План — конспект урока по обучению грамоте (письмо) 1 класс
УМК «Начальная школа 21 века» Прописи № 1 к учебнику «Букварь».
Авторы М.М. Безруких, М.И. Кузнецова
Тема: «Письмо строчной буквы а»
Технологическая карта изучения темы
«Письмо строчной буквы а» | |
Цель темы
| Предметные: учить писать каллиграфически правильно строчную букву а. Метапредметные: формировать универсальные учебные действия: регулятивные – понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку; познавательные– ориентироваться в материале прописи и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений при решении задач логического содержания; коммуникативные: работать в паре, обосновывать сделанные выводы. Личностные: способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности. |
Планируемый результат | Научатся каллиграфически правильно писать строчную букву а. Писать букву с нижним и верхним соединении безотрывно . |
Основные понятия | Строчная буква, верхнее и нижнее соединение |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение, музыка. |
Ресурсы: — основные — дополнительные | Прописи № 1 к учебнику «Букварь». Методическое пособие, наглядный и раздаточный материал; Компьютер, мультимедийнный проектор, экран |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная, в парах. |
Ход урока
| Формирование универсальных учебных действий | |
1 этап. Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | -Вот звенит для нас звонок – начинается урок. Тихо сели. Вспомним правила поведения на уроке. | Коммуникативные УУД Личностные УУД |
2 этап. Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: закрепить знания о гласном звуке а.
| -С каким звуком и буквой мы познакомились на уроке чтения? (а) — Что о нем узнали? (гласный, обозначается буквой «а» ) -Чем отличается звук от буквы? (Звук слышим, произносим, букву видим, пишем). -Назовите признаки гласного звука. (Тянется, поется, воздух проходит свободно, без преград). Игра «Найди букву» (магнитные буквы на доске ) На доске магнитные буквы вперемешку. — Найдите среди букв буквы а. -Чем различаются эти буквы? (большие и маленькие) -А чем похожи? (эти буквы печатные) -А какие ещё бывают буквы? (письменные) -А кто уже умеет писать букву а? (предложить написать ее на доске).
| Познавательные УУД: развитие знаково – символических действий
|
3.этап. Выявление места и причины затруднения
Цель: выявить и зафиксировать место и причину затруднения, уметь осуществлять кооперативно – соревновательное общение со сверстниками, слушать собеседника, обосновывать и доказывать своё мнение.
4. этап. Построение проекта выхода из затруднения
Цель: 1) построить проект выхода из затруднения
5. Реализация построенного проекта
Цель: 1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний; 2) организовать фиксацию построенного способа действия в речи ; 3) организовать уточнение общего характера нового знания.
6.этап. Первичное закрепление во внешней речи
Цель: 1) создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: 1) организовать самопроверку и самооценку учащимися умения вписывать изучаемые гласные буквы в схемы, работать с моделями слов.
8. Включение в систему знаний и повторение Цель:1) организовать работу по написанию буквы а 2) организовать повторение буквы а | 1.Прогнозирование темы и цели урока: -Кто из вас догадался, чему нам предстоит научиться на уроке письма?
2.Сообщение темы и цели урока. — Сегодня мы будем учиться писать срочную букву а.
3. Работа над звуковой схемой слов (аист, астра) . -Ребята, посмотрите на экран. Перед нами загадка. По первому звуку каждого слова соберите слово. — А теперь проверим (слайд 2) (аист) — У кого получилось такое слово? (слайд 3) — Посмотрите на схему слова аист. — Давайте определим, сколько слогов в слове АИСТ. Поставили ручки на локотки. Хором произносим и считаем. — Сколько слогов? (2) — Назовите первый слог. (а) — Назовите второй слог. (ист) — А сейчас выясним, какой из них ударный. Давайте позовём слово в гости. (АААААист) — Какой слог ударный? (а) -Назовите его место в слове: первый или второй? (а) — Сколько в нём звуков? (1) -Какой он? (гласный) — Почему? (не встречает во рту преграду) — Обведите кружок красным цветом. — Назовите второй слог . (ист) -Сколько в нём звуков? (3) — Назовём по порядку: -Назовите первый звук (и), -Какой он? (гласный)
— Назовите второй звук (С), какой он? (согласный, твёрдый), — Почему? (встречает во рту преграду) — Последний звук – Т, какой он? (согласный)
ИТАК, в слове АИСТ – 2 слога, первый ударный, 4 звука.
— Назовите второй звук (С), -Какой он? (согласный, твёрдый), — Почему? (встречает во рту преграду) — Последний звук… (т) -Какой он? (согласный) -Докажите.
ИТАК, в слове АИСТ – 2 слога, первый ударный, 4 звука. ( слайд 4)
— А теперь собираем второе слово по первому звуку каждого слова (астра) Проверим (слайд 5) — У кого получилось такое слово?
