последующих разделов алгебры. Учитель намечает перспективу в изучении более сложных уравнений, подчеркивая, что «Разложение на множители» является одним из общих приемов решения уравнений всех типов.
Конспект урока
Тема урока. Способы разложения на множители.
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока. Привести в систему знания о способах разложения, выявить типы задач на их применение.
В результате урока ученик
знает:
что значит разложить алгебраическое выражение на множители;
алгоритмы способа вынесения общего множителя за скобки, способа группировки, использования формул сокращенного умножения;
формулы сокращенного умножения
умеет:
раскладывать алгебраические выражения на множители, применяя один из способов;
решать уравнения путем разложения на множители;
доказывать делимость через разложение на множители;
находить рациональным образом значения алгебраических выражений
осознает:
природу происхождения данной темы;
роль обобщения, систематизации и классификации в получении новых знаний;
значимость темы в курсе алгебры, ее роль для дальнейшего построения курса
Структура урока
1.Мотивационно-ориентировочная часть.
1.1 Мотивация.
1.2 Постановка учебной задачи (цели) урока.
1.3 Планирование учебной деятельности.
2. Операционно-познавательная часть.
2.1 Обобщение и систематизация знаний об отдельных способах разложения на множители.
2.2 Выявление общих типов математических задач на применение способов разложения.
2.3 Анализ построенной системы.
3. Рефлексивно-оценочная часть.
3.1 Оценка и самооценка учебной деятельности.
3.2 Подведение итогов урока.
3.3 Планирование предстоящей учебной деятельности.
Ход урока
Деятельность ученика | ||
1. Мотивационно-ориентировочная часть | ||
1.1. Мотивация | ||
— Здравствуйте, ребята! Мы собрались сегодня на уроке, чтобы подвести итог большой работы. Все это время какими преобразованиями алгебраических выражений мы занимались?
| — Мы умножали многочлен на одночлен, многочлен на многочлен, раскладывали алгебраические выражения на множители. | |
— Что значит разложить на множители? | Слайд 1 (объекты в движении) — Разложить на множители – значит представить в виде произведения одночленов и многочленов. | |
— И это делать мы умеем не единственным способом. Как быть с таким «ворохом» знаний о разложении? Что вы делаете, когда в вашей комнате накапливается много-много разных нужных вещей? | — Мы наводим порядок, раскладываем их по местам. | |
— Вот и у нас накопилось столько знаний, что пора навести в них порядок, подвести итог всему, что мы знаем о разложении на множители. — Какие известны способы разложения на множители? | Слайд 1 (объекты в движении) Способы:
| |
— Классифицируйте примеры алгебраических выражений по способам. -Как разложить и где мы сталкиваемся с необходимостью в разложении??? Знаний много, их нужно упорядочить. | Слайд 1 (объекты в движении) Учащиеся размещают объекты в один из столбиков, соответствующих способу разложения:
| |
1.2 Постановка учебной задачи(цели) урока | ||
— Предлагаю посвятить этому занятию сегодняшний урок. Запишем тему урока «Разложение на множители». | (Ученики записывают тему в тетрадях) | |
— А как сформулировать цель урока? | — Привести в порядок знания о приемах разложения. | |
— В науке, когда речь идет об упорядочении каких-то знаний, используют оборот «привести знания в систему». Давайте используем этот оборот в формулировке цели. Как будет звучать цель? | — Привести в систему знания о способах разложения. | |
1.3 Планирование учебной деятельности | ||
— Не только цель урока будет звучать непревычно, сам урок будет необычным. Сегодня вы попробуете себя в роли учителя. Это очень непросто. Поэтому «учителей» будет несколько, каждый проведет часть урока. Учителя готовились к уроку вместе со своей группой ассистентов. Им известен порядок их выступления. А что делать остальным?
|
— Слушать, отвечать на вопросы, решать упражнения (если необходима помощь, то можно обратиться к ассистенту)
| |
— И не только это. Перед вами на партах лежит канва таблицы, такая же заготовка фрагментарно сделана на экране интерактивной доски. В ходе урока мы должны заполнить таблицу полностью, но делать это будете только вместе с «учителем». |
| |
— Все согласны принять правила работы? Тогда начинаем постепенно заполнять графы таблицы. Как только таблица будет заполнена, мы постараемся связать ее графы и обсудим результаты работы. |
| |
2. Операционно-познавательная часть | ||
2.1 Обобщение и систематизация знаний об отдельных приемах разложения | ||
— Право руководства классом передается представителю первой группы. |
| |
— Первый способ – вынесение общего множителя за скобки. Повторим шаги алгоритма и применим для разложения первого выражения. | (Проговаривают действия и результаты записывают в таблице. «Учитель» работает со слайдом 2 и заполняет пустые места. Ученики заполняют постепенно первый столбик таблицы). | |
-Проиллюстрируем на более сложных примерах. | (Вместе с «учителем» решают примеры на все частные случаи. Ученики переключаются на следующий фрагмент таблицы).
