Урок по математике в 5 классе по теме «Уравнения»

Разработал:

Кобзев Дмитрий Александрович,

учитель математики

МОУ «СОШ №10

с.Солдато-Александровского»

Тип урока: закрепление изученного материала (по технологии проблемного обучения)

Цели и задачи урока:

  • Образовательная: формировать умения решать задачи с помощью уравнения; создать условия для понимания зависимости между величинами, отработать умение составлять план-схему и таблицу по условию задачи, совершенствовать вычислительные навыки, способствовать формированию умений применять приёмы сравнения, обобщения и выделения главного.

  • Развивающая: навыки самостоятельной и творческой работы, математической речи при комментировании решений, развивать навыки контроля и самоконтроля; развивать умения: анализировать, оценивать, аргументировать и делать выводы, развитие познавательной активности учащихся, повышение мотивации обучения путём использования яркой, красочной презентации к уроку.

  • Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений, формировать умение работать в парах.

Методы обучения: словесный, наглядный, деятельностный.

Формы обучения: коллективная, индивидуальная.

Оборудование урока: доска, мел, материал для индивидуальной работы, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

Посредством уравнений, теорем

Я уйму всяких разрешил проблем.

(англ.поэт ср.в. Чосер)

  1. Организационный этап

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

    • Взаимное приветствие.

    • Проверка подготовленности учащихся к уроку (рабочее место, внешний вид).

    • Отметить отсутствующих (рапорт командира класса).

    • Объявление темы и целей урока:

Тема нашего урока «Уравнения». Задача нашего урока: выработать умения решать более сложные уравнения и текстовые задачи с помощью составления уравнений.

  1. Закрепление ранее изученного материала

Ребята! А знаете ли вы самое быстроногое животное на Земле? (гепард). А какова его скорость? (Высказываются различные предположения). А хотите узнать? Чтобы узнать скорость гепарда, мы с вами должны показать, что знаем по данной теме, то есть что называют уравнением, корнем уравнения, решение уравнений, решение задач с помощью составления уравнений.

Ребята, внимание!

А) Выполнить устно вычисления:

90-71=19*3=57+23=80:16=5

Б) На экране записаны равенства и выражения. А есть ли среди них уравнения? Если есть, то назовите цифры, под которыми они записаны.

  1. 28 -17 = 11

  2. х + 4 +18

  3. х – 28 =17

  4. 5 + х + 23

  5. 41-(х + 17)=20

  6. 27 +18 = 45

Вопрос: что такое уравнение?

В) Не решая уравнения, проверить, какое из чисел является корнем уравнения: 42; 14; 0; 12.

87 + (32 – х) = 105

Вопрос: что такое корень уравнения?

Г) Проверить правильность решения уравнений. Исправить ошибки, если есть:

Х+315=887 (верно)

У+92=144 (не верно)

Х-215=115 (не верно)

Х-47=247 (верно)

100-х=63 (не верно)

  1. Применение знаний и способов действий

Составить уравнение по условию задачи:

  1. В корзине было несколько грибов. После того как в неё положили ещё 27 грибов, их стало 75. Сколько грибов было в корзине?

  2. В спортивном лагере 322 человека. Когда несколько человек ушли в поход, в лагере осталось 275 человек. Сколько человек ушли в поход?

  3. В рулоне было несколько метров ткани. После того, как отрезали 9 м, осталось 23 м. Сколько метров ткани было в рулоне?

Решить уравнения двумя способами вместе с учителем:

(35 + у) – 15 = 31; 12 + (х + 34) = 83

Самостоятельно решить уравнения ( у доски ):

56 – (х – 15) = 30; (45 – у) + 18 = 58; (24 + х) – 21 = 10

Ответ:41 Ответ: 5 Ответ: 7

  1. Физкультминутка

Вы на славу потрудились,
И немного утомились.

Проводится гимнастика для глаз

А теперь, чтобы узнать скорость гепарда, надо решить задачу с помощью уравнения:

«Если к скорости гепарда, выраженной в км/ч, прибавить 134 км/ч, а от полученной суммы отнять 11 км/ч, получим 235 км/ч. Составьте уравнение по условию задачи и решите его»

Пусть х км/ч скорость гепарда.

(х + 134) – 11 = 235,
х + (134 — 11) = 235,
х + 123 = 235,
х = 235 — 123,
х = 112.

Проверка: (112 + 134) -11 = 235.

Ответ: 112 км/ч.

  1. Этап информации о домашнем задании

Составить по уравнениям две разные по виду задачи и решить их.

(х + 120) – 250 = 560; 400 – (х + 210) = 100.

  1. Этап подведения итогов урока

Ответы учащихся на вопросы:

Что такое уравнение?

Что такое корень уравнения?

Что значит решить уравнение?

Какими способами можно решить сложное уравнение?

Достигнуты ли цели урока?

Выставление оценок, выделение активных учащихся.

  1. Рефлексия

Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?» и тот ответил: «А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

Ребята! Давайте мы попробуем каждый с вами оценить свою работу за урок.

Кто работал так, как первый человек? (поднимите веер с числом 1)

Кто работал добросовестно? (поднимите веер с числом 2)

Кто принимал участие в строительстве храма? (поднимите веер с числом 3)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here