Урок открытия новых знаний в 5 классе
на тему «Деление дробей»
Цели урока:
1) вывести алгоритм деления дробей и сформировать способность к его выполнению;
2) применять правило деления при решении примеров и задач различной степени трудности.
Планируемый результат:
Метапредметные умения:
| Личностные умения:
| |
| Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
|
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты | |
Самоопределение к учебной деятельности Цель этапа: 2) определить содержательные рамки урока: продолжаем работать над действиями с обыкновенными дробями.
| Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку
– Какие действия с обыкновенными дробями мы научились выполнять? (
| Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Сравнивать, складывать, вычитать, умножать обыкновенные дроби и смешанные числа.) |
| Познавательные Строить речевое высказывание и обосновывать своё суждение. Личностные воспитанию культуры речи и грамотности; Проявление интереса к предметной области математики. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности Цель этапа: 2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение; 3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: найти частное дробей.
| Предлагаются индивидуальные задания на карточках
Математическая разминка – Сравните выражения. Что вы можете о них сказать – Какое выражение следующее? – Найдите значения данных выражений – В каком порядке расположены полученные числа? Обоснуйте свой ответ. – Какое число следующее в данном ряду? Почему? – Сравните числа. Что интересного вы заметили? – Найдите произведение чисел каждой пары. Что вы замечаете? – Как бы вы назвали такие числа? – В математике их называют обратными друг другу, или взаимно обратными. Сформулируйте определение взаимно обратных чисел
– Запишите на математическом языке определение взаимно обратных чисел. – Назовите числа, обратные данным – В каких еще случаях вы используете термин взаимно обратные? – Назовите взаимно обратные арифметические действия
Формулирует задание
Организует самопроверку
Организует фиксацию индивидуальных затруднений и побуждает детей определить свою позицию. | По карточкам работают Гладушов, Зайцев, Шишлов, Митрофанова, Гаврилов, Комлев; Вишняков, Гагуев, Алексеева Дети отвечают на вопросы
Дети анализируют, делают выводы
Дети предлагают различные варианты.
Выполняют задания в тетрадях Самопроверка, выставление баллов в листок успехов и неудач |
Остальные:
2) и , и , и .
, , , 2, , n.
| Коммуникативные Пользоваться грамотной речью для регуляции своего действия;
Познавательные Строить речевое высказывание и обосновывать своё суждение. Регулятивные: Уметь выбрать верный способ решения Оценивать результат учебной деятельности
Предметные Использовать понятие взаимно обратных чисел для построения алгоритма деления дробей
Личностные Формирование навыков объективной самооценки |
Постановка учебной задачи Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности: 2) согласовать цель и тему урока: вывести правило деления дробей, научиться делить дроби, тема урока: «деление дробей».
| Организует работу по выявлению затруднений. Ставит проблему Всегда ли удобно решать такие примеры подбором? Какое действие мы должны изучить?
| Учащиеся находят затруднение, выявляют отличие и выводят тему и цель урока.
|
|
Коммуникативные Пользоваться грамотной речью для регуляции своего действия; Умение ставить вопросы Высказать своё мнение. Регулятивные: Целеполагание Познавательные Самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели урока Личностные воспитанию культуры речи и грамотности; Проявление интереса к предметной области математики. |
Построение проекта выхода из затруднения Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения; 2) зафиксировать новый способ действия в знаковой, вербальной форме и с помощью эталона.