| |
— Итог: мы повторили, как работает алгоритм в различных случаях. Ответили на вопрос как??? |
| |
— А теперь где, при решении каких задач? Выделим типы задач на применение первого способа. Слово ассистенту №1. |
| |
— Решите уравнение. Умеем ли решать уравнения такого типа. Обнаруживаем, что слева выражения знакомого нам вида, справа нуль. Какое преобразование помогает упростить уравнение? На какую мысль вас наталкивает справастоящий нуль? | — Мы умеем решать только линейные уравнения и сводимые к ним. Левую часть можно разложить на линейные множители. Вспомним свойство произведения, равного нулю: произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю, а другой при этом не теряет смысл.
| |
— Решим уравнение 1. Решить уравнение
y=0 или y-5=0 y=5 Ответ:0;5.
| (Ученики вместе с ассистентом решают уравнение, заполняя фрагмент таблицы, слайд 3).
| |
— Для закрепления решите уравнение 2. (Ассистенты первой группы работают консультантами. Один из желающих работает у доски, пишет маркером). Результаты проверяются по окончании работы. Слово ассистенту №2 |
2x(4x+3)=0 x=0 или 4x+3=0 x=-0,75 Ответ:0; -0,75.
| |
— Что значит выражение кратно натуральному числу? | — Кратно — значит делится на данное натуральное число.
| |
— Доказать, что числократно 9 — Какое известно утверждение в математике для доказательства делимости? Какого условия достаточно, чтобы утверждать делимость? | 1. Если один из множителей делится на данное натуральное число, то и все произведение делится на это число. 2. Если каждое слагаемое суммы делится на данное натуральное число, то и сумма делится на это число. | |
— Каким из утверждений воспользуемся для доказательства делимости? | — Явно, что можно попробовать использовать первое утверждение. Но прежде надо выражение представить в виде произведения. | |
-Докажем. Сначала разложим способом вынесения на множители. =(23)6+215=218+215=215(23+1)=215∙9 Т.к. один из множителей делится на 9, значит и произведение делится на 9. | (Ученики вместе с ассистентом доказывают делимость, заполняя фрагмент таблицы, слайд 3)
| |
— Итак, подведем итог работы с первой группой. Вынесение общего множителя – один из приемов разложения алгебраических выражений на множители. Его применение основано на распределительном свойстве умножения. Вынесение общего множителя используем при решении уравнений, нахождении значений числовых выражений рациональным способом и доказательстве делимости. |
| |
— Спасибо за подробную работу. Благодарю всех ребят первой группы, которые так тщательно подготовили материалы для этой части урока. А нам пора переходить к следующему способу. |
| |
2.2. Установление связей между способами разложения. Другие способы рассматриваются аналогичным образом. В процессе работы заполняются остальные графы таблицы. Параллельно для самопроверки оформляются слайды 4,5,6,7. Анализируя столбцы таблицы, ученики выявляют типичные задания. | ||
2.3. Анализ построенной системы | ||
— Итак, мы заполнили таблицу полностью. Давайте обсудим полученный результат. Что отражено в таблице? | — В таблице отражены сведения о существующих способах разложения на множители. Таблица напоминает теоретическую шпаргалку. Ею можно воспользоваться в случае, если что-то забыл. На нее можно опереться при решении задач. Она служит опорным конспектом. | |
3. Рефлексивно-оценочная часть | ||
3.1. Оценка и самооценка учебной деятельности | ||
— Действительно, заполненная таблица имеет множество достоинств. Она, я бы сказала, получилась полезной и гармоничной. И все вы хорошо потрудились над ее созданием. Прошу вас на маленьких листочках : поставить себе оценку за работу на уроке и при подготовке к нему; оценить подготовительную работу каждой из трех групп. |
| |
3.2. Подведение итогов урока | ||
— Итак, при постановке цели урока мы использовали оборот «привести знания в систему». Достигнута ли поставленная нами цель или нет, зависит от того, построена ли система знаний. Как вы считаете? | — Мы привели знания в систему, потому что повторили все основные сведения о способах разложения и их применении при решении практических задач. Доказательством является заполненная таблица. | |
3.3. Планирование предстоящей учебной деятельности | ||
— Чаще приходится применять одновременно несколько приемов разложения. Выработать стратегию действий нам предстоит на следующем уроке. |
|