Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 45 VIII вида г. Томска
Урок русского языка в 4 классе
«Понятие о родственных словах»
Учитель Ефимова Л. С.
На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни. Такую адаптацию обучающихся обеспечивает изучение всех предметов, входящих в учебный план специальной (коррекционной) школы VIII вида. В начальном обучении предмет «Русский язык» (письмо и развитие речи) занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников. При этом значение и функции предмета «Русский язык» (письмо и развитие речи) носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом способствуют и формированию жизненной компетенции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Разработка урока составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта и на основе примерной программы специальных (коррекционных) учреждений восьмого вида под редакцией В. В. Воронковой, 2010. Представленные уроки проводились в системе изучения темы «Родственные слова» (12 часов) и составлены на основе УМК: Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., Просвещение, 2011. и рабочей программы по письму и развитию речи.
Психолого-педагогическая характеристика класса
Всего в классе 10 человек: 7 мальчиков и 3 девочки. Класс по своему интеллектуальному развитию разноуровневый.
По возможности усвоения знаний по письму и развитию речи класс можно условно разделить на 2 группы:
I группа – дети со средними возможностями, усваивают программу с минимальной помощью;
II группа – дети с низкими потенциальными возможностями, усваивают программу с помощью.
Детей с высоким уровнем способностей нет.
I группа – 8 человек.
Понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, но самостоятельно сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. На уроках русского языка допускают ошибки при письме.
Самостоятельно найти и исправить их затрудняются. Правила заучивают, но не всегда могут успешно применить их на практике.
II группа – 2 человека.
Эти обучающиеся с трудом усваивают программный материал. Нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной, практической). Трудность обучения русскому языку проявляется там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они могут заучить правило, но применяют его на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи затруднено. Могут работать под постоянным контролем учителя с опорой на наглядность.
Работоспособность обучающихся данного класса низкая. Для них характерна быстрая утомляемость. Необходима частая смена видов деятельности. У детей класса обнаруживается недостаточность всех видов мыслительной деятельности. Все обучающиеся нуждаются в дифференцированном подходе в процессе обучения. У детей первой и второй группы поведение близко к устойчивому. Их можно заинтересовать учебной деятельностью.
С учётом того, что в классе обучаются дети с различными видами нарушений и различным уровнем развития, учебный материал на уроке даётся дифференцированно. Учитываются индивидуальные, учебные потребности каждого ученика. Данный урок направлен на развитие и коррекцию слухового восприятия, зрительного внимания, логического мышления и способствует формированию жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья.
План-конспект урока русского языка
для обучающихся 4 класса МКОУ СКОШ №45 VIII вида
Учитель начальных классов – Ефимова Людмила Степановна | |
Краткая характеристика класса | В классе обучаются дети по программе 4 класса. Наполняемость класса – 10 человек |
Тема | Понятие о родственных словах |
Цель | Создание условий для формирования понятия родственные слова |
Задачи | 1) формирование понятий о признаках родственных слов, умений подбирать родственные слова; 2) развитие познавательных процессов: слухового восприятия и восприятия пространства, зрительного внимания, логического, наглядно-действенного и образного мышления, развитие процессов анализа и синтеза, наблюдательности; обучение приёмам самоконтроля; развитие мелкой моторики рук; обогащение словаря обучающихся; совершенствование навыков письма; 3) воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, аккуратности, умения слушать собеседника, сочувствия, взаимоуважения); формирование положительного отношения к учению. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Оборудование | 1. Компьютер, как средство обучения. 2. Мультимедийный проектор. 3. Экран. 4. Слайдовый материал. 5. Бельевые прищепки для пальчиковой гимнастики. 6. Учебник А. К. Аксёнова, М.Г. Галунчикова. Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., Просвещение, 2011. 7. Жетоны за правильные ответы. |
Место урока в системе занятий: урок №1 проводится в рамках изучения темы «Родственные слова» раздела «Слово»
Планируемые результаты
Предполагаю, что обучающиеся сумеют находить родственные слова среди предложенных слов. Дети II группы сделают это при помощи учителя. У детей возникнут затруднения при подборе родственных слов т. к. словарный запас детей ограничен. При составлении предложения, возможно, понадобиться дать детям несколько или одно опорное слово, задать наводящие вопросы.
