Стреляева Наталья Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 29 с углублённым изучением

отдельных предметов г. Смоленска

Конспект урока по теме: Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова»

(«Собираем родственников»)

Цели:

— создание условий для усвоения понятий«родственные слова», «корень слова» ;

— формирование познавательных и регулятивных УУД через развитие умения пользоваться алгоритмом подбора родственных слов;

— формирование коммуникативных УУД: учить работать индивидуально, в паре; формировать умения учащихся: включение в беседу, умение слушать и слышать друг друга, умение формулировать и задавать вопрос.

Оборудование: .

1. Русский язык: к тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.

2. К тайнам нашего языка: Тетрадь – задачник к учебнику русского языка для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 3 ч./ М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.

3. Проектор для демонстрации презентации.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, дети. Сегодня мы вновь отправляемся в путешествие «К тайнам нашего языка». Нам предстоит раскрыть тайну «родственных» слов. А помогут нам в этом ваши знания. Слайд 1

  1. Актуализация опорных знаний

Учитель: Давайте найдём «лишнее» слово. Слайд 2. Какими знаниями вы руководствовались?

Чай, укроп, собака, плимчик, прогулка

Дети: «Лишнее» слово плимчик, т.к. нам непонятно его значение.

  1. Постановка темы урока

Учитель: Вы хорошо усвоили тему предыдущего урока, поняли, что главное в слове – его значение. Какие же слова могут быть названы родственниками? Давайте подумаем о значении самого слова «родственник». Кого мы так называем? Слайд 3. Слайд 4.

Дети: Родственники – близкие люди. Они похожи друг на друга.

Учитель: А чем могут быть похожи слова?

Дети: Слова могут быть похожи своим значением.

Учитель: Давайте посмотрим на данные слова и предположим, какие из них могут быть родственными. Слайд 5.

вода

водяной

подводник

водитель

Дети: к данной группе не подходит слово водитель, т.к. у него нет схоже значения со словом вода.

  1. Изучение нового материала

Учитель: Давайте попробуем подобрать «родственников» к словам сахарница и солить. Слайд 6.

Дети: слово конфета не является родственным к слову сахарница, т.к. у этих слов нет общей части.

Учитель: Авторы учебника помогут нам точнее определить признаки родственных слов, чтобы мы не ошибались в их поиске.(стр. 7 учебника)

Дети: У родственных слов есть два признака. Слайд 7.

  1. Первичное закрепление

Учитель: Применив новые знания, нам предстоит найти родственные слова в

упражнении № 283. Слайд 8.

Поиск ведётся на основе объяснения значения слов с помощью одного слова. Слова записываются в тетради по столбикам.

6.Физкультминутка

7.Изучение нового материала

Учитель: Мы выяснили, что у родственных слов есть общая часть. Давайте её найдем в записанных словах и узнаем как она называется. Слайд 8. Обратимся к помощи авторов учебника (стр. 8 учебника)

8.Самостоятельная работа

Учитель: Попробуйте самостоятельно найти родственные слова и выделить в них общую часть — корень. Упражнение № 285. (Взаимопроверка в парах). Слайд 9.

9. Физкультминутка

10. Итоговое закрепление

Учитель: Подготовьте и задайте одноклассникам вопрос по изученной сегодня теме.

Дети:

— Какие слова называются родственными?

— Что такое «корень»?

— Сколько признаков есть у «родственных» слов? и др.

Учитель: Давайте вместе выполним задание № 286. Наша цель – не попасть в расставленные ловушки.

11. Домашнее задание. Рассказать о признаках родственных слов родителям, выполнить упражнение № 287 по подбору «родственных» слов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here