1001 идея интересного занятия с детьми
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПРОЩЕ ПРОСТОГО»
Васильева Тамара Ивановна, МБОУ «СОШ с.Ошторма Юмья»
Кукморского района, учитель математики, Республика Татарстан
Предмет (направленность): математика
Возраст детей: 5 — 6 классы
Место проведения: класс
Цель: привитие познавательного интереса к математике, развитие логического мышления, сообразительности, находчивости, воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний, формирование умений работать командой.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация в программе PowerPoint, звездочки.
Правила игры
В игре участвуют 2 команды.
Перед игрой каждая команда выбирает капитана, который берет на себя руководство командой на время игры: поддерживает дисциплину, организует работу над общим заданием, отвечает на вопрос.
Из прямоугольника 6 х 4, команды по очереди называют число, которое соответствует номеру вопроса, затем на нее отвечают. Если ответ правильный, то получают звезду. Среди вопросов есть «Переход хода», «Подари звездочку сопернику», «Вам – Звездочка»
7 | 14 | 21 | |
20 | 1 | 18 | 9 |
16 | 4 | 6 | 11 |
19 | 24 | 12 | 3 |
15 | 2 | 17 | 23 |
22 | 8 | 13 | 5 |
Каждое задание оценивается 1 звездочкой. Выигрывает та команда, которая наберет больше звездочек. На решение каждого задания отводится одна минута.
Ход игры
Четверо учащихся открывают игру следующим стихотворением:
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Поведем сегодня с вами речь.
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою человек
Развивать и волю, и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Учитель. Дорогие ребята, мы сегодня собрались, чтобы провести математическую игру Проще простого», в которой вам предстоит показать свои знания по математике, проявить смекалку и находчивость. Встречаются две команды «Крестики» и «Нолики». Условия игры: быть веселым и находчивым, не оставлять ни одного вопроса без ответа, до последнего вздоха бороться за победу, не подглядывать, не подслушивать и не проникать в чужие мысли.
Начинает команда, правильно ответившая на вопрос:
Назовите английскую меру длины, давшую имя известной героине сказки. (Дюймовочка)
Команды по очереди выбирают вопрос.
1. Назовите наименьшее двузначное число. (10)
2. Пассажир такси ехал в Казань. По дороге он встретил десять грузовиков и двадцать легковые машины. Сколько всего машин ехало в Казань? (Одна машина – такси)
3. Мальчик лёг спать в 7 часов вечера, поставив будильник так, чтобы он прозвенел в 9 часов утра. Сколько времени проспит мальчик?
(2 часа)
4. У скольких двузначных чисел сумма цифр равна 10?
(У 9 чисел: 19, 28, 37, 46, 55, 64, 73, 82, 91)
5. Что легче: килограмм ваты или килограмм железа? (Одинаково)
6. «Переход хода»
7. Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете? (Вторую)
8. «Переход хода»
9. Чему равен периметр треугольника со сторонами 18 см, 18 см, 35 см? (71)
10. Какими должны быть два следующих числа в последовательности:
10, 8, 11, 9, 12, 10, 13,… (11, 14)
11. «Вам – Звездочка»
12. Сформулируйте признак делимости на 9.
13. Сколько раз встречается цифра 7 при записи чисел от 1 до 100?
(20)
14. Сколько месяцев в году содержат 30 дней? (30)
15. Электропоезд идёт с востока на запад со скоростью 60 км/ч.В том же направлении – с востока на запад- дует ветер, но со скоростью 50 км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда?
(У электропоезда нет дыма)
16. С корабля надо высадить 80 пассажиров. Какое наименьшее количество семиместных лодок понадобится, чтобы всех пассажиров доставить на берег? (12)
17. От куска материи длиной 200 метров каждый день отрезали по 20 м. Через сколько дней отрезали последний кусок? (9)
18. Горели 5 свечей. Две из них потухли. Сколько свечей осталось?
(2 свечи)
19. «Переход хода»
20. «Подари звездочку соперникам»
21. На берёзе 16 сучков, на каждом сучке по 10 веток, на каждой ветке по 4 яблока. Сколько яблок всего? (На березе яблоки не растут)
22. В двух карманах денег поровну, из одного кармана в другой переложили 1 руб. На сколько больше денег стало в этом кармане?
(На 2 рубля)
23. «Подари звездочку соперникам»
24. «Переход хода»
Подведение итогов. Вручение призов.
Учащиеся читают стихотворение М.Борзаковского
Математика повсюду.
Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро,
Начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро,
Чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое.
Прежде, чем его начать,
Нужно все еще подробно
Начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом,
Потолок провалится.
А кому, друзья, скажите,
Это может нравиться?
Ох, скажу я вам, ребята,
Все примеры не назвать.
Но должно быть всем понятно,
Что математику
Нам нужно знать на пять.
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
Учитель. На этом наша игра закончилась. Спасибо всем! До новых встреч!
ЛИТЕРАТУРА
1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Федотов И.К. 500 задач по математике на сообразительность. – Казань: Магариф, 1999.