Внеклассное мероприятие по математике.
Форма проведения – командная игра.
Участники: учащиеся 5 классов.
Учитель математики Черных Анна Николаевна.
Игра «Вскрытие сейфа».
Цель игры: проверка знаний и умений по теме «Действия с натуральными числами».
Планируемые результаты:
Предметные: Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности:
-
пользоваться свойствами арифметических действий;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
переводить условия задач на математический язык, составляя буквенные выражения;
-
решать уравнения.
Коммуникативные: формирование навыка учебного сотрудничества в ходе групповой работы.
Регулятивные: формирование способности к мобилизации сил и энергии, осознавать учащимися уровень и качество усвоения результата.
Познавательные: выбирать наиболее эффективный способ решения заданий.
Личностные: формирование внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе.
Игровой замысел: Вы — три соперничающих команды хакеров (то есть компьютерных взломщиков). Вы узнали, что в одном банке, на секретном счете лежат деньги мафии. Счет закрыт шифром. Ваша задача разгадать этот шифр.
Общие правила:
-
За правильный ответ команда получает 3 балла.
За ошибку в ответе команда штрафуется снятием 1 балла.
-
За нарушение дисциплины команда штрафуется снятием 1 балла.
-
К концу игры все участники команды должны выступить с ответами.
1 этап. «Устный».
Правила:
-
Обратите внимание на название этапа, все подсчеты вам придется делать устно.
-
Право ответа будет у той команды, которая первой подняла свою карточку.
-
Вопросы простые, их не обсуждаем. За обсуждение вслух — штраф 1 балл.
-
Кто знает ответ — поднимает руку. Капитану предстоит выбрать, кто будет отвечать.
Задания:
1. Найдите два таких числа, произведение которых равно 63 и частное от деления большего числа на меньшее равно 63.
2. Какое число надо вычесть из любого натурального числа, чтобы получилось само это число?
3. Найдите сумму четырех семерок.
-
Теперь вспомните все числа, которые были ответами. Запишите их подряд, чтобы получилось шестизначное число; найдите сумму цифр этого числа. Полученный ответ будет первым числом для вскрытия сейфа.
Ответ 631028=20
2 этап. «Быстрый».
Правила:
-
Вычисления можно делать письменно, но можно и устно, записывая только ответ.
-
Не забываем о том, что этап называется «быстрый», значит, победу присудим той команде, которая правильно и быстрее вычислит её.
-
При решении примеров каждый можно обсуждать всей командой, а можно распределить их среди участников.
-
Дополнительные баллы получит та команда, которая объяснит способы быстрого вычисления.
Задания:
-
Решите данные примеры.
-
Запишите полученные результаты в ряд так, чтобы получилось шестизначное число.
-
Суммируйте цифры этого числа и вы получите второе число шифра.
1 команда
Вычислить удобным способом:
-
358-(274+58)
-
25•17•4:100
-
3+9+8+7+1+5+2+4+5+1+6+3+2
2 команда
Вычислить удобным способом:
-
793-(293+438)
-
125•56•8:1000
-
11+7+6+1+3+9+4+4+5+2+8+9+2
3 команда
Вычислить удобным способом:
-
679-(174+479)
-
200•71•5:1000
-
7+5+1+4+3+6+9+5+8+11+3+1+2
Ответ 1 команда: 261756=27, 2 команда 625671=27, 3 команда 267165=27.
3 этап « Точечный».
Правила: Решать всей группой, но не забывать о том, что противники могут услышать.
Задание:
-
Найдите точки пересечения геометрических фигур.
-
Для этого необходимо определить, какие фигуры могут быть продлены до бесконечности; продлите их до пересечения с другими фигурами, если имеются таковые.
-
Выполнив задание, сосчитайте количество полученных точек. Этот результат и будет третьим числом шифра.
Ответ 3
4 этап. «Аккуратный».
Правила: Решать всей группой.
Задания:
-
Составьте выражения для решения задач.
-
Необходимо соблюсти следующие условия:
-
На основе данных задач необходимо составить математические выражения.
-
Запишите их в нижеприведенную таблицу, при этом в каждой клеточке должен располагаться только один символ.
-
Математическое выражение первой задачи должно располагаться в верхнем ряду таблицы, а выражение второй задачи – во втором ряду.
-
Когда таблица окажется заполненной, вы должны увидеть спрятанный пример.
-
Решите его, и вы получите четвертое число шифра.
1 команда.
Составьте выражения для решения задач:
-
У Дональда было 100 лир. Он купил самокат за m лир и 6 леденцов по цене b лир за штуку. Сколько денег у него осталось?
-
Барону Мюнхаузену a лет, а его лошадь на 25 лет моложе. Во сколько раз барон старше своей лошади?
|
| | m | | 6 | • |
| |
a |
| ( | а | — |
|
| ) |
|
2 команда.
Составьте выражения для решения задач:
-
Кот в сапогах весит c кг, а великан в 20 раз больше. На сколько кг Кот легче великана?
-
Доктор Айболит шел к больным сначала 5 часов со скоростью b км/ч, а потом еще 2 часа со скоростью а км/ч. Какой путь прошел Доктор Айболит за все это время?
| • | c |
| с |
| |
5 |
| b |
|
| • | a |
3 команда.
Составьте выражения для решения задач:
-
Шарик продал 3 фотографии по цене a рублей за штуку, а Матроскин продал 10 литров молока по цене b рублей за литр. Какова их общая выручка?
-
Почтальону Печкину d лет, Матроскин в 9 раз младше его, а Шарику всего 6 лет. На сколько лет почтальон Печкин был старше их обоих вместе взятых?
| a | + |
|
| • | b |
| |
d |
| ( | d | : |
| + |
| ) |
Ответ 1 команда: 100:25=4, 2 команда 2+2=4, 3 команда 10-6=4.
5 этап. «Внимательный».
Правила: Этот этап выполняется устно. Поэтому вы должны убрать ручки, карандаши и тому подобное.
Задания:
-
Каждой группе будет показываться карточка в течение 30 секунд.
-
Вам необходимо запомнить все, что на ней изображено.
-
После того как карточка будет убрана, вам будет задан вопрос.
-
С этого момента категорически запрещается разговаривать между собой и выкрикивать с места.
-
Ученик, который знает ответ, должен его записать как пятую цифру шифра.
Вопрос: Какое число в окружности?
Ответ 5.
6 этап. «Ступенчатый».
Правила: Решать всей группой.
Задания:
-
Вставьте в пустые клетки те числа, которые, по вашему мнению, должны там находиться.
-
Заполнение должно выполнятся от нижней «ступеньки» к верхней.
-
В клеточке верхней ступеньки будет шестая цифра шифра.
1 команда
–
37
17
5
144
11
:
19
.
+
–
:
2 команда
:
52
84
•
10
+
:
344
+
11
14
—
3 команда
53
20
+
7
:
48
+
:
–
279
•
5
Ответ 8.
Подведение итогов.
Шифр:20 27 3 4 5 8.
Таблица подсчетов:
1 команда | 2 команда | 3 команда | |
1 этап. «Устный» |
|
|
|
2 этап. «Быстрый» |
|
|
|
3 этап « Точечный» |
|
|
|
4 этап. «Аккуратный» |
|
|
|
5 этап. «Внимательный» |
|
|
|
6 этап. «Ступенчатый» |
|
|
|
Активность всей команды (дополнительные баллы) |
|
|
|
Итоги |
|
|
|