Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №81»
Конспект урока
по теме «Авторская песня»
( Мировая художественная культура. 11 класс)
Выполнила:
Красильникова Г.А.,
учитель МХК
Ижевск
2012
Тема урока: «Авторская песня»
Цель урока: познакомить учащихся с авторской песней – явлением русского искусства 60-х гг. ХХ вв., показать значение творчества авторов-исполнителей в истории художественной культуры нашей страны.
Задачи урока.
Образовательные:
-
приобщить учащихся к музыкальной культуре авторской песни;
-
познакомить с авторами-исполнителями и их творчеством;
Воспитательные:
-
формировать личность старшеклассника, его духовный мир, эмоциональную чуткость;
-
формировать собственную эстетическую позицию и умение отстаивать ее;
-
формировать познавательную активность, трудолюбие.
Развивающие:
-
уметь формулировать свои мысли и составлять впечатление о пройденном материале;
-
развивать способности к целенаправленной творческой деятельности;
-
уметь замечать прекрасное в окружающей действительности.
Структура урока
Деятельность учителя | Деятельность Учеников | Примечания | Вре- мя | |
I | II | III | IV | V |
1.Музыкаль- ный эпиграф
| Звучит песня Ю.Визбора «Милая моя»
|
| На демонстра-ционном стенде выставлены книги о создателях авторской песни и сборники их стихов. | 1
|
2. Организа- ционный момент
| Приветствие учащихся.
Объявляется тема урока (на доске вывешен плакат) и цель. Дается задание по ходу урока делать запись в соответствии с заданными вопросами. Обращаю внимание на то, что их записи будут необходимы для подведения итогов урока. | Приветствие учителя
Учащиеся записывают тему урока на карточке.
|
Каждому ученику перед началом урока выдана карточка с вопросами и специально отведенными местами для ответов. Эти карточки будут вложены в тетради. | 1 |
3.Объясне- ние нового материала
| Вопрос учащимся: — Может быть кто-то из вас попытается сформулировать, что же такое авторская песня? Дается значение термина «авторская песня» и «бард». Авторская песня – это песня, автор которой является поэтом, композитором и исполнителем в одном лице, причем песня исполняется под аккомпанемент гитары. Создатели авторской песни получили еще одно имя — «барды», так назывались народные певцы кельтских племен, а позже бродячие поэты. | Учащиеся отвечают на вопрос учителя, записывают термины.
|
| 3
|
Слово учителя
Выступление ученика- соавтора.
| В начале урока прозвучала известная песня Ю.Визбора «Милая моя», с которой дети знакомились на уроках музыки. Своими впечатлениями об этой песне поделится один из учащихся.
|
Ученик демонстрирует свой рисунок и рассказывает о своем восприятии песни.
| На демонст-рационный стенд ставится портрет Ю.Визбора.
Работа ученика тоже устанавливается на стенд.
| 1
|
Проверка эрудиции учащихся | Вопрос: —Что вы еще знаете о Ю.Визборе? Учитель дополняет рассказ учащихся.
| Учащиеся рассказывают то, что им известно о Ю.Визборе. Записывают имя автора, название его песни. |
| 2
|
Слово учителя
| Дается значение термина «оттепель» 60-х г. ХХ в. Период истории советского государства (1956-1964) называют «оттепелью». После смерти И.В.Сталина происходит ослабление тоталитаризма, раскрываются преступления сталинского режима. Для этого периода характерно оживление культурной и общественной жизни страны. Интеллигенция связывала с «оттепелью» свои надежды на распространение идей свободы личности |
|
| 2
|
Работа со словарем | Предлагаю учащимся найти в словарях Ожегова и Даля обычное значение слова «оттепель». Вопрос: -Как вы думаете, почему 60-е годы называют периодом «оттепели»?
| Учащиеся находят в словаре и зачитывают классу, что такое «оттепель».
