Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №81»

Конспект урока

по теме «Авторская песня»

( Мировая художественная культура. 11 класс)

Выполнила:

Красильникова Г.А.,

учитель МХК

Ижевск

2012

Тема урока: «Авторская песня»

Цель урока: познакомить учащихся с авторской песней – явлением русского искусства 60-х гг. ХХ вв., показать значение творчества авторов-исполнителей в истории художественной культуры нашей страны.

Задачи урока.

Образовательные:

    • приобщить учащихся к музыкальной культуре авторской песни;

    • познакомить с авторами-исполнителями и их творчеством;

Воспитательные:

    • формировать личность старшеклассника, его духовный мир, эмоциональную чуткость;

    • формировать собственную эстетическую позицию и умение отстаивать ее;

    • формировать познавательную активность, трудолюбие.

Развивающие:

    • уметь формулировать свои мысли и составлять впечатление о пройденном материале;

    • развивать способности к целенаправленной творческой деятельности;

    • уметь замечать прекрасное в окружающей действительности.

Структура урока

Этапы

Урока

Деятельность

учителя

Деятельность

Учеников

Примечания

Вре-

мя

I

II

III

IV

V

1.Музыкаль-

ный

эпиграф

Звучит песня Ю.Визбора

«Милая моя»

На демонстра-ционном стенде

выставлены

книги о создателях

авторской

песни и

сборники их стихов.

1

2. Организа-

ционный

момент

Приветствие

учащихся.

Объявляется

тема урока (на доске вывешен плакат) и цель.

Дается задание

по ходу урока делать запись в соответствии с

заданными вопросами.

Обращаю внимание на то, что их записи будут необходимы для подведения итогов урока.

Приветствие

учителя

Учащиеся

записывают

тему урока на карточке.

Каждому

ученику перед началом урока выдана

карточка с вопросами и специально отведенными

местами для ответов.

Эти карточки будут вложены

в тетради.

1

3.Объясне-

ние

нового

материала

Вопрос учащимся:

— Может быть

кто-то из вас попытается сформулировать,

что же такое авторская песня?

Дается значение термина «авторская

песня» и «бард».

Авторская песня – это песня, автор которой является поэтом, композитором и исполнителем в одном лице, причем песня исполняется под аккомпанемент гитары.

Создатели авторской песни получили еще одно имя — «барды», так назывались народные певцы кельтских племен, а позже бродячие поэты.

Учащиеся

отвечают на

вопрос учителя, записывают термины.

3

Слово учителя

Выступление

ученика-

соавтора.

В начале урока прозвучала известная песня Ю.Визбора «Милая моя», с которой дети знакомились на уроках музыки. Своими впечатлениями об этой песне поделится один из учащихся.

Ученик демонстрирует свой рисунок и рассказывает о своем восприятии песни.

На демонст-рационный

стенд

ставится

портрет Ю.Визбора.

Работа ученика

тоже устанавливается

на стенд.

1

Проверка эрудиции учащихся

Вопрос:

Что вы еще знаете о Ю.Визборе?

Учитель дополняет рассказ учащихся.

Учащиеся рассказывают то, что им известно о Ю.Визборе.

Записывают имя автора, название его песни.

2

Слово учителя

Дается значение термина «оттепель»

60-х г. ХХ в.

Период истории советского государства (1956-1964) называют «оттепелью». После смерти И.В.Сталина происходит ослабление тоталитаризма, раскрываются преступления сталинского режима. Для этого периода характерно оживление культурной и общественной жизни страны. Интеллигенция связывала с «оттепелью» свои надежды на распространение идей свободы личности

2

Работа со словарем

Предлагаю учащимся найти в словарях Ожегова и Даля обычное значение слова «оттепель».

Вопрос:

-Как вы думаете, почему 60-е годы называют периодом «оттепели»?

Учащиеся находят в словаре и зачитывают классу, что такое «оттепель».

Учащиеся

отвечают на

вопрос учителя, записывают термин.

Ученикам

выданы

словари Ожегова

и Даля.

2

Слово учителя

Выступление

ученика-

соавтора.

Первыми авторами бардовской песни стали поэты-шестидесятники, а основателем ее по праву можно считать Б.Окуджава.

Предлагаю рассказать стихи Б.Окуджава.