Этапы урока
-
Организационный момент
-
Пальчиковая гимнастика
-
Чистописание
-
Словарная работа
-
Физкультминутка
-
Сообщение темы урока
-
Работа над новым материалом
-
Физкультминутка
-
Закрепление
-
Гимнастика для глаз
-
Применение знаний и способов действий
-
Домашнее задание
-
Итог. Рефлексия
Список информационных источников
1. Учебник: А. К. Аксёнова, М.Г. Галунчикова. Русский язык. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, М., Просвещение 2011.
2. Соловейчик М.С. Харченко О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах. Лекции 1-4,5-8. Педагогический университет «Первое сентября». Москва, 2006.
3. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Москва, 2001.
4. Хохрина В.Т. Дидактические основы урока в специальной (коррекционной) школе, Иркутск, Иркутский государственный педагогический университет, 1998.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Медиаподдержка (презентация к уроку) |
1.Организационный момент. Цель: — положительная мотивация к учебной деятельности — активизация мыслительной деятельности обучающихся | Проверка готовности класса к уроку. 1. Приветствие: Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, матушка-земля! Здравствуйте, мои друзья! Гостям тоже — здравствуйте! 2. Создание психологического настроя. Какое сегодня прекрасное утро! Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу и нашим гостям хорошее настроение, порадуем знаниями по русскому языку. — Чему мы учимся на уроках русского языка? (ответы детей) — На уроках русского языка мы учимся грамотно, аккуратно, красиво писать, четко и правильно выговаривать слова, запоминать правила. За правильные ответы, активность на уроке вы будете получать поощрительные жетоны. У девочек будет надпись «ум – ни – ца», у мальчиков – «ум – ник» |
Читают стихотворение хором.
Эмоциональный отклик.
|
Слайд 2 |
2. Пальчиковая гимнастика (с помощью бельевой прищепки) Цель: коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук | — Выполняем пальчиковую гимнастику. Повторяйте за мной действия, проговаривая четверостишие Кусается сильно котёнок – глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!» За эту работу жетон получают… |
Дети проговаривают четверостишие и с помощью бельевой прищепки выполняют массаж кончиков пальчиков. (Смена рук) | слайд 3 |
3. Чистописание Цель: совершенствование навыка письма, развитие памяти, внимания
демонстрация образца каллиграфического письма | Давайте вспомним правила посадки на уроке: Тетрадь с наклоном положу, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
— Запишите число, классная работа.
— Отгадайте, какую букву мы будем сегодня прописывать. Палочка и палочка, Между ними галочка, И понятно сразу всем: Получилась буква… (М).
— Пропишем букву М.
— Возьмите карандаш и подчеркните лучшее на ваш взгляд написание. Вот так же старайтесь всегда писать |
Записывают дату и вид работы (классная работа).
Отгадывают букву для минутки чистописания. — Прописывают строчную и заглавную буквы м, М.
Подчеркивают наиболее красивое написание
|
слайд 4 |
4.Словарная работа Цель: развитие слухового внимания | — А вот еще загадки. Отгадайте! Маленький, беленький По лесочку прыг-прыг, По снежочку тык-тык.
Зверей она – краса! Плутовка рыжая…
Просыпается весной А зимой под снежный вой Спит в избушке снеговой. 1) Записать в тетради, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму. 2) Посмотрите на следующий слайд и проверьте, правильно ли вы написали — Как одним словом сказать, кто это? 3) – Записать предложение Зимой медведь спит в берлоге.
За эту работу жетон получают… | Дети просматривают слайды и отгадывают загадки.
заяц
лиса
медведь
Проверяют по эталону
1 группа – записывают под диктовку. 2 группа – списывают предложение, в словах которого пропущены буквы: Зимой м.две.ь спит в берлоге |
Слайды 5. 6. 7
|
5.Физкультминутка Цель: сменить вид деятельности и привести мышцы в тонус | Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем отдыхать! Спинку бодро разогнули Ручки кверху потянули! Раз и два, присесть и встать, Чтобы отдохнуть опять. Раз и два вперед нагнуться, Раз и два, назад прогнуться. Вот и стали мы сильней, Здоровей и веселей! | Движения в соответствии с текстом.
| слайд 8 |
6. Сообщение темы урока Цель: знакомство с темой урока, сообщение целей совместная с учениками работа по осмыслению и принятию цели урока и постановке учебных задач | — Отгадайте ребус 7я — Что такое семья? — У тебя есть семья? — Назови членов твоей семьи. — Почему ты этих людей называешь семьей? — Семья-группа живущих вместе родных или близких по духу людей. — Как можно по-другому назвать членов одной семьи? — Что объединяет родственников? — Родственники-члены одной семьи, похожие друг на друга. Глаза, например, у всех карие. Или носы курносые. В русском языке слова тоже живут семьями, т. е. являются родственниками. Называются такие слова РОДСТВЕННЫМИ. — Тема урока: «Родственные слова». Сегодня мы узнаем, по каким признакам объединяются слова-родственники. Будем учиться подбирать родственные слова. За эту работу жетон получают… | Отгадывают ребус.
