Автор: Безуглова Ольга Евгеньевна

Место работы: МОУ «Полевской лицей»

Должность: учитель математики

Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»

Цель: Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»вывод правила деления дробей, первичное закрепление правила при решении упражнений;

Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей» воспитание творчески мыслящего человека;

Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей» развитие логического мышления, умения наблюдать, анализировать, выдвигать гипотезу, доказывать её.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Постановка цели урока.

Мы уже долго изучаем действия с обыкновенными дробями. Научились складывать, вычитать, умножать дроби с одинаковыми и разными знаменателями. Какое действие с дробями мы ещё не делали? (Ответ учащихся — деление). Тема нашего урока «Деление обыкновенных дробей». Прежде чем приступить к новой теме, давайте вспомним некоторые ранее изученные нами факты.

  1. Устная разминка.

1. Слайд. a : b = cУрок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»

Как называется а?

Как называется b?

Как называется c ?

2. Слайд. Когда говорят, что натуральное число а делиться нацело на натуральное число b?

c Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей» b = a

3. Слайд. На какое число делить нельзя!

4. Слайд. Докажите, что 18 : 2 = 9

12 : 4 = 3

0 : 5 = 5 (ошибку сделала специально).

5. Слайд. Представьте число 3, 4, 5, в виде дроби со знаменателем 1, 2, 3.

6. Слайд. Какая дробь называется обратной данной. Приведите пример взаимно обратных дробей.

Молодцы! Хорошо поработали. Следующий этап нашего урока «Лабораторная работа – исследование».

  1. «Лабораторная работа – исследование».

Цель работы: вывод правила деления обыкновенных дробей.

Оборудование: линейка и простой карандаш.

Работу выполняем по этапам.

1 этап. Задание № 1. Начертите отрезок равный 8 сантиметрам.(Сколько это клеточек?)

Задание № 2. Разделите полученный отрезок на отрезки по Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»сантиметра. Сколько таких отрезков получилось? ( делим на отрезки по одной клеточке – всего 16 отрезков).

Записали: 8 : Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей» = 16

2 этап. Каждая группа (два человека сидящие за одной партой) получает индивидуальное задание.

1. Разделите отрезок равный 3 см на отрезки по Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»см.

2. Разделите отрезок равный 4 см на отрезки по Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»см.

3. Разделите отрезок равный 5 см на отрезки по Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»см.

4. Разделите отрезок равный 3 см на отрезки поУрок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей» см.

5. Разделите отрезок равный 4 см на отрезки по Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»см.

6. Разделите отрезок равный 5 см на отрезки поУрок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей» см.

Запись решений на доске 3 : Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей» =

  1. : Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей» =

  2. : Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей» =

3 : Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»=

4 : Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»=

5 : Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей» =

Ученик от одной группы записывает свой результат.

3 этап. Проводятся наблюдения. Ищется закономерность. Выдвигается гипотеза: «чтобы разделить на дробь нужно число умножить на знаменатель и разделить на числитель.

4 этап. Проверка гипотезы. Возьмём произвольное число 15 : Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»= Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»= Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»

Проверка: Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей».

Обратите внимание на дроби Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»иУрок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей». Какие они. Т.е мы умножали 15 на дробь обратную делителю.

5 этап. Как разделить дробь на дробь? Скажите число 15 можно представить в виде обыкновенной дроби? Проведите деление, заменив число 15 на дробь.

Вывод: чтобы разделить дробь на дробь, нужно делимое умножить на дробь обратную делителю.

Открыли учебники. В параграфе нашли правило деления дробей. Еще раз прочитали, выделили карандашом, дома учим.

IV Физминутка.

Задание №1. Учитель называет обыкновенную дробь. Если дробь правильная ребенок встаёт. Если неправильная – садится. Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»;Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»;Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»; Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»; Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»; Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»; Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей».

Задание № 2. Если высказывание верно – вытягиваем руки вверх, если неверно – руки в стороны. Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»>Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»

Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»<Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»

Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»>Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»

Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей» Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»> Урок в 5 классе по теме «Деление обыкновенных дробей»

Задание № 3 . Закройте глаза. Представьте любое чётное число. Мысленно прибавьте к нему 4, если результат – число чётное открываем глаза, садимся, если нечётное – стоим на месте. (С учащимися оставшимися стоять разобрать их пример.)

Разминка окончена. Продолжаем работу.

V. Работа с учебником. Первичное закрепление изученного материала.

Решаем все вмести № 910, с учащимся у доски.

VI. Подведение итогов. Итак, сегодня на уроке мы провели лабораторную работу – исследование. Давайте вспомним этапы нашей работы. (Наблюдение, появление гипотезы, подтверждение гипотезы). Какой вывод по итогам работы мы сделали.

VI I. Домашнее задание. 911, 912 (а, б, в, г).

Используемая литература.

  1. Математика: учебник для 5 класс общеобразовательных учреждений Никольский СМ., Потапов М.К., Решетников Н.Н. М.: Просвящение,2008 г.

  2.  Математика. Дидактические материалы. 5 класс Потапов Михаил, Шевкин Александр. М.: Просвящение,2009 г.

  3. Математическая разминка: кн.для учащихся 5-7 кл./В.А. Гусев, А.П.Комбаров. –М.: Просвящение, 2005

  4. Занимательная матемтика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными)/Авт.-сост. Т.Д. Гаврилова.-Вологда: Учитель,2005

  5. Математика в школе. Научно-теоритический и методический журнал.-М.,2007-2009.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here