Ученица читает стихотворение Б.Окуджава «Чувство собственного достоинства».

2

Просмотр фильма.

На экране кадры с концерта Окуджавы, где он исполняет песню «Давайте восклицать…».

Рассказ учителя о Б.Окужаве.

Вопрос:

-У вас в руках — текст этого стихотворения. О чем в нем говорится?

Учащиеся отвечают на вопрос, записывают имя автора, название его песни.

Стихи Б.Окуджавыа «Давайте восклицать…» распечатаны и

выданы учащимся перед началом урока.

2

Слушание музыкального материала

Звучит песня В.Высоцкого «Диалог у телевизора».

Вопрос учащимся:

Узнали ли вы голос исполнителя? Что вы можете рассказать об этом авторе?»

Учитель дополняет рассказ учащихся.

Учащиеся рассказывают то, что им известно о В.Высоцком.

Записывают имя автора, название его песни.

2

Слово учителя

«Вечные» темы в искусстве и литературе.

Вопрос:

-Какие темы мы можем назвать «вечными»?»

Тема войны – это «вечная» тема? Как затронула война ваши семьи?

Празднование 60-летия победы над фашистской Германией.

Тема Великой

Отечественной войны в творчестве бардов. Ю.Визбор «Помни войну», Б.Окуджава «Бери шинель – пошли домой», «А нынче нам нужна одна победа» из к/ф «Белорусский вокзал», В.Высоцкий «Он вчера не вернулся из боя» и др.

Ответы учащихся.

3

Слушание музыкального материала

Звучит «Песня о воздушном бое» В.Высоцкого.

2

Проверка эрудиции учащихся

Слово учителя

Хоровое исполнение песни

Продолжение традиций авторской песни 60-х годов ХХ в. Грушинский фестиваль.

Вопрос:

Может быть, кто-нибудь из вас знает об этом фестивале?

Учитель дополняет ответы учащихся, рассказывает о том, что свое название этот фестиваль получил в честь одного из участников движения авторской песни – В.Грушина, который ценой собственной жизни спас тонувших детей.

Приглашаю всех присутствующих стать участниками фестиваля бардовской песни.

Предлагаю всем присутствующим исполнить песню О.Митяева «Как здорово».

Учащиеся рассказывают то, что им известно о Грушинском фестивале.

Один из мальчиков зажигает символический костер. Все присутствующие встают и исполняют песню.

Зажигается свеча или используется спецэффект «Fire».

2

2

3

Слово учителя

Слушание музыкального материала

Краткий рассказ о современном представителе «думающей» песни И.Талькове.

Звучит песня «Россия».

Учащиеся записывают имя автора, название его песни.

2

4.Закрепле-

ние

материала

и подведе-

ние итогов.

Привлекаю внимание детей к карточкам, с которыми они работали в течение урока. Задаю вопросы, записанные на карточке.

Что такое авторская песня?

Как по-другому называют авторов-исполнителей?

Когда возник этот жанр?

Что такое «оттепель» 60-х?

Назовите имена первых авторов-исполнителей.

О чем поют барды в своих песнях?

Почему творчество бардов актуально и популярно в наши дни? Какие песни вам понравились больше всего и почему?

Назовите современных авторов-исполнителей, близких по духу к бардам. Это могут быть и ансамбли, исполняющие авторскую песню, но не забывайте – авторская песня писалась думающими людьми для думающих людей».

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

3

5. Вывод.

Предлагаю учащимся самостоятельно сделать вывод. (Авторская песня родилась в нашей стране в период, «оттепели» 60-х годов прошлого века. Песни бардов затрагивают лучшие струны человеческой души, заставляют стать добрее, внимательнее и терпимее друг к другу»

Ученик формулирует вывод.

Остальные ученики записывают вывод на карточке.

2

6. Оценка работы

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Учитель оценивает замечательную работу учеников-соавторов и тех, кто наиболее активно отвечал на уроке.

1

7. Домашнее

задание.

Предлагаю поделиться на группы по 4-5 человек, выбрать ответственных.

Каждая группа готовит проект: сообщение или презентацию об авторе-исполнителе. Это может быть и современный автор или ансамбль. Нужно рассказать о творчестве, представить особенно понравившиеся песни. Каждая группа будет защищать свой проект.

