План урока-экскурсии. МХК. 11класс
«Культура России первой половины 19 века»
Фундамент национальной классической музыки. М.И.Глинка.
Живопись первой половины XIX века. О.Кипренский,
В. Тропинин, А. Венецианов.
Цели и задачи урока.
Образовательные: познакомить учащихся с такими направлениями культурной жизни в России в первой половине 19 века: музыка, живопись.
Развивающие: развивать навыки монологической речи, культуры общения; развивать навыки анализа художественных произведений.
Воспитательные: развивать эстетические вкусы учащихся, воспитывать уважение к культурному наследию страны.
План урока:
1. Основные направления культуры.
2. Музыка. Михаил Иванович Глинка. Гимн России.
3. Живопись. Алексей Гаврилович Венецианов. Орест Адамович Кипренский. Василий Андреевич Тропинин.
Оборудование:
Проектор. Презентация с работами Венецианова, Кипренского, Тропинина. Аудиозапись хора «Славься!» из оперы Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»).
Ход урока
Учитель: Сегодня на уроке мы будем изучать тему «Культура России первой половины 19 века». Этот период в истории русской художественной культуры принято называть «золотым веком». А почему мы должны будем сегодня ответить на этот вопрос на уроке, изучив основные направления культуры, развитие литературы, живописи, архитектуры. Итак, проблема урока:
Учитель ставит проблему: Почему культуру России первой половины 19 века называют «золотым веком» русской культуры?
Беседа с учениками: Какие направления в развитии культуры были характерны для стран Западной Европы в первую половину 19 века? (ученики называют два основных направления: романтизм и реализм). А сейчас мы познакомимся с основными направлениями культуры России первой половины 19 века в музыке и изобразительном искусстве.
Учитель: Начало 19 века по праву называют золотым веком русской живописи. Именно тогда русские художники достигли такого уровня мастерства, который поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами европейского искусства. Отвергнув строгие принципы классицизма, художники открыли многообразие и неповторимость окружающего мира. Художники первой половины 19 века обращаются к историческому прошлому, стремясь показать людей на сложном переломном этапе истории. Художники проявляют интерес к личности простых людей. Что же чувствовали и хотели рассказать художники зрителям. Послушаем их самих. Но сначала мы поговорим о музыке.
Учитель. Музыка больше, чем другие виды искусства испытала на себе влияние Отечественной войны 1812 года. Центральное место в музыкальном искусстве первой половины 19 века принадлежит Михаилу Ивановичу Глинке (1804-1857), заложившему основы русской национальной школы в музыке. Его заветной мечтой было создать настоящую русскую оперу на героический сюжет. По совету В.А.Жуковского М.И. Глинка взял в основу сюжет из истории русского народа: подвиг Ивана Сусанина. В театре того времени ещё никто не отваживался вывести простого крестьянина в качестве трагического героя. Опера М.И. Глинки, получившая название «Жизнь за царя», была поставлена в 1836 году. Её восторженно приняли зрители. В числе первых слушателей были Пушкин и Гоголь, (прослушивается отрывок).
Материалы к уроку (в сокращённом варианте).
Живопись.
Алексей Гаврилович Венецианов. (1780—1847)
На своих картинах я изображал крестьян, разные сцены из их жизни. Мне очень хотелось в своих картинах показать крестьян умными, добрыми. Хотелось чтобы, зрители увидели, что крестьяне испытывают те же чувства, что и образованные люди. В своих картинах я сознательно приукрашал жизнь крестьян. Все крестьяне в праздничных, нарядных одеждах и хотя труд их тяжёл, но он доставляет им удовольствие. Вот, например, картина «Гумно». На переднем плане картины крестьянка в праздничной белой кофте.
Орест Адамович Кипренский. (1782-1836)
Орест Адамович Кипренский, внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова. Получив вольную, в Портрет А.С. Пушкина
Василий Андреевич Тропинин. (1776-1857) Василий Андреевич Тропинин родился в селе Карпово Портрет А.С. Пушкина.
Итоги урока. Мы увидели сегодня на уроке , что действительно, культура России первой половины 19 века истории недаром принято называть «золотым веком».
Домашнее задание. Написать краткое сообщение об одном из рассмотренных сегодня деятелях русской культуры первой половины 19 века