Открытый урок по математике 3 класс «Закрепление знаний и умений
по нумерации в пределах 1000».
Цель: закрепить знания и умения по нумерации в пределах 1000.
Задачи урока:
Обучающие:
-
закрепить навыки по нумерации в пределах 1000;
-
закрепить умение умножать и делить трёхзначные числа на однозначные;
-
закрепить знание состава числа;
-
формировать навыки решения задач типа приведения к единице;
Развивающие:
-
развивать познавательный интерес и умение использовать в работе раннее полученные знания;
-
способствовать развитию умения сравнивать, доказывать и делать выводы;
-
развивать навыки самостоятельной работы, самоконтроля, самооценки;
Воспитательные:
-
воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;
-
воспитание доброжелательности, инициативности, активности;
-
воспитание у детей интереса к совместной деятельности.
І. Организационный момент.
| ||||||||||||
1. 1. Эмоциональный настрой. Приветствие “Здравствуйте!” Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
|
|
| ||||||||||
2. Пальчиковая гимнастика. Медузы (Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.) Две огромные медузы Прилепились пузом к пузу. (После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой.) Выгнем щупальца сильнее- Вот как гнуться мы умеем — Запишите ЧИСЛО. КЛАССНАЯ РАБОТА.
|
|
| ||||||||||
На доске цифры 9, 3, 1. Напишите всевозможные комбинации чисел с этими цифрами. Пропишите всю строку: 931, 391, 193. и т.д.
| Дети самостоятельно записывают 4-хзначные числа.
|
| ||||||||||
4. Мотивация учебной деятельности. — Однажды древнеримский полководец Юлий Цезарь послал тайное письмо, в котором каждая буква была заменена третьей от нее по алфавиту. Расположив этим способом буквы, расшифруйте фразу Цезаря, которая станет девизом нашего урока. ЕИН КМЕМ, ЕИН ЦЪМФЯ. — Эти слова являются не только девизом нашего урока, а и девизом любого человека в жизни. | У детей на партах таблица «Русский алфавит»
«Век живи, век учись». |
| ||||||||||
ВВЕДЕНИЕ ИГРОВОГО МАТЕРИАЛА — Собрав по крупицам все полученные знания на прошедших уроках, давайте совместно, усилиями каждого построим дом наших знаний. Люди разных профессий принимают участие в строительстве дома. – И все они должны знать математику и владеть вычислительными навыками.
Сначала необходимо заложить фундамент для строительства будущего дома, а для этого проведём «Математическую разминку» Упражнение «Учитель-ученик» 93 – 28 6 · 9 – 26 37 + 45 32 – 24 : 6 6. Устный счёт. 1) «Математическая разминка»
Насчитал 20 льдин. Вдруг льдины Распались на половины. Сбился пингвин… Перед ним сколько льдин?
— Сегодня мы усовершенствуем навыки в решении таких задач.
2) Игра «Найди закономерность» — Найдите закономерность и продолжите ряд чисел. 5 6 4 7 3 * 3) Повторение разрядных слагаемых: Увеличить наименьшее трехзначное число на 6 десятков. Какое число получится? 939 106 160
Увеличь число 46 на 8 сотен. 468 54 846
Увеличь 374 на 2 десятка. Какое число получится? 394 376 354 Проверка работы на переносной доске. Оценивание. Итог. В устном счёте больше всех отличились строители… |
Решение на переносной доске. 1 ученик решает. Сильный проверяет и ставит оценку.
Индивидуальная работа на карточках (2 уч-ся) |
| ||||||||||
ІІ. Развитие математических знаний.
| ||||||||||||
1) Решение уравнений. — Фундамент готов. Будем составлять план дома. Как называется профессия строителя, который руководит строительными работами? (Инженер) Чтобы построить план дома решим уравнения
60 ∙ х = 54 ∙ 10 270 : х = 60 : 2 — Необходимо указать неизвестное и правило его нахождения. К доске приглашаются по одному уч-ся из групп. Остальные работают в тетрадях.
|
К доске приглашаются по одному уч-ся из групп. Остальные работают в тетрадях.
|
| ||||||||||
Физминутка Кирпичи мы в руки взяли И строителями стали (шагаем) Дружно строим новый дом (хлопаем ладошками) Кирпичи передаём Руки вверх я подниму Влево вправо поверну А потом присяду, встану И ещё кирпич достану Раз, два, раз, два, Вот и кончилась игра. |
|
| ||||||||||
3) Решение задачи — Посмотрите на наш дом. Скажите, можно жить в этом доме? — Чего не хватает в нашем доме? (Крыши). Какой строитель кроет крышу? (Кровельщик) Правильно. Для того чтобы построить крышу, решим задачу. С. 139 № 958 — Прочитайте самостоятельно задачу. — На доске краткую запись условия будет выполнять… — … ещё раз прочитает условие задачи. — Фермер купил 5 поросят, по 20 кг каждый, и 3 одинаковых барана. Общая масса этих животных 280 кг. Какова масса одного барана? — О ком говорится в задаче? — Кого купил фермер? — Что говорится о поросятах? — Что говорится о баранах? — Какова масса всех животных? — На какой вопрос задачи нам необходимо ответить? — Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? — Что для этого нужно? (Нужно узнать, сколько весят 5 поросят) — Для чего это нужно? (Тогда мы узнаем, сколько весят 3 барана) — Зная массу 3 баранов, сможем ли мы узнать массу 1 барана? — Сколько действий необходимо выполнить, чтобы решить эту задачу? — Кто уже представляет решение задачи?
Поросят – 5 шт. по 20 кг 280 кг Баранов – 3 шт. по ? кг План решения задачи
— На какой вопрос задачи мы отвечали? Самопроверка. — У кого другой ответ? — Наиболее активными в решении задачи были … |
Один ученик на доске записывает краткое условие задачи.
