Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Фатежская средняя общеобразовательная школа №1»

Фатежского района Курской области

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ

в 1-м классе

по теме «Числа 1 – 4. Состав числа 4. Сложение и вычитание в пределах 4»

Открытый урок проведен

учителем начальных классов

первой квалификационной категории

Гетман Верой Анатольевной

в рамках методического объединения

учителей начальных классов

Октябрь 2011 – 2012 учебного года

г.Фатеж

УМК «Перспектива»

«Математика» Л.Г. Петерсон

Класс 1

ТЕМА УРОКА «Числа 1 – 4. Состав числа 4. Сложение и

вычитание в пределах 4»

ЦЕЛИ :

  • правильно называть и записывать числа 1 – 4; складывать и вычитать в пределах 4;

  • закрепление знания состава числа 4 ;

  • уметь анализировать, классифицировать;

  • отрабатывать понятия «сложение» и «вычитание», устанавливать взаимосвязи между ними;

  • развивать логику мышления, внимание, память, творческие способности;

Планируемые достижения:

  • уметь называть и записывать числа 1 – 4; складывать и вычитать в пределах 4;

  • знать состав числа 4.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • сюжетный геометрический материал

  • карточки с цифрами

  • наборное полотно

  • сюжетные картинки:

«Кошка заблудилась»

«Примеры в картинках»

Коммуникативные УУД:

  • стимулирование обучающихся к выражению собственного мнения

  • умение обучающихся сотрудничать с учителем, одноклассниками

  • формирование умения слушать, доказывать, обосновывать

  • умение ставить и задавать вопросы

Регулятивные УУД:

  • сохранять заданную цель

  • планировать свою работу по эталону

  • видеть и корректировать свои ошибки

  • адекватно воспринимать оценку своей деятельности со стороны учителя, одноклассников

Личностные УУД :

  • эмоционально-положительное восприятие учения

  • объективная оценка своей деятельности

  • степень организованности и заинтересованности по предмету

  • формирование ответственности за свою деятельность

  • рефлексия

Развитие познавательной сферы :

  • степень познавательной активности, творчества и самостоятельности обучающихся

  • наличие и эффективность различных видов и форм деятельности обучающихся на уроке

  • создание комфортных условий для проявления способностей обучающихся

Х О Д У Р О К А:

МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА)

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова — это два,

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны по шире развернули – на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

Работа в коллективе-сотрудничество. Положительный настрой на работу.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ФИКСАЦИЯ ЗАТРУДНЕНИЙ

1. Геометрический материал

  • Объясните по рисункам, что произошло. Восстановите порядок строительства дома.

Сколько этапов строительства изображено?

Какие предметы на этих рисунках указывают на числа: 1, 2 ,3 ,4?

По каким признакам определили треугольник ? четырёхугольник?

Вспоминают признаки геометрических фигур, называют их, обосновывают и доказывают ответы. Развивают логическое мышление, восстанавливая очерёдность следования картинок.

Сравнивают количество и признак, анализируют работу.

2. Счёт в пределах 4

С каким числом познакомились на прошлом уроке? Посмотрите внимательно на числовой ряд. Какие вопросы вы можете задать по числу 4?

Посчитаем хором до 4.

Называют место числа 4 в натуральном ряду.

Называют «соседей» чисел 1,2, 3,4.

Располагают числа в порядке возрастания, в порядке убывания, составляют примеры

ВЫЯВЛЕНИЕ МЕСТА И ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ

1. Работа по учебнику

1 Разбей круги на части

Продолжим работу с числом 4.

Что обозначают в записи буквы : Б, М, К ?

Как можно разбить эти фигуры (круги) на части?

Как это записать числовым выражением (примером)?

Какие записи повторяются и почему?

Дети работают в тетрадях на печатной основе, а учитель показывает на доске на наборном полотне.Анализируют, синтезируют и квалифицируют. Доказывают правильность решения.