Учащимся дается время для того, чтобы разбиться на группы и выбрать ответственного, определиться, о каком авторе-исполнителе они будут готовить задание.

На следующем уроке ученики показывают выполненное задание. Время защиты 4-5 минут.

2

Список используемой литературы

  1. Аннинский Л.А. Барды. М.; Согласие, 1999

  2. Возьмемся за руки, друзья. Рассказы об авторской песне. Составитель Беленький Л.П. М.; Молодая гвардия, 1990.

  3. Высоцкий В.С. Нерв. М.; Современник, 1988

  4. Высоцкий Владимир. Авторский сборник. Избранное (подарочный комплект из 2 книг, в футляре). Издательство: Локид-Пресс.2005г

  5. Высоцкий Владимир. Песни. Стихотворения. Проза. Издательство: Эксмо.2010

  6. Зубрилина Светлана Николаевна Высоцкий Владимир: страницы биографии. Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону.1998г

  7. Окуджава Булат. Арбатский дворик: Стихи и песни. Под ред. Краснопольского В. М.; Зебра Е, 2006

  8. Окуджава Б.Ш. Возьмемся за руки, друзья: Стихи и песни. Под ред. Наумова В.Н. М.; Муза, 2004

  9. http://www.wikipedia .com

  10. http://www.youtube.com

Приложение 1

Карточка для заполнения на уроке

Тема урока:___________________________________________________

Вопрос

Ответ

Что такое «оттепель» 60-х?

Что такое авторская песня?

Как по-другому называют авторов-исполнителей?

Когда возник этот жанр?

Автор-исполнитель и его песня

Автор-исполнитель и его песня

Автор-исполнитель и его песня

О чем поют барды в своих песнях?

Почему творчество бардов актуально и популярно в наши дни?

Назовите современных авторов-исполнителей, близких по духу к бардам. Это могут быть и ансамбли, исполняющие авторскую песню, но не забывайте – авторская песня писалась «думающими людьми для думающих людей».

Приложение 2

«Чувство собственного достоинства…»

Белле Ахмадулиной

Чувство собственного достоинства — вот загадочный инструмент:  
созидается он столетьями, а утрачивается в момент 
 
под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню, 
 
иссушается, разрушается, сокрушается на корню. 

Чувство собственного достоинства — вот загадочная стезя,  
на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя, 
 
потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой, 
 
растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

Чувство собственного достоинства — это просто портрет любви.  
Я люблю вас, мои товарищи — боль и нежность в моей крови. 
 
Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего 
 
не придумало человечество для спасения своего.

Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету —  
потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту. 
 
Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот? 
 
Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.

1989

Приложение 3

«Давайте восклицать…»

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты –

Ведь это все любви счастливые моменты.

Давайте горевать и плакать откровенно

То вместе, то поврозь, а то попеременно.

Не нужно придавать значения злословью –

Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всем друг другу потакая, —

Тем более что жизнь короткая такая.

Приложение 4

Домашнее задание

1 вариант

Сообщение

Требования к работе:

  1. Автор-исполнитель или группа.

  2. Яркие страницы творчества, интересные факты биографии.

  3. Портрет, иллюстрации.

  4. Объем 2 страницы печатного текста.

  5. Рассказ с исполнением наболее понравившейся песни (участие принимают все члены группы). 4-5 мин.

Критерии оценки:

  1. Интересное содержание.

  2. Красочность и аккуратность оформления.

  3. Свободная правильная речь.

  4. Эмоциональность.

  5. Соблюдение регламента.

  6. Умение отвечать на вопросы.

————————————————————————————————

Домашнее задание

2 вариант

Презентация

.

Требования к работе:

  1. Автор-исполнитель или группа.

  2. Яркие страницы творчества, интересные факты биографии.

  3. Иллюстрации, портрет.

  4. Наиболее понравившаяся песня.

  5. Объем — 10-15 слайдов..

  6. Защита презентации с иллюстрацией песен (участие принимают все члены группы). 4-5 мин.

Критерии оценки:

  1. Интересное содержание.

  2. Красочность и аккуратность оформления.

  3. Свободная правильная речь.

  4. Эмоциональность.

  5. Соблюдение регламента.

  6. Умение отвечать на вопросы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here