Урок по теме «Первые художники земли»
10-й класс.
Цели урока:
1.Формирование представлений о понятии “первобытная культура”; расширение лексики учащихся в пределах темы урока: палеолит, мезолит, неолит, энеолит.
2. Развитие навыков элементарного анализа художественного образа с опорой на вопросы учителя; развитие умения убедительно, ярко излагать подготовленный материал; развитие навыка самостоятельной работы со справочной литературой (выяснение значения слов “археология”, “этнография”, “лингвистика”).
Тип урока: урок-лекция.
Оформление: Презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
П. Введение темы урока.
Ребята, вам всем знакомы слова: “это красиво”, “это некрасиво”, “прекрасно”, “безобразно”.
Вопросы:
Откуда у человека чувство красоты?
Как человек научился видеть и понимать, ценить красоту и создавать красивое?
Кто его научил этому?
(Предполагаемые ответы учащихся)
Действительно, чувство красоты в человеке, прежде всего, пробуждает природа. И во всем, что бы ни делал человек, проявляется его понимание красоты. Представления о красоте, о прекрасном ярче всего отражаются в искусстве.
Сегодня мы открываем первую страницу истории искусства и попадаем в загадочный и причудливый мир первобытной культуры.
III. Изучение нового материала.
Пусть вас не удивляет сочетание слов “первобытная культура”. История первобытности началась с появления первых людей на Земле. И хотя первобытные люди не знали ни городов, ни государств, ни письменности, они сделали много открытий. Научились добывать огонь, обрабатывать камень, выращивать хлеб, строить жилище, шить одежду, лепить глиняную посуду, плести и ткать. Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов эпоха первобытности продолжается и до наших дней (коренные народы Австралии, Африки, Океании).
Как давно зародилось искусство?
Когда человек научился рисовать, лепить, высекать из камня, украшать?
Когда возникло у человека одно из самых замечательных чувств – чувство красоты, чувство прекрасного?
Ответить на этот вопрос нам помогают три науки: археология, этнография, лингвистика.
Первая из них – археология – изучает историю и культуру человечества с помощью раскопок. Ничто в истории не исчезает бесследно. Следы прошлого хранит земля. И дело археологов – найти эти свидетельства жизни, извлечь их из глубины веков. Так, во время раскопок в различных местностях были обнаружены следы древнейшей жизни. На стенах и потолках пещер в местах обитания первобытных людей археологи обнаружили многочисленные изображения животных. Олени, бизоны, дикие кони, длинношерстные мамонты, саблезубые тигры – животные, которые ныне на Земле уже не существуют, -украшали пещеры первобытных людей.
Вы можете возразить: какое искусство могло быть у первобытных дикарей? Их жизнь была полна опасностей, и все их мысли и силы поглощала охота на сильного и коварного зверя. Как же можно было в таких условиях заниматься искусством?
Чтобы убедиться в обратном, давайте заглянем в пещеру первобытного
человека.
Презентация “Первые художники земли»
“Бизон”. Пещера Алътамира.
Испания, Провинция Сантандер.
Верхний палеолит. Мадлен
Перед вами изображение бизона.
Обратите внимание на то, как сделан рисунок:
-
Изображение цветное или черно-белое?
-
Крупное или маленькое?
-
Правильно ли передан контур, силуэт животного?
-
Можно ли сказать, что это “портрет” животного?
Вывод: Рисунок (в рост животного) сделан сильными, точными линиями; его силуэт необыкновенно выразителен и реалистичен. Посмотрите, как великолепно передана монолитная, могучая туша бизона. Изображение полно жизни: в нем чувствуется трепет напрягающихся мускулов, упругость крепких ног.
Учитель. В пещере Альтамира “залы” с изображениями бизонов, лошадей, кабанов, ланей, различными знаками, отпечатками рук следуют на протяжении 280 м. Один из исследователей искусства и культуры первобытного общества Г. Кюн называет эту пещеру “королевой всех расписанных пещер” и сравнивает ее со знаменитой Сикстинской капеллой в Ватикане, в которой потолок и алтарная стена расписаны гениальным художником итальянского Возрождения Микеланджело.
Интересна история открытия этой пещеры.
