Пояснительная записка
Образовательная область: искусство
Предмет: Мировая художественная культура
Курс: «Вечные образы искусства. Мифология»
Класс: 5
Программа: Авторская. Г.И.Данилова. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. М., «Дрофа», 2010.
Год: 2011 – 2012
Количество часов: в год – 35, в неделю -1
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта. Программа направлена на реализацию предметного содержания повышенного уровня сложности в соответствии со статусом образовательного учреждения. Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала гимназистов. Взятая за основу программа составителя Г.И.Даниловой содействует реализации единой концепции гуманитарно-художественного образования.
Программа по курсу «Вечные образы искусства. Мифология.» направлена на приобщение обучающихся к шедеврам мировой художественной культуры на основе знакомства с мифами и их интерпретациями в произведениях искусства различных жанров и эпох. Курс «Вечные образы искусства. Мифология» основывается на конкретно-чувственном восприятии произведений культуры. Программа предусматривает изучение на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
Принципы построения программы: непрерывность, преемственность, принцип интеграции, дифференциации и индивидуализации.
Краткая характеристика содержания:
-
Название содержательного блока
Процент учебного времени
Введение
3%
Античная мифология
74%
Мифология древних славян
23%
Цель курса: изучение шедевров мирового искусства, созданного в различные художественно-исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов.
Задачи курса:
*способствовать воспитанию художественного вкуса
*создавать оптимальные условия для живого, эмоционального общения обучающихся с произведениями искусства
*подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведениями искусства
*развивать общеучебные и предметные умения учащихся.
Форма обучения: классно-урочная.
Методы организации учебного процесса:
а) по уровню активной познавательно деятельности – объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение учебного материала, частично — поисковый;
б) по функциям – методы устного изложения знаний и активизация познавательной деятельности учащихся, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков;
в) по источникам познания – словесный, наглядный, практический;
г) на основе структуры личности – методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.
Приемы в учебной деятельности: воспроизводящая деятельность (известный учебный материал), преобразующая деятельность (новый учебный материал), творческая деятельность (новый учебный материал, новые способы деятельности, степень овладения приемом учебной деятельности).
Методы и приемы обучения: словесный ( беседа, монолог, диалог, рассказ), наглядный (карта, таблица, схема, диаграмма, видеофильм, иллюстрация), печатно-словесный (работа с учебным текстом), частично-поисковый (доклад, сообщение).
Типы уроков: по соотношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучения нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учета знаний), по ведущему методу (видеоурок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).
Формы урока: традиционные и нетрадиционные формы урока.
Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.
Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ.
Требования к уровню подготовки учащихся
По окончанию изучения курса учащийся:
должен знать:
*основные понятия курса – античность, миф, академия, гармония, цивилизация, интерпретация, лицей и др.
*мифологические сюжеты и образы в произведениях искусства различных жанров
*причины изменения интерпретации образов и сюжетов на протяжении истории развития мировой художественной культуры
*актуальность и нравственную значимость произведений искусства древности для наших дней
должен уметь:
*выделять главную мысль изучаемого литературного текста
*давать характеристику героя
*формулировать собственную оценку изучаемого произведения
должен владеть навыками:
*отбора и анализа информации, в том числе компьютерных технологий
*монологического связного воспроизведения информации
*выявления сходных и отличительных черт в культурологических процессах и явлениях
*презентации собственных суждений, сообщений
*сценической, выставочной, игровой деятельности
*толерантного восприятия различных точек зрения
владеть образовательными ключевыми компетенциями:
*исследовательские компетенции – умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники, представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях, работать с документами
*социально-личностные компетенции – умение критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями, осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций, понимать произведения искусства и литературы, вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение
*коммуникативные компетенции – умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично, литературно выражать свои мысли, создавать и понимать графики, диаграммы и таблицы данных
Учебно-методическое обеспечение программы
Учебная программа | Учебники (название, автор) | Методические материалы | Материалы для контроля | |
5 | Авторская. Г.И.Данилова. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. М., «Дрофа», 2010. | Г.И.Данилова. Мировая художественная культура. 5 класс. М., «Дрофа», 2009 | Н.Н. Куцман. Мировая художественная культура. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Г.И.Данило вой. Волгоград, «Корифей», 2007 | Тесты, опрос, понятия, индивидуальные работы |
Календарно-тематическое планирование
Мировая художественная культура, 5 класс
Название раздела, тема | Кол-во часов | Дата или учебная неделя | Тип урока | Учебные действия (на уровне ключевых компетенций) | ||
