РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
Урок по математике
в 1 классе
«Что изучает математика»
учитель:
Рудниченко Ольга Владимировна
Ноябрьск
Урок 1.
Тема: «Что изучает математика».
Основные цели:
-
сформировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, количество и т.д.), и выделить из них те, которые изучаются на уроках математики;
-
сформировать представление об учебнике математики, способность к самоопределению
(на примере самоопределения к учебной деятельности на уроке математики); -
тренировать навык работы с таблицами (строка, столбец), навык описания свойств предметов и определения предмета по его свойствам.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, аналогия.
Ход урока:
-
Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
— Сегодня мы начинаем путешествие по великой стране Математике, стране очень –очень древней и необыкновенно интересной. Вас ждёт множество важных и радостных открытий. Но путь к ним не всегда будет лёгким. Надо взять с собой фантазию, воображение, внимание, наблюдательность, настойчивость и смело в дорогу!
— Как вы думаете, откуда взялась математика?
— Расскажите, чем занимаются древние люди, изображённые на рисунках?
— Что вы знаете о математике? Где вы встречались с математикой? Чем занимается наука математика? (Наука математика, к изучению которой мы с вами приступаем — одна из древнейших наук. Она нужна людям, чтобы понимать и преобразовывать окружающий мир)
2. Изучение нового материала
— Сегодня к нам в гости пришла необыкновенная гостья? Отгадайте, кто это?
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три —
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
— Познакомьтесь в Волшебницей Радугой.
— Назовите цвета её короны. Каких цветов в её короне нет?
— Она принесла с собой волшебный чёрный ящик. Он выполняет задания волшебницы.
— Какой признак фигур он изменяет? (цвет)
— Волшебница нарисовала домик-таблицу. Какие фигуры здесь есть? По какому признаку объединены фигуры на каждом «этаже» и в каждом «подъезде»?
— Какие фигуры нарисованы на каждом «этаже»? в каждом «подъезде»?
— Волшебница заколдовала фигуры. Чем каждая следующая фигура отличается от предыдущей?
— Как продолжить этот ряд?
— Молодцы.
-А кто сможет определить чем похожи и чем отличаются фигуры на рисунках Волшебницы?
— Итак, с какими свойствами предметов нас познакомила Волшебница Радуга? (цвет, форма, размер)
— Сейчас мы узнаем ещё о некоторых свойствах.
— Откройте учебник математики. Обратите внимание, какой он красочный. В каждой картинке прячется задание.
Учитель демонстрирует учебник на первой странице.
— Откройте первую страницу и посмотрите на первую картинку. Расскажите, что на ней изображено?
— Теперь я предлагаю вам задание, которое спряталось в этой картинке. Оказывается это непростая картинка, а картинка-игра.
Учитель демонстрирует на доске увеличенный вариант картинки к заданию № 1, стр. 1 и показывает, как указывать на предмет, изображенный на картинке.
-
Я вам буду рассказывать о предмете, изображенном на этой картинке, а вы находите этот предмет, показываете его пальчиком и называете этот предмет. Начинаем игру.
-
Красный, посуда. (Ученики показывают пальцем на чашку, и называют: «чашка».)
-
Молодцы! Зеленый, предназначен для еды (Ученики показывают на огурец, и называют его.)
-
Молодцы! А как вам удалось найти предметы, которые я загадала? (По свойствам, описанию и т.д., которые вы называли.)
-
Вспомните, какие свойства предметов я называла? (Цвет, назначение — для чего этот предмет используется.)
-
Цвет, назначение предмета называют его свойствами. Попробуйте загадать свойства предмета, изображенного на этой картинке, а мы постараемся найти его. Не забудьте, что в загадке используется цвет и назначение предмета.
-
Ученики составляют аналогичные загадки и разгадывают их.
-
Как бы вы назвали задание к этой картинке? (Ученики придумывают названия.)
— Что нового мы узнали при выполнении этого задания? (Что предметы имеют свойства; предмет можно найти по его свойствам; цвет и назначение являются свойствами предметов; по картинкам учебника можно придумывать задания.)