Рассказ. Около 150 лет назад (1868 г.) испанский дворянин дон Марселино де Саутуола, адвокат по профессии и археолог по призванию, узнал, что близ деревни Альтамира находится пещера. “А вдруг в ней жили первобытные люди?” – подумал он. Саутуола взял лопату, свечи и, ощупывая стены, начал пробираться узким ходом вглубь пещеры. Вскоре он оказался внутри помещения, напоминающего жилище древнего человека. Испанец стал осторожно перекапывать глинистый пол пещеры и нашел несколько камней с острыми краями. Это были орудия древнего человека.
Однажды вместе с Саутуолой в пещеру спустилась его пятилетняя дочь Мария. Сначала ей было страшно, но потом Мария рискнула забраться в самый дальний угол пещеры. В этом месте с потолка свисали большие глыбы, отбрасывая в неровном свете горящей свечи длинные причудливые тени. Вдруг девочка от испуга уронила свечу и с криком “Бык!” бросилась к отцу.
— Откуда здесь взяться быкам? – успокаивал ее Саутуола.
Но девочка тянула отца к месту своего открытия. Взглянув на потолок, археолог и сам пришел в сильное волнение. Еще бы! Это были бизоны. Точно живые. Один щиплет, траву, другой лежит, третий падает, пронзенный стрелой.
Учитель. О существовании первобытного искусства узнали совсем недавно, в первой половине XIX века. Сначала в различных местах Европы стали находить небольшие скульптурки, отдельные рисунки на кусках кости или камня, на стенах пещер. Но история открытия и изучения памятников первобытного искусства полна напряженной борьбы и драматизма. Один из самых драматичных эпизодов связан как раз с пещерой Альтамирой. Когда археолог-любитель Саутуола сделал ошеломляющее открытие, обнаружив пещеру с множеством великолепных, крупных, цветных изображений животных, росписи Альтамиры настолько поразили ученых, что вначале они были объявлены подделкой: никто не мог поверить, что такие изображения создал человек в те времена, когда речь его была примитивна, он с трудом добывал себе пропитание и постоянно вел борьбу за выживание. Саутуола умер с клеймом фальсификатора: подлинность этих росписей была признана лишь в 1902 г., уже после его смерти. Открытия пещер с росписями стали следовать одно за другим, и все сомнения отпали. В настоящее время только во Франции известно около 100 таких пещер, есть они и в других странах. “Королевой” среди них остается Альтамира, ставшая, как и многие другие пещеры, хранилищем-гигантом величественных достижений первобытного искусства. Это своего рода музей доистории.
Когда были открыты эти произведения первобытных людей, появилась, и необходимость их изучить, классифицировать, определить, на какой стадии развития древнего человека были достигнуты столь высокие результаты. Таким образом, появилась наука, которая изучала именно культуру первобытного общества.
Первобытным искусством считают искусство времени первобытнообщинного строя, то есть от появления Homo sapiens и до возникновения классовых обществ, цивилизаций. Развитие искусства происходило на протяжении многих тысячелетий. Историю мировой культуры принято делить по эпохам, или периодам. Так, в первобытной культуре выделяют следующие периоды:
I. Эпоха палеолита (“палео” – древний, “литое” – камень) – древний каменный век
(св. 2 млн. лет назад – 10 тыс. лет до н. э.).
Эта эпоха делится на:
а) ранний палеолит (св. 2 млн. лет назад – 40 тыс. лет до н. э.);
б) средний палеолит (40-35 тыс. лет до н. э.);
в) поздний (верхний) палеолит (35-10 тыс. лет до н. э.), который, в свою
очередь, делится на:
— ориньяк (35-20 тыс. лет до н. э.)
— солютре (20-15 тыс. лет дон. э.)
— мадлен (15-10 тыс. лет до н. э.).
II. Эпоха мезолита (средний каменный век 10-6 тыс. лет до н. э.)
III.Эпоха неолита (новый каменный век 6-4 тыс. лет до н. э.)
IV.Эпоха энеолита (медный век 4-3 тыс. лет до н. э.)
IV. Итог урока.
Ребята ответьте письменно в тетради на вопросы:
1. “Каким я представляю себе первобытное искусство?”.
2. “Было ли у первобытного человека чувство прекрасного?”.
Домашнее задание:
Найти значение слов “археология”, “этнография”, “лингвистика”.
Литература:
-
Учебник МХК 10 класс
-
Журнал “Искусство в школе”
-
Учебное пособие “Мировая художественная культура” Данилова Г.И.