Физкультминутка | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации Организует работу в парах Побуждает к высказыванию своего мнения. Предлагает решить уравнение 3/4х=5/7 | Работают в парах, ищут возможные пути решения задачи Выводят правило деления дробей и составляют алгоритм деления
|
| Коммуникативные Пользоваться грамотной речью для регуляции своего действия; Получить навыки работы в парах; Представлять результат своей деятельности. Высказать своё мнение. Познавательные Решение проблемы, построение рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование Строить речевое высказывание и обосновывать своё суждение. Регулятивные: Уметь выбрать верный способ решения для уравнения; Выполнять задание в соответствии с целью; Оценивать результат учебной деятельности Личностные формирование навыков объективной самооценки и взаимооценки; воспитанию культуры речи и грамотности; Предметные Вывод правила деления дробей Составление алгоритма деления |
Первичное закрепление во внешней речи Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи
| Устанавливает осознанность восприятия, проводит первичное обобщение | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма деления в слух | №362(д,е,ж,з) – работа у доски и в тетрадях |
Регулятивные: контроль , оценка, коррекция Познавательные умение выбирать наиболее оптимальные способы решения Строить речевое высказывание осознанно и произвольно Коммуникативные Пользоваться грамотной речью для регуляции своего действия; Управление поведением партнера- контроль, коррекция, оценка действий партнера |
Самостоятельная работа с самопроверкой Цель этапа: проверить своё умение применять алгоритм деления дробей в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
| Организует деятельность по применению новых знаний. Кто уверен в своих знаниях и может самостоятельно выполнять деление дробей, выполняет задание «Пройди лабиринт» У кого проблемы, выполняют задания из учебника вместе с учителем | Самостоятельная работа Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая решения и ответы
Слабые решают вместе с учителем. | Дифференцированная работа задание «Пройди лабиринт» (кто уверен в своих силах) остальные №363(а,д), № 365(а,г)
Задание «расположи числа в порядке возрастания»
| Предметные действия Применять алгоритм деления дробей . Познавательные Уметь использовать приобретённые умения при решении различного вида примеров Регулятивные: Контроль, коррекция , осознание качества и уровня усвоениявыделение и осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению Личностные формирование навыков объективной самооценки и воспитанию культуры речи и грамотности; |
Историческая справка |
| Дети слушают информацию, делятся мнениями |
|
|
Домашнее задание | Дает комментарий к домашнему заданию;
| Дети находят в учебнике задания, читают. | Правило, стр.73-74 №419, 420, 421(а, б) **Придумать практическую задачу на деление дробей **или синквейн |
|
Рефлексия деятельности на уроке 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: алгоритм деления дробей; 2) оценить собственную деятельность на уроке; 3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока; 4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
| Организует рефлексию деятельности на уроке Какое новое правило, мы вывели сегодня? – С каким правилом тесно связано правило деление дробей – Что необходимо ещё знать, чтобы правильно выполнить деление?– Проанализируйте свою деятельность на уроке и дайте своей работе оценку.
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Круги – эмоциональный настрой
«лесенка успеха»
| Регулятивные: Оценивать результат учебной деятельности Личностные формирование навыков объективной самооценки и взаимооценки; Коммуникативные Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
|
Листок успехов и неудач.
Всё понятно | Не очень понятно | Не понятно | Баллы | |
Домашнее задание |
|
|
|
|
Одношаговые уравнения |
|
|
|
|
Двухшаговые уравнения |
|
|
|
|
Упрощение выражений |
|
|
|
|
Упростить и вычислить |
|
|
|
|
Подумай! |
|
|
|
|
Уравнения к задачам |
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
Всего баллов |
|
|
|
|
Листок успехов и неудач.
Всё понятно | Не очень понятно | Не понятно | Баллы | |
Домашнее задание |
|
|
|
|
Одношаговые уравнения |
|
|
|
|
Двухшаговые уравнения |
|
|
|
|
Упрощение выражений |
|
|
|
|
Упростить и вычислить |
|
|
|
|
Подумай! |
|
|
|
|
Уравнения к задачам |
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
Всего баллов |
|
|
|
|
Листок успехов и неудач.
Всё понятно | Не очень понятно | Не понятно | Баллы | |
Домашнее задание |
|
|
|
|
Одношаговые уравнения |
|
|
|
|
Двухшаговые уравнения |
|
|
|
|
Упрощение выражений |
|
|
|
|
Упростить и вычислить |
|
|
|
|
Подумай! |
|
|
|
|
Уравнения к задачам |
|
|
|
|
Самостоятельная работа |
|
|
|
|
Всего баллов |
|
|
|
|