— Теперь к этой картинке я придумаю другое задание. Я называю место, на котором расположен предмет, а вы называете этот предмет.
— Предмет расположен на второй строке во втором столбце.
-
Учитель прозрачными полосками показывает вторую строку и второй столбец, ученики называют огурец.
— Предмет расположен на третьей строке в первом столбце. (Кастрюля.)
— Теперь вы составьте такие же загадки.
(дети загадывают 2-3 загадки)
-
Что нового вы узнали при выполнении этого задания? (Предмет можно определить по его положению. К одной картинке можно придумать несколько заданий.)
-
Значит, расположение предмета является его свойством.
— Что общего у фигур на следующей картинке?
— Чем они отличаются друг от друга?
— Возьмите простой карандаш и зачеркните круги которых больше всего. (Ученики зачеркивают пять синих кругов.)
-
Обведите группу, в которой три круга. (Ученики обводят зеленые круги.)
-
В какой группе кругов меньше всего? (В группе, содержащий один маленький круг.)
-
По какому свойству мы сравнивали группы кругов (Много их или мало, сколько предметов в группе, …)
-
Это свойство называется количеством предметов. Его используют для
сравнения групп предметов.
-
Физкультминутка.
«Счет через 2». Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают до 10, поочередно хлопая в ладоши и касаясь ладонями друг друга: хлопнуть в ладоши (1), коснуться ладонями друг друга (2), хлопнуть в ладоши (3), коснуться ладонями друг друга (4) и т.д. Задача — добиться дружного, синхронного счета и выполнения движений. В завершение, в благодарность белочке дети могут попрыгать, имитируя ее движения.
-
Учитель берет в руки модель шара:
-
Обратите внимание на следующую картинку. Назовите предметы на этой картинке, которые похожи на этот… (Шар. Это кувшин, мяч, глобус, самовар.)
-
Назовите, чем отличается мяч от глобуса. (Цветом, расположением на картинке, назначением.)
-
А что у них общего? (Они расположены на первой строке, оба похожи на шар.)
-
О предметах, похожих на шар, говорят, что они имеют форму шара. Возьмите в руки шар.
— Приведите примеры предметов формы шара.
-
Далее учитель берет в руки цилиндр:
— Кто знает название этой модели?
— Я держу в руках цилиндр. Возьмите в руки цилиндр. Назовите на этой картинке предметы, которые имеют форму цилиндра. (Стакан, ведерко, карандаши, коробка.)
-
Аналогично, демонстрируются прямоугольный параллелепипед (коробка) и куб.
-
Чем куб отличается от параллелепипеда? (Куб не удлиненный, а параллелепипед удлиненный.)
-
Какие предметы на второй картинке имеют форму параллелепипеда? (Аквариум, коробка для кубиков, коробка для карандашей, коробка для чая.)
-Какие из них имеют форму куба? (Коробка для чая, кубики.)
— Значит, есть предметы, которые имеют форму круга, шара, цилиндра, параллелепипеда.
— Как назвать новое свойство предметов, которое мы узнали? (Форма предметов.)
-
А теперь, назовите свойства, с которыми мы с вами познакомились. (Цвет, назначение, положение, размер, количество, форма.)
-
Сколько много различных свойств предметов! А какие из них мы будем изучать на уроке математике? (Молчание. Недоумение.) (цвет, форма, размер)
7. Включение в систему знаний и повторение.
2) Работа с прописью, стр. 1 (первые две строки).
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
— Заканчивается первый урок математики. Поблагодарим нашу гостью за поздравление и помощь.
— Что нового вы узнали на уроке математики?
Использованная литература:
-
Л.Г. Петерсон. Сценарии уроков к урокам математики в 1 классе.
-
Л.Г. Петерсон. Математика 1 класс (учебник-тктрадь)
-
Т.Е. Демидова, С.А. Козлова. Математика 1 класс (картинки из учебника)