РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК

Урок по математике

в 1 классе

«Что изучает математика»

учитель:

Рудниченко Ольга Владимировна

Ноябрьск

Урок 1.

Тема: «Что изучает математика».

Основные цели:

  1. сформировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, ко­личество и т.д.), и выделить из них те, которые изучаются на уроках математики;

  2. сформировать представление об учебнике математики, способность к самоопределению
    (на примере самоопределения к учебной деятельности на уроке математики);

  3. тренировать навык работы с таблицами (строка, столбец), навык описания свойств пред­метов и определения предмета по его свойствам.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение, аналогия.

Ход урока:

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

— Сегодня мы начинаем путешествие по великой стране Математике, стране очень –очень древней и необыкновенно интересной. Вас ждёт множество важных и радостных открытий. Но путь к ним не всегда будет лёгким. Надо взять с собой фантазию, воображение, внимание, наблюдательность, настойчивость и смело в дорогу!

— Как вы думаете, откуда взялась математика?

— Расскажите, чем занимаются древние люди, изображённые на рисунках?

— Что вы знаете о математике? Где вы встречались с математикой? Чем занимается наука математика? (Наука математика, к изучению которой мы с вами приступаем — одна из древнейших наук. Она нужна людям, чтобы понимать и преобразовывать окружающий мир)

2. Изучение нового материала

— Сегодня к нам в гости пришла необыкновенная гостья? Отгадайте, кто это?

Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три —
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?

— Познакомьтесь в Волшебницей Радугой.

— Назовите цвета её короны. Каких цветов в её короне нет?

— Она принесла с собой волшебный чёрный ящик. Он выполняет задания волшебницы.

— Какой признак фигур он изменяет? (цвет)

— Волшебница нарисовала домик-таблицу. Какие фигуры здесь есть? По какому признаку объединены фигуры на каждом «этаже» и в каждом «подъезде»?

— Какие фигуры нарисованы на каждом «этаже»? в каждом «подъезде»?

— Волшебница заколдовала фигуры. Чем каждая следующая фигура отличается от предыдущей?

— Как продолжить этот ряд?

— Молодцы.

-А кто сможет определить чем похожи и чем отличаются фигуры на рисунках Волшебницы?

— Итак, с какими свойствами предметов нас познакомила Волшебница Радуга? (цвет, форма, размер)

— Сейчас мы узнаем ещё о некоторых свойствах.

— Откройте учебник математики. Обратите внимание, какой он красочный. В каждой картин­ке прячется задание.

Учитель демонстрирует учебник на первой странице.

— Откройте первую страницу и посмотрите на первую картинку. Расскажите, что на ней изо­бражено?

— Теперь я предлагаю вам задание, которое спряталось в этой картинке. Оказывается это непростая картинка, а картинка-игра.

Учитель демонстрирует на доске увеличенный вариант картинки к заданию 1, стр. 1 и по­казывает, как указывать на предмет, изображенный на картинке.

  • Я вам буду рассказывать о предмете, изображенном на этой картинке, а вы находите этот предмет, показываете его пальчиком и называете этот предмет. Начинаем игру.

  • Красный, по­суда. (Ученики показывают пальцем на чашку, и называют: «чашка».)

  • Молодцы! Зеленый, предназначен для еды (Ученики показывают на огурец, и называют его.)

  • Молодцы! А как вам удалось найти предметы, которые я загадала? (По свойствам, описа­нию и т.д., которые вы называли.)

  • Вспомните, какие свойства предметов я называла? (Цвет, назначение — для чего этот предмет используется.)

  • Цвет, назначение предмета называют его свойствами. Попробуйте загадать свойства предмета, изображенного на этой картинке, а мы постараемся найти его. Не забудьте, что в загадке используется цвет и назначение предмета.

  • Ученики составляют аналогичные загадки и разгадывают их.

  • Как бы вы назвали задание к этой картинке? (Ученики придумывают названия.)

— Что но­вого мы узнали при выполнении этого задания? (Что предметы имеют свойства; предмет можно найти по его свойствам; цвет и назначение являются свойствами предметов; по кар­тинкам учебника можно придумывать задания.)

