Демонова Ольга Яковлевна,
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 18 города Ставрополя
Урок-викторина по мировой художественной культуре в 10 классе «Архитектура западноевропейского средневековья»
Цель: выявить качество знания по изученному материалу, развивать умение использовать их.
Задачи: повторить и закрепить учебный материал; осуществить контроль и оценку знаний, умений и навыков учащихся.
Оборудование: видеотехника, слайды, репродукции.
План урока:
-
Византия.
-
Романский стиль.
-
Готический стиль.
-
Подведение итогов.
Учитель. Средние века, по праву, называют «юностью европейской культуры». Племена варваров, галлов и германцев, вторглись в Европу и под их натиском в 476 году пал античный Рим. Молодые народы начали строить свою жизнь заново, отказавшись от древних языческих верований и приняв христианство. Однако, большинство этих людей принадлежали к крестьянскому сословию и, будучи неграмотными, воспринимали догматы веры, как дети,- ангелы и святые представлялись им персонажами сказки, несмотря на то, что в истинности евангельских событий никто не сомневался. Поэтому огромную роль в средневековой культуре играло искусство, помогавшее стать христианству не только более понятным и доступным для огромного большинства людей, но и , что не менее важно, помогавшее многим людям проникнуться особым мироощущением, возвышающим душу до осознания Бога. По заказу церкви возводились храмы, которые стали символом величия христианского учения.
-
Византия.
-
Полукруглый граненый или прямоугольный в плане выступ здания в восточной стене храма, перекрытый конхой-полукуполом или сомкнутым полусводом (апсида).
-
Прямоугольное в плане здание, разделенное внутри продольными рядами колон или столбов на несколько (обычно 3 или 5) частей – так называемых кораблей. Появилась в Древнем Риме. Она предназначалась там для судебных заседаний и торговых сделок. Потом стала использоваться как образец строительства раннехристианских храмов и получила дальнейшую разработку в византийской, романской и готической архитектуре (базилика).
-
Между поставленными под прямым углом арками остаются треугольники пустого пространства. Из заполняли, создавая переход от квадрата в плане к кругу или многоугольнику. Название этих треугольных переходов от квадратного в плане пространства к куполу (паруса).
-
Вытянутое помещение, часть интерьера христианского храма, ограниченная с одной или обеих сторон рядом колонн или столбов. Мыслится как корабль спасения душ – Ноев Ковчег. Кто войдет – спасется. Он символ вечности, путь из сегодняшнего дня в будущее (неф).
-
-
Романская архитектура.
-
Территория, храмы и все помещения религиозной монашеской общины (монастырь).
-
Полукруглая, треугольная или стрельчатая ниша с рельефом или живописью над окном или дверью (тимпан).
-
Главная башня жилища феодала с подземным ходом в лесу или реке (донжон).
-
Знаменитая падающая башня (1174-1372) – (Пизанская).
-
Укрепленное жилище феодала (замок).
-
Углубленный ступенчатый вход (перспективный портал).
-
Ряд глухих арочек на полуколоннах, украшающих стену (аркатура).
-
Бойницы навесного боя для литья расплавленной смолы и кипятка, стрельбы по вплотную подошедшему врагу (машикули).
-
-
Готическая архитектура.
-
Круглое резное витражное окно (готическая роза).
-
Картина из цветных стекол или расписанного стекла, которую рассматривают на просвет (витраж).
-
Высокий остроконечный треугольный декоративный фронтон над окном или порталом (вимперг).
-
Фантастические чудовища, олицетворяющие пороки, силы зла. Самые знаменитые изображения установлены на крыше собора Парижской Богоматери (химера).
-
Город, в котором находится самый знаменитый из готических соборов, воспетый Виктором Гюго (Париж)
-
Духовное звание строителя первой готической церкви (в монастыре Сен-Дени) – (аббат).
-
Здание городского самоуправления (ратуша).
-
Слово, обозначающее: 1) часовню, домашнюю церковь в замках и дворцах; 2) церковный придел; 3) отдельную молельню (капелла).
-
Стилизованный крестообразный цветок, венчающий фиалы и шпили готических построек (крестоцвет).
-
Водостоки в виде животных или людей (гаргуйли).
-
-
Подведение итогов, выставление оценок.
Литература:
-
Всеобщая история архитектуры: в 12 т.- М., 1996.
-
Всеобщая история искусств: в 6 т.- М., 1998.
-
Носсельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. М., 1964.