Учащиеся отвечают на вопрос учителя, записывают термин.
| Ученикам выданы словари Ожегова и Даля. | 2 |
Слово учителя
Выступление ученика- соавтора.
| Первыми авторами бардовской песни стали поэты-шестидесятники, а основателем ее по праву можно считать Б.Окуджава. Предлагаю рассказать стихи Б.Окуджава.
|
Ученица читает стихотворение Б.Окуджава «Чувство собственного достоинства». |
| 2
|
Просмотр фильма. |
На экране кадры с концерта Окуджавы, где он исполняет песню «Давайте восклицать…». Рассказ учителя о Б.Окужаве. Вопрос: -У вас в руках — текст этого стихотворения. О чем в нем говорится?
|
Учащиеся отвечают на вопрос, записывают имя автора, название его песни. |
Стихи Б.Окуджавыа «Давайте восклицать…» распечатаны и выданы учащимся перед началом урока. |
2 |
Слушание музыкального материала | Звучит песня В.Высоцкого «Диалог у телевизора». Вопрос учащимся: —Узнали ли вы голос исполнителя? Что вы можете рассказать об этом авторе?» Учитель дополняет рассказ учащихся.
| Учащиеся рассказывают то, что им известно о В.Высоцком. Записывают имя автора, название его песни. |
| 2 |
Слово учителя
| «Вечные» темы в искусстве и литературе. Вопрос: -Какие темы мы можем назвать «вечными»?» — Тема войны – это «вечная» тема? Как затронула война ваши семьи? Празднование 60-летия победы над фашистской Германией. Тема Великой Отечественной войны в творчестве бардов. Ю.Визбор «Помни войну», Б.Окуджава «Бери шинель – пошли домой», «А нынче нам нужна одна победа» из к/ф «Белорусский вокзал», В.Высоцкий «Он вчера не вернулся из боя» и др. |
Ответы учащихся. |
| 3
|
Слушание музыкального материала | Звучит «Песня о воздушном бое» В.Высоцкого. |
|
| 2 |
Проверка эрудиции учащихся
Слово учителя
Хоровое исполнение песни
| Продолжение традиций авторской песни 60-х годов ХХ в. Грушинский фестиваль. Вопрос: —Может быть, кто-нибудь из вас знает об этом фестивале? Учитель дополняет ответы учащихся, рассказывает о том, что свое название этот фестиваль получил в честь одного из участников движения авторской песни – В.Грушина, который ценой собственной жизни спас тонувших детей. Приглашаю всех присутствующих стать участниками фестиваля бардовской песни.
Предлагаю всем присутствующим исполнить песню О.Митяева «Как здорово».
|
Учащиеся рассказывают то, что им известно о Грушинском фестивале.
Один из мальчиков зажигает символический костер. Все присутствующие встают и исполняют песню. |
Зажигается свеча или используется спецэффект «Fire».
| 2
2
3
|
Слово учителя
Слушание музыкального материала | Краткий рассказ о современном представителе «думающей» песни И.Талькове. Звучит песня «Россия». |
Учащиеся записывают имя автора, название его песни. |
| 2 |
4.Закрепле- ние материала и подведе- ние итогов. | Привлекаю внимание детей к карточкам, с которыми они работали в течение урока. Задаю вопросы, записанные на карточке. Что такое авторская песня? Как по-другому называют авторов-исполнителей? Когда возник этот жанр? Что такое «оттепель» 60-х? Назовите имена первых авторов-исполнителей. О чем поют барды в своих песнях? Почему творчество бардов актуально и популярно в наши дни? Какие песни вам понравились больше всего и почему? Назовите современных авторов-исполнителей, близких по духу к бардам. Это могут быть и ансамбли, исполняющие авторскую песню, но не забывайте – авторская песня писалась думающими людьми для думающих людей».
| Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
|
| 3 |
5. Вывод. | Предлагаю учащимся самостоятельно сделать вывод. (Авторская песня родилась в нашей стране в период, «оттепели» 60-х годов прошлого века. Песни бардов затрагивают лучшие струны человеческой души, заставляют стать добрее, внимательнее и терпимее друг к другу» | Ученик формулирует вывод. Остальные ученики записывают вывод на карточке.
|
| 2 |
6. Оценка работы | Учащиеся оценивают свою работу на уроке. Учитель оценивает замечательную работу учеников-соавторов и тех, кто наиболее активно отвечал на уроке. |
|
| 1 |
7. Домашнее задание. | Предлагаю поделиться на группы по 4-5 человек, выбрать ответственных. Каждая группа готовит проект: сообщение или презентацию об авторе-исполнителе. Это может быть и современный автор или ансамбль. Нужно рассказать о творчестве, представить особенно понравившиеся песни. Каждая группа будет защищать свой проект.