— Теперь к этой картинке я придумаю другое задание. Я называю место, на котором распо­ложен предмет, а вы называете этот предмет.

— Предмет расположен на второй строке во вто­ром столбце.

  • Учитель прозрачными полосками показывает вторую строку и второй столбец, ученики на­зывают огурец.

— Предмет расположен на третьей строке в первом столбце. (Кастрюля.)

— Теперь вы составьте такие же загадки.

(дети загадывают 2-3 загадки)

  • Что нового вы узнали при выполнении этого задания? (Предмет можно определить по его положению. К одной картинке можно придумать несколько заданий.)

  • Значит, расположение предмета является его свойством.

— Что общего у фигур на следующей картинке?

— Чем они отличаются друг от друга?
— Возьмите простой карандаш и за­черкните круги которых больше всего. (Ученики зачеркивают пять синих кругов.)

  • Обведите группу, в которой три круга. (Ученики обводят зеленые круги.)

  • В какой группе кругов меньше всего? (В группе, содержащий один маленький круг.)

  • По какому свойству мы сравнивали группы кругов (Много их или мало, сколько предме­тов в группе, …)

  • Это свойство называется количеством предметов. Его используют для
    сравнения групп предметов.

  1. Физкультминутка.

«Счет через 2». Разбившись парами и стоя лицом друг к другу, дети считают до 10, поочередно хлопая в ладоши и касаясь ладонями друг друга: хлопнуть в ладо­ши (1), коснуться ладонями друг друга (2), хлопнуть в ладоши (3), коснуться ладонями друг друга (4) и т.д. Задача — добиться дружного, синхронного счета и выполнения движений. В завершение, в благодарность белочке дети могут попрыгать, имитируя ее движения.

  • Учитель берет в руки модель шара:

  • Обратите внимание на следующую картинку. Назовите предметы на этой картинке, которые похожи на этот… (Шар. Это кувшин, мяч, глобус, самовар.)

  • Назовите, чем отличается мяч от глобуса. (Цветом, расположением на картинке, назначением.)

  • А что у них общего? (Они расположены на первой строке, оба похожи на шар.)

  • О предметах, похожих на шар, говорят, что они имеют форму шара. Возьмите в руки шар.
    — Приведите примеры предметов формы шара.

  • Далее учитель берет в руки цилиндр:

— Кто знает название этой модели?

— Я держу в руках цилиндр. Возьмите в руки цилиндр. Назовите на этой картинке предметы, которые имеют форму цилиндра. (Стакан, ведерко, карандаши, коробка.)

  • Аналогично, демонстрируются прямоугольный параллелепипед (коробка) и куб.

  • Чем куб отличается от параллелепипеда? (Куб не удлиненный, а параллелепипед удлиненный.)

  • Какие предметы на второй картинке имеют форму параллелепипеда? (Аквариум, коробка для кубиков, коробка для карандашей, коробка для чая.)

-Какие из них имеют форму куба? (Коробка для чая, кубики.)

— Значит, есть предметы, которые имеют форму круга, шара, цилиндра, параллелепипеда.
— Как назвать новое свойство предметов, которое мы узнали? (Форма предметов.)

  • А теперь, назовите свойства, с которыми мы с вами познакомились. (Цвет, назначение, положение, размер, количество, форма.)

  • Сколько много различных свойств предметов! А какие из них мы будем изучать на уроке математике? (Молчание. Недоумение.) (цвет, форма, размер)

7. Включение в систему знаний и повторение.

2) Работа с прописью, стр. 1 (первые две строки).
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Заканчивается первый урок математики. Поблагодарим нашу гостью за поздравление и помощь.

— Что нового вы узнали на уроке математики?

Использованная литература:

  1. Л.Г. Петерсон. Сценарии уроков к урокам математики в 1 классе.

  2. Л.Г. Петерсон. Математика 1 класс (учебник-тктрадь)

  3. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова. Математика 1 класс (картинки из учебника)

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here