Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фатежская средняя общеобразовательная школа №1»
Фатежского района Курской области
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
в 1-м классе
по теме «Числа 1 – 4. Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4»
Открытый урок проведен
учителем начальных классов
первой квалификационной категории
Гетман Верой Анатольевной
в рамках методического объединения
учителей начальных классов
Октябрь 2011 – 2012 учебного года
г.Фатеж
УМК «Перспектива»
«Математика» Л.Г. Петерсон
Класс 1
ТЕМА УРОКА «Числа 1 – 4. Состав числа 4. Сложение и
вычитание в пределах 4»
ЦЕЛИ :
-
правильно называть и записывать числа 1 – 4; складывать и вычитать в пределах 4;
-
закрепление знания состава числа 4 ;
-
уметь анализировать, классифицировать;
-
отрабатывать понятия «сложение» и «вычитание», устанавливать взаимосвязи между ними;
-
развивать логику мышления, внимание, память, творческие способности;
Планируемые достижения:
-
уметь называть и записывать числа 1 – 4; складывать и вычитать в пределах 4;
-
знать состав числа 4.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-
сюжетный геометрический материал
-
карточки с цифрами
-
наборное полотно
-
сюжетные картинки:
– «Кошка заблудилась»
– «Примеры в картинках»
Коммуникативные УУД:
-
стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения
-
умение обучающихся сотрудничать с учителем, одноклассниками
-
формирование умения слушать, доказывать, обосновывать
-
умение ставить и задавать вопросы
Регулятивные УУД:
-
сохранять заданную цель
-
планировать свою работу по эталону
-
видеть и корректировать свои ошибки
-
адекватно воспринимать оценку своей деятельности со стороны учителя, одноклассников
Личностные УУД :
-
эмоционально-положительное восприятие учения
-
объективная оценка своей деятельности
-
степень организованности и заинтересованности по предмету
-
формирование ответственности за свою деятельность
-
рефлексия
Развитие познавательной сферы :
-
степень познавательной активности, творчества и самостоятельности обучающихся
-
наличие и эффективность различных видов и форм деятельности обучающихся на уроке
-
создание комфортных условий для проявления способностей обучающихся
Х О Д У Р О К А:
Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова — это два, Руки вниз, вперёд смотри – это три, Руки в стороны по шире развернули – на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть. | Работа в коллективе-сотрудничество. Положительный настрой на работу. |
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ | |
1. Геометрический материал | |
Сколько этапов строительства изображено? Какие предметы на этих рисунках указывают на числа: 1, 2 ,3 ,4? – По каким признакам определили треугольник ? четырёхугольник? | Вспоминают признаки геометрических фигур, называют их, обосновывают и доказывают ответы. Развивают логическое мышление, восстанавливая очерёдность следования картинок.
Сравнивают количество и признак, анализируют работу. |
2. Счёт в пределах 4 | |
–С каким числом познакомились на прошлом уроке? Посмотрите внимательно на числовой ряд. Какие вопросы вы можете задать по числу 4? – Посчитаем хором до 4. | – Называют место числа 4 в натуральном ряду. – Называют «соседей» чисел 1,2, 3,4. – Располагают числа в порядке возрастания, в порядке убывания, составляют примеры |
ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ | |
1. Работа по учебнику | |
№ 1 Разбей круги на части | |
– Продолжим работу с числом 4. – Что обозначают в записи буквы : Б, М, К ? – Как можно разбить эти фигуры (круги) на части? – Как это записать числовым выражением (примером)? – Какие записи повторяются и почему? | Дети работают в тетрадях на печатной основе, а учитель показывает на доске на наборном полотне.Анализируют, синтезируют и квалифицируют. Доказывают правильность решения. |
По размеру: | |
Б + М = К 1 + 3 =
К – Б = 4 – 1 =
– Что в записи буквенных выражений обозначают буквы : Ж, С, К ? | Устанавливают взаимосвязь между буквенной и числовой записью, действием сложения и вычитания. На основе данных выражений составляют недостающие. |
По цвету: | |
Ж + С = 2 + 2 = С + Ж = К – Ж = 4 – 1 =
| Выделяют признак разбиения геометрических фигур(кругов), на основании доказанного составляют недостающие буквенные и числовые выражения. Устанавливают взаимосвязь между компонентами действия сложения и вычитания. |
№ 2. Повторение состава числа 4 | |
– Сопоставьте костяшки домино с числами 1, 2, 3, 4. — Как получили число 1?(1 и 0) – 2 ? (0 и 2, 1 и 1) – 3 ? (1 и 2) – 4 ? (0 и 4, 1 и 3, 2 и 2). | Повторяют состав числа 4. |
ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ № 3. Решение числовых выражений. | |
– Объясните с помощью рисунков, как можно решить примеры?
2 + 1 = 4 – 2 =
– Какой вывод можно сделать?
| Анализируют. Находят общий признак, выделяют целое и часть. Устанавливают взаимосвязь между компонентами действия сложения и вычитания.
Учатся выслушивать мнение одноклассников, соглашаться и обоснованно опровергать неверный ответ.
На основании доказательств делают вывод :
|
ФИЗМИНУТКА | |
К речке быстрой мы спустились Наклонились и умылись – Вот как славно освежились! А теперь поплыли дружно. Двумя руками делать нужно: Раз, раз – это брасс; Одной – другой – это кроль. Все как один плывём как дельфин. Раз, два, три, четыре – Вышли на берег крутой И отправились домой. | Здоровьесберегающая технология переключает с одного вида деятельности на другой, не отвлекая от целей урока. Работают в коллективе. |
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ | |
№ 5. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 4 | |
– Пользуясь знанием состава чисел 1 – 4, давайте решим примеры: 2 + 2 = 2 – 1 = 3 + 1 = 4 – 1 = 1 + 2 = 4 – 3 = 1 + 1 = 4 – 2 = 3 – 2 = | Используя приобретённый опыт знания состава числа 4, решают примеры. |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ ( №6 по учебнику) | |
– Определите, что изменилось. – Объясните, по какому признаку менялись кошки? | Определяют по какому признаку менялись кошки в цепочке фигур, развивают логику мышления. |
№ 7* Логическая задача «Кошка заблудилась» | |
| Коллективная работа.Учатся выслушивать доказательства одноклассников, соглашаться или оспаривать ошибочное мнение. |
ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ Работа в рабочей тетради | |
№ 1. Письмо цифр 1 – 4 | |
– Самостоятельная работа : по образцу напишите цифры 1, 2, 3, 4. | Повторение правил посадки при письме. — Письмо в воздухе; — Письмо по образцу в тетради |
№ 2 Решение примеров по сюжетным картинкам | |
– Составьте по картинке числовое выражение и запишите в тетрадь. | Учатся находить целое и часть по сюжетным картинкам и правильно оформлять математически. |
РЕФЛЕКСИЯ . ИТОГ УРОКА | |
— Дети, что вы узнали нового на сегодняшнем уроке? — Какое задание заинтересовало больше всего ? — О чём хотелось бы рассказать? — Вы сегодня молодцы, все хорошо работали. — Постарайтесь запомнить состав чисел 2 – 4. Обращайте внимание на написание цифр 1, 2, 3, 4. | Анализируют свою деятельность, сравнивают начальный и конечный результаты приобретённых знаний.Учатся адекватно воспринимать оценку своей работы одноклассниками и взрослым. |