1 гр. – решают задачу самостоятельно с помощью выражения.
2 гр., 3 гр. – решают по действиям по плану.
1 учащийся из 2 гр. решает на переносной доске.
1 учащийся из 1 гр. решает с обратной стороны доски. |
| ||||||||||
Физминутка для глаз |
|
| ||||||||||
Продолжение решения задач.
— Что нужно сделать, чтобы возле нашего дома было красиво и уютно? (Нужно возле дома посадить деревья). Тогда продолжим решать задачи. С. 139 № 959 — 1 ученик читает задачу вслух. — Прочтите задачу самостоятельно. Ученик токаря обрабатывает за 1 час 8 деталей. За 5 часов он обрабатывает столько деталей, сколько мастер за 2 часа. Сколько деталей за 1 час обрабатывает мастер? — Как будем записывать условие задачи? (С помощью таблицы) — В этой задаче есть три взаимосвязанные величины: детали, сделанные за 1 час, количество рабочего времени и общая работа. — Что будем записывать в столбиках таблицы? (За 1 час, кол-во часов, всего деталей) — Что записываем в строчках таблицы? (Составление таблицы) Условие составляется коллективно на доске.
— Какая связь между этими величинами? (По двум известным величинам мы можем найти третью) — Глядя на условие задачи, скажите, кто, по вашему мнению, работает лучше? — Почему? (Потому что мастер и ученик сделали одинаковое количество деталей, но мастер работал 2 часа, а ученик 5 часов) — Мастер больше делает деталей за 1 час, чем ученик? — Можем ли мы сразу ответить на главный вопрос задачи? — А когда мы сможем ответить на главный вопрос задачи? (Когда узнаем, сколько деталей изготавливает ученик за 5 часов) — Сколько будет действий в задаче? — Что будем узнавать вторым действием? (Сколько деталей изготавливает мастер за 1 час) — Используя план решения задачи, 3 группа решит задачу по действиям самостоятельно, 2 гр. – решают сам-но с помощью выражения по алгоритму, а 1 группа – сам-но с помощью выражения. План решения задачи
Взаимопроверка. — Обменяйтесь тетрадями и проверьте решение задачи у своих товарищей. — А у кого получился другой ответ? — Наиболее активными при решении этой задачи были … |
1 гр. – решают сам-но с помощью выражения. 2 гр. – решают сам-но с помощью выражения по схеме. 3 гр. – сам-но по плану.
|
| ||||||||||
8. Геометрический материал.
— Вот и готова крыша дома. А чего ещё не хватает в доме? (Окон) — Кто из строителей изготавливает окна? (плотники) — Какую форму имеют окна? (Прямоугольную) — Как правильно рассчитать размер и сделать раму? (Нужно знать длину и ширину окна. Затем вычислить периметр) — По какой формуле мы находим периметр прямоугольника? — Рассчитайте периметр окон по данным размерам и найдите соответствующее окно для дома.
3 группа – Длина рамы прямоугольной формы 4 м, ширина – 3 м. Вычислить периметр рамы. P = (a + b) * 2 P = (4 + 3)* 2 = 14 2 группа – Ширина оконной рамы 1 м 80 см, а длина на 1 м больше. Чему равна длина рамы? Найти периметр рамы. 1 м 80 см = 180 см 2 м 80 см = 280 см (180 + 280) * 2 = 920 см 920 см = 9 м 20 см 1группа – Длина рамы прямоугольной формы 2 м 40 см, а ширина на 1 м меньше. Чему равна ширина рамы? Найти периметр рамы. 2 м 40 см = 240 см 1 м 40 см = 140 см (240 + 140) * 2 = 380 * 2 = 760 см 760 см = 7 м 60 см Итог. Усилиями всех учащихся-строителей построен дом. Каждый из вас принял участие. Мы вместе смогли, используя полученные знания справиться со всеми заданиями.
| Детям раздаются нарисованные рамы разных размеров. С обратной стороны предлагаются варианты ответов. Если они решают задачу правильно, то соответствующая рама подходит в домик. Дети приклеивают её. |
| ||||||||||
III. Итог урока.
| ||||||||||||
— Оказывается наш дом с сюрпризом. В него уже успел вселился гномик. Он поставил возле стены свои 3 сундука, в которых хранятся его сокровища. Все сундуки разного цвета: в одном – драгоценные камни, в другом – золотые монеты, в третьем – магические книги. Он помнит, что красный сундук находится правее, чем камни, и что книги – правее красного сундука. В каком сундуке он хранит самое дорогое сокровище — книги, если зеленый сундук стоит левее синего?
— Продолжите предложения: Я сегодня на уроке узнал… Мне понравилось задание… У меня возникли трудности …
— Как вы оцениваете свою работу на уроке? — На что вам нужно обратить внимание? — Чьи ответы вам понравились больше всего? — Какую оценку можно поставить за общую работу класса? — Достигли мы поставленной цели? — Какое задание на уроке вам больше всего понравилось?
|
Решение. По условию, сундук с камнями левее красного, а сундук с книгами правее красного. Значит, красный сундук стоит посередине и в нем лежат золотые монеты. Так как зеленый и синий сундук – крайние и зеленый стоит левее синего, то зеленый – крайний слева, а синий – крайний справа. Вспоминая, что камни левее, а книги правее красного сундука, приходим к выводу, что камни лежат в зеленом, а книги – в синем сундуке.
Ответ: в синем.
|
|
Ссылка на сайт-опору: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2012/03/17/otkrytyy-urok-po-matematike-v-3-klasse-zakreplenie-znaniy-i