| Учащимся дается время для того, чтобы разбиться на группы и выбрать ответственного, определиться, о каком авторе-исполнителе они будут готовить задание.
| На следующем уроке ученики показывают выполненное задание. Время защиты 4-5 минут. | 2 |
Список используемой литературы
-
Аннинский Л.А. Барды. М.; Согласие, 1999
-
Возьмемся за руки, друзья. Рассказы об авторской песне. Составитель Беленький Л.П. М.; Молодая гвардия, 1990.
-
Высоцкий В.С. Нерв. М.; Современник, 1988
-
Высоцкий Владимир. Авторский сборник. Избранное (подарочный комплект из 2 книг, в футляре). Издательство: Локид-Пресс.2005г
-
Высоцкий Владимир. Песни. Стихотворения. Проза. Издательство: Эксмо.2010
-
Зубрилина Светлана Николаевна Высоцкий Владимир: страницы биографии. Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону.1998г
-
Окуджава Булат. Арбатский дворик: Стихи и песни. Под ред. Краснопольского В. М.; Зебра Е, 2006
-
Окуджава Б.Ш. Возьмемся за руки, друзья: Стихи и песни. Под ред. Наумова В.Н. М.; Муза, 2004
-
http://www.wikipedia .com
-
http://www.youtube.com
Приложение 1
Карточка для заполнения на уроке
Тема урока:___________________________________________________
Ответ | |
Что такое «оттепель» 60-х?
|
|
Что такое авторская песня?
|
|
Как по-другому называют авторов-исполнителей?
|
|
Когда возник этот жанр? |
|
Автор-исполнитель и его песня |
|
Автор-исполнитель и его песня |
|
Автор-исполнитель и его песня |
|
О чем поют барды в своих песнях?
|
|
Почему творчество бардов актуально и популярно в наши дни?
|
|
Назовите современных авторов-исполнителей, близких по духу к бардам. Это могут быть и ансамбли, исполняющие авторскую песню, но не забывайте – авторская песня писалась «думающими людьми для думающих людей». |
|
Приложение 2
«Чувство собственного достоинства…»
Белле Ахмадулиной
Чувство собственного достоинства — вот загадочный инструмент:
созидается он столетьями, а утрачивается в момент
под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,
иссушается, разрушается, сокрушается на корню.
Чувство собственного достоинства — вот загадочная стезя,
на которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,
потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,
растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.
Чувство собственного достоинства — это просто портрет любви.
Я люблю вас, мои товарищи — боль и нежность в моей крови.
Что б там тьма и зло ни пророчили, кроме этого ничего
не придумало человечество для спасения своего.
Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету —
потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту.
Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?
Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.
1989
Приложение 3
«Давайте восклицать…»
Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты –
Ведь это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью –
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, —
Тем более что жизнь короткая такая.
Приложение 4
Домашнее задание
1 вариант
Сообщение
Требования к работе:
-
Автор-исполнитель или группа.
-
Яркие страницы творчества, интересные факты биографии.
-
Портрет, иллюстрации.
-
Объем 2 страницы печатного текста.
-
Рассказ с исполнением наболее понравившейся песни (участие принимают все члены группы). 4-5 мин.
Критерии оценки:
-
Интересное содержание.
-
Красочность и аккуратность оформления.
-
Свободная правильная речь.
-
Эмоциональность.
-
Соблюдение регламента.
-
Умение отвечать на вопросы.
————————————————————————————————
Домашнее задание
2 вариант
Презентация
.
Требования к работе:
-
Автор-исполнитель или группа.
-
Яркие страницы творчества, интересные факты биографии.
-
Иллюстрации, портрет.
-
Наиболее понравившаяся песня.
-
Объем — 10-15 слайдов..
-
Защита презентации с иллюстрацией песен (участие принимают все члены группы). 4-5 мин.
Критерии оценки:
-
Интересное содержание.
-
Красочность и аккуратность оформления.
-
Свободная правильная речь.
-
Эмоциональность.
-
Соблюдение регламента.
-
Умение отвечать на вопросы.