( слайд 6) Посмотрите на экран. Верно ли составлена схема слова астра? (Нет, не хватает последнего звука а) Приготовили ладошки. Определим сколько слогов в слове «АСТРА». Что для этого сделаем? (позовем). — аааааа-стра — Сколько слогов? (2). — Какой первый? (а) — Какой второй? (стра) — Какой из них ударный? — Позовём слово: ААААААстра -Какой слог ударный? (1) — Найдите схему в тетради и нарисуйте красный кружок. -Назовите второй слог? (стра). -Какой первый звук в этом слоге? (с) -Дайте ему характеристику. (согласный). -В схеме обведите его синим кружочком с преградой -Какой следующий звук? (т). -Какой он? (согласный) -В схеме обведите его синим кружочком с преградой -Какой следующий звук? (р). -Какой он? (согласный) -В схеме обведите его синим кружочком с преградой. -Какой следующий звук? (а). -Какой он? (гласный) -В схеме обведите его красным кружочком Вывод: ИТАК, в слове АСТРА – 2 слога, первый ударный, 5 звуков. — Чем похожи эти слова? (Начинаются со звука а) — А какой буквой на письме мы обозначаем этот звук (буквой а)
ФИЗМИНУТКА
4. Печатные буквы А. Письмо строчной буквы а. Работа с плакатом «Сиди правильно». Работа в прописи «Прописи № 1 к учебнику «Букварь»»
-Рассмотрите внимательно образец печатной буквы а
На уроке чтения вы уже учились печатать букву «а», обведите букву по образцу и пропишите строку до конца. -Какие буквы мы сейчас писали? (печатные) — А какие еще бывают буквы? (письменные). -Кто догадался, чему мы будем учиться на уроке письма? — А какую букву мы будем учиться писать?
5. Анализ строчной буквы «а»
Пропишем букву по образцу на картоне под счет. 5. На ладошке подсчет 6.Письмо тычком ручки по образцу в тетради. 6. Работа в тетради 1.Письмо строчной буквы а В тетради по образцу в правом верхнем углу тетради —Пишем под счет в тетради -Приготовились. 2. Письмо элементов буквы а -А теперь пишем на строке букву а и элемент буквы а -Дописываем строчку до конца -Вспомним из каких элементов состоит строчная буква «а»? (овал, наклонная линия с закруглением внизу). — А теперь на третьей строке пропишем элементы буквы «а» 3. Письмо буквы и элементов Строчку короткой наклонной линии с закруглением внизу. Следующая строка овал чередуем с короткой наклонной линией с закруглением внизу —А сейчас закрепим написание буквы «А» строчной -Работаем на следующей строке (буква «А») -Обведем букву «а» и две короткие наклонные линии — Повторим образец 4. Письмо буквы с нижним и верхним соединением — Пишем две буквы «А» с нижним соединением и две короткие наклонные линии -Итак далее, до конца.
Пальчиковая гимнастика Пальцы делают зарядку Чтобы меньше уставать А потом они в тетради будут буковки писать (трясем ладошками) Только уставать начнём Пальцы сразу разожмём Мы пошире их раздвинем Посильнее напряжём. (кисти встряхнуть) Мы наши пальчики сплели и вытянули ручки (в замок и в вверх) Ну а теперь мы от земли Отталкиваем тучки
— А сейчас мы будем учиться писать две буквы «а» в соединении и две наклонные линии. 9. -На свободной строке напиши букву «а», если слово начинается со звука «а». атака, утка, адрес, автор, осы, булка, ангел -Сколько раз написали букву «а»? (4)
Загадка про ОСЕНЬ.
Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек. Я — …(осень) -Чем она богата? — Внизу тетради мы видим картинки. — Обведите только те фрукты и овощи, в названиях которых слышите звук а. -Что стало лишним? -Кто не согласен? -Отметьте красным кружком место звука а в словах БАНАН. ГРУША.РЕПА.
Работа в парах (по карточкам) А сейчас поработаем в парах. На карточке отметьте красным кружком место звука а в слове Ананас
-Пара берется за руки на локотке и поднимает руки. -Пара выходит к доске и показывает свою схему. -Все согласны? -Итак, в слове ананас сколько звуков а? (3)
Игра «Найди букву» (Слайд 9)
-Назови все слова, которые начинаются на звук а. |
Личностные: осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
Познавательные: осмысление соответствия звука букве; осмысление разницы между печатным и письменным шрифтами.
Регулятивные: освоение способов написания и соединения письменных букв.
Коммуникативные: умение объяснять свои действия (способ написания).
Личностные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД
Личностные УУД Коммуникативные УУД
|
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | — Какие новые знания мы получили на уроке? — Кому было легко? — Кому пока трудно? — Кто или что помогло справиться? — Кто доволен своей работой? — Найдите в своих прописях самую красивую букву, которую вы написали. — Самооценка деятельности на уроке при помощи «лесенки достижений» или «светофора»
(Слайд 10)
| Личностные УУД Регулятивные УУД
|