По размеру:

Б + М = К 1 + 3 =

К – Б = 4 – 1 =

Что в записи буквенных выражений обозначают буквы : Ж, С, К ?

Устанавливают взаимосвязь между буквенной и числовой записью, действием сложения и вычитания. На основе данных выражений составляют недостающие.

По цвету:

Ж + С = 2 + 2 =

С + Ж =

К – Ж = 4 – 1 =

Выделяют признак разбиения геометрических фигур(кругов), на основании доказанного составляют недостающие буквенные и числовые выражения. Устанавливают взаимосвязь между компонентами действия сложения и вычитания.

2. Повторение состава числа 4

Сопоставьте костяшки домино с числами 1, 2, 3, 4.

— Как получили число 1?(1 и 0)

2 ? (0 и 2, 1 и 1)

3 ? (1 и 2)

4 ? (0 и 4, 1 и 3, 2 и 2).

Повторяют состав числа 4.

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ

3. Решение числовых выражений.

Объясните с помощью рисунков, как можно решить примеры?

2 + 1 = 4 – 2 =

Какой вывод можно сделать?

Анализируют. Находят общий признак, выделяют целое и часть.

Устанавливают взаимосвязь между компонентами действия сложения и вычитания.

Учатся выслушивать мнение одноклассников, соглашаться и обоснованно опровергать неверный ответ.

На основании доказательств делают вывод :

  • Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое

  • От перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется

ФИЗМИНУТКА

К речке быстрой мы спустились

Наклонились и умылись –

Вот как славно освежились!

А теперь поплыли дружно.

Двумя руками делать нужно:

Раз, раз – это брасс;

Одной – другой – это кроль.

Все как один плывём как дельфин.

Раз, два, три, четыре –

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

Здоровьесберегающая технология переключает с одного вида деятельности на другой, не отвлекая от целей урока.

Работают в коллективе.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОСТРОЕННОГО ПРОЕКТА И ЗАКРЕПЛЕНИЕ

5. Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 4

Пользуясь знанием состава чисел 1 – 4, давайте решим примеры:

2 + 2 = 2 – 1 = 3 + 1 =

4 – 1 = 1 + 2 = 4 – 3 =

1 + 1 = 4 – 2 = 3 – 2 =

Используя приобретённый опыт знания состава числа 4, решают примеры.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С САМОПРОВЕРКОЙ ПО ЭТАЛОНУ

( №6 по учебнику)

Определите, что изменилось.

Объясните, по какому признаку менялись кошки?

Определяют по какому признаку менялись кошки в цепочке фигур, развивают логику мышления.

7* Логическая задача «Кошка заблудилась»

  • Определите место кошки в таблице. По каким признакам догадались?

Коллективная работа.Учатся выслушивать доказательства одноклассников, соглашаться или оспаривать ошибочное мнение.

ВКЛЮЧЕНИЕ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЕ

Работа в рабочей тетради

1. Письмо цифр 1 – 4

Самостоятельная работа : по образцу напишите цифры 1, 2, 3, 4.

Повторение правил посадки при письме.

— Письмо в воздухе;

— Письмо по образцу в тетради

2 Решение примеров по сюжетным картинкам

Составьте по картинке числовое выражение и запишите в тетрадь.

Учатся находить целое и часть по сюжетным картинкам и правильно оформлять математически.

РЕФЛЕКСИЯ . ИТОГ УРОКА

— Дети, что вы узнали нового на сегодняшнем уроке?

— Какое задание заинтересовало больше всего ?

— О чём хотелось бы рассказать?

— Вы сегодня молодцы, все хорошо работали.

— Постарайтесь запомнить состав чисел 2 – 4. Обращайте внимание на написание цифр 1, 2, 3, 4.

Анализируют свою деятельность, сравнивают начальный и конечный результаты приобретённых знаний.Учатся адекватно воспринимать оценку своей работы одноклассниками и взрослым.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here