Участвуют в учебном диалоге
Читают тему урока | слайд 9
слайд 10 |
7. Работа над новым материалом Цель: формирование понятий о признаках родственных слов. Ознакомление с новыми терминами | Актуализация знаний — Сегодня к нам на урок пришел Старичок –Лесовичок. Вместе с ним мы отправимся в гости к лесному зверьку. А что это за зверек, вы узнаете, рассмотрев картину художника.
— Каких животных нарисовал художник на картине? — Какое животное лишнее? Почему? За эту работу жетон получают…
— Итак, сегодня на уроке русского языка вместе со Старичком-Лесовичком мы побываем в гостях у белочки. Белочка приготовила вам загадки: ИДЁТ, А НОГ НЕТ,
КРАСНА ДЕВИЦА ГРУСТНА.
— Прочитайте слова. — Можно ли сказать, что это слова из одной семьи? — Чем они похожи? — Это родственные слова За эту работу жетон получают… |
Рассматривают, называют нарисованных животных, находят лишнее животное, доказывают правильность своего выбора. Художник нарисовал на картине корову, свинью, собаку, кошку, белку. Лишнее животное – белка. Белка – дикое животное, а остальные – домашние.
снег
снеговик
Снегурочка
Участвуют в учебном диалоге.
|
слайд 11
слайд 12, 13
слайд 14 |
8. Физкультминутка Цель: снятие усталости, поддержка психологического настроя | — А сейчас отдохнем вместе с белочкой. Прыгай белка. Хлопай белка. Приседай со мной соседка. Руки вверх, вперед и вниз, Улыбнись и садись. | Движения в соответствии с текстом
| слайд 15 |
9. Закрепление понимания изученного, первичная проверка полученных знаний Цель: закрепление изученных знаний и применение их на практике, устранение и коррекция выявленных пробелов | Упражнение в нахождении родственных слов. — А сейчас вместе с белочкой отправимся в лес. Откройте учебник с. 167 , у. 1. — Прочитать стихотворение. — Какие слова связаны родством? — Как понимаете слово лесничество? Лесник?
— Назовите общую часть записанных слов.
За эту работу жетон получают… |
Работают по учебнику, читают стихотворение, отвечают на вопросы.
Лесничество-участок леса. Лесник-тот, кто охраняет лес. Дети записывают слова в тетрадь, названный ребенок комментирует написание слова.) Называют и обозначают общую часть -лес- |
слайд 16 |
10. Гимнастика для глаз Цель: профилактика зрительного утомления | Демонстрирует на мультимедиа: «Белка и ёлки!»
|
| слайд 17 |
11. Применение знаний и способов действий Игра «Собери слова» | — Отдохнули наши глазки и пошли мы дальше. Смотрите, сколько шишек! — Какие слова можно составить из слогов, записанных на шишках? — Проверим, какие слова у вас получились? — Как можно назвать эти слова? — По каким признакам вы решили, что это родственные слова? — Какая общая часть в этих словах? — Проверьте. За эту работу жетон получают… | Дети работают в парах — учатся взаимодействовать в парах.
Проверяют: белка, белочка, бельчата. Родственные слова
Делают выводы. Пытаются заучить новые правила.
|
слайд18, 19
слайд 20 |
12. Домашнее задание. Цель: сообщить обучающимся о домашнем задании. | С. 168 , у.2 1гр. – 1 и 2 столбики 2 гр. – 3-ий столбик | Читают задание
| слайд 21 |
13. Итог. Рефлексия. Цель: подвести итог, оценить результат деятельности обучающихся на уроке, определение степени удовлетворённости занятия детьми | — Понравился ли вам урок? — Что понравилось? — Что мы узнали о родственных словах? — Что такое родственные слова?
— На уроке вы зарабатывали жетоны за правильные ответы. Тот, кто набрал себе шесть жетонов и больше, получает за урок отметку «5»; тот, кто набрал четыре или пять – «4». Спасибо за урок! | Подводят итог.
Ответы детей | слайд 22 |