план | факт | |||||
| Введение | 1 |
|
|
|
|
1 | Сотворение мира | 1 | 1 |
| Вводный | Умение работать с литературой |
| Раздел 1. Античная мифология | 25 |
|
|
|
|
2 | Бог-громовержец – Зевс. | 1 | 2 |
| Урок формирования знаний | Умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формирование эстетической культуры |
3 | Художественное воплощение образа Зевса в искусстве. | 1 | 3 |
| Комбинированный | Умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формирование эстетической культуры |
4 | Окружение Зевса. | 1 | 4 |
| Урок формирования умений и знаний | Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников |
5 | Мифы о Зевсе и их литературная интерпретация. | 1 | 5 |
| Комбинированный | Формулировать вопросы по изучаемой теме, оценивать ответ одноклассников, работать с литературой |
6 | Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». | 1 | 6 |
| Изучение нового материала | Анализировать текст, сопоставлять различные точки зрения на одну проблему, умение работать в группах |
7 | Отражение мифа о Прометее в произведениях искусства. | 1 | 7 |
| Комбинированный | Анализировать текст, сопоставлять различные точки зрения на одну проблему, умение работать в группах, формирование эстетической культуры |
8 | Посейдон – владыка морей. | 1 | 8 |
| Урок-лекция | Умение работать с литературой, решать творческие задачи, предъявлять результаты своей деятельности |
9 | Величественный образ Посейдона в произведениях искусства. | 1 | 9 |
| Комбинированный | Умение работать с литературой, решать творческие задачи, предъявлять результаты своей деятельности |
10 | Бог огня Гефест. | 1 | 10 |
| Комбинированный с элементами практич. работы | Сопоставление мнений и фактов, самостоятельный анализ различных источников, учить отстаивать свою точку зрения |
11 | Афина – богиня мудрости и справедливой войны. | 1 | 11 |
| Урок-экскурсия, | совершенствовать навыки общения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность |
12 | Образ Афины в произведениях искусства. | 1 | 12 |
| Комбинированный | совершенствовать навыки общения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность |
13 | Лики Аполлона. | 1 | 13 |
| Практикум | Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации |
14 | Аполлон Мусагет – покровитель муз. | 1 | 14 |
|
| Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации, представлять результаты своей деятельности |
15 | Орфей и Эвридика. | 1 | 15 |
| Изучение нового материала | Рассматривать различные аспекты развития в произведениях искусства, оценивать ответы своих одноклассников |
16 | Диана (Артемида) – покровительница охоты. | 1 | 16 |
| Изучение нового материала | Использовать ранее полученные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче |
17 | Арес — неукротимый бог войны | 1 | 17 |
| Урок-лекция | Анализировать , сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, работать с литературой |
18 | Культ бога Диониса | 1 | 18 |
| Урок самостоятельной работы | Самостоятельная работа с источниками, развивать эстетическую культуру |
19 | У истоков театрального искусства. | 1 | 19 |
| практикум | Применять полученные знания на практике, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации |
20 | Афродита – богиня любви и красоты. | 1 | 20 |
| Урок-экскурсия | Усваивать информацию по текстам учебных пособий, дополнительной литературе |
21 | Образ Афродиты в произведениях искусства. | 1 | 21 |
|
| Усваивать информацию по тексам учебных пособий, дополнительной литературе |
22 | Нарцисс и Эхо в произведениях искусства. | 1 | 22 |
|
| Использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию, определять область «незнания» в новой задаче |
23 | В сетях Эрота. | 1 | 23 |
|
| Расширение лингвострановедческих знаний, развитие коммуникативных умений |
24 | Амур и Психея в произведениях различных жанров. | 1 | 24 |
|
| Формирование эстетического и эмоционального видения мира, применение полученных знаний на практике |
25 | Изображение Флоры в произведениях искусства. | 1 | 25 |
|
| Структурировать учебный материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи |
26 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Античная мифология» | 1 | 26 |
|
| Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями |
| Раздел 2. Мифология древних славян. | 9 |
|
|
|
|
27 | Мифы древних славян – исторические истоки славянкой культуры. | 1 | 27 |
| Изучение нового материала |
|
28 | Перун – бог грома и молнии. | 1 | 28 |
| Урок-лекция | Чтение и анализ текстов, расширение познавательной деятельности |
29 | Велес – символ богатства и благополучия. | 1 | 29 |
| Комбинированный | Анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное |
30 | Главные персонажи зимних языческих праздников. | 1 | 30 |
|
| Устанавливать причинно-следственные связи, приводить примеры, умение работать с литературой |
31 | Образ Дажьбога в произведениях искусства. | 1 | 31 |
| Комбинированный | Применять полученные знания на практике, совершенствовать навыки общения, оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации |
32 | Культ богини Макоши. | 1 | 32 |
| Комбинированный | Рассуждать, сравнивать, делать выводы, работать с учебной и дополнительной литературой |
33 | Лада – покровительница семьи и брака. | 1 | 33 |
| Комбинированный | Логически мыслить, классифицировать, выявлять связи и делать выводы, объяснять особенности |
34 | Капало, Ярило, Кострома | 1 | 34 |
| Комбинированный | Обобщать материал как систему знаний, проверить способность творчески мыслить и применять знания на практике |
35 | Контрольно-обобщающий урок по теме «Мифология древних славян» | 1 | 35 |
|
| Обобщать учебный материал в систему знаний, самостоятельная деятельность, умение работать с тестовыми и познавательным и заданиями |