Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 п. Новый
Надеждинского района»
Утверждена приказом
Директора МОУ СОШ №6
_____________________
«____» _________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета — искусство (МХК) 11 класс
Статус учебного предмета — обязательный
Объём учебного предмета – 34 часа в год ( 1 час в неделю)
Рабочая программа по искусству (МХК) для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего полного образования по мировой художественной культуре (базовый уровень),с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации, программы для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура 8-11 классы», автор Г.И.Данилова, основной образовательной программы (среднего полного образования), учебного плана МОУ «СОШ № 6 п. Новый Надеждинского района».
Составитель: Шкуренко Людмила Сергеевна
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании методического
объединения
Протокол №____ «____»____________2011 года
Руководитель методического объединения _______________________________(ФИО)
Согласовано:
Председатель методического совета
Протокол №____ от «____»____________2011 года
_____________________________________________
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 п. Новый Надеждинского района»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСКУССТВО (МХК) 11 класс
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству (МХК), с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации, программы для общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура 8-11 классы», автор Г.И.Данилова, основной образовательной программы (основного общего образования), учебного плана МОУ «СОШ № 6 п. Новый Надеждинского района», рекомендованная Министерством образования Российской Федерации .
Цели курса:
— развитие чувств, эмоций, образно – ассоциативного мышления и художественно – творческих способностей;
— воспитание художественно – эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры;
— освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
— овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
— использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Задачи программы:
-
развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности и художественно-творческих способностей учащихся;
-
воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры (культуры восприятия произведений искусства, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира), культуры восприятия произведений отечественного и зарубежного искусства, «родственного внимания» к миру, чувству сопереживания к другому человеку, творческой самостоятельности в решении личностно и/или общественно значимых проблем;
-
освоение знаний об искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о его выразительных средствах и социальных функциях; о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре (о специфике языка разных видов искусства);
-
овладение умениями и навыками анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение, использовать язык различных видов искусства в самостоятельном художественном творчестве;
-
формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
-
использованию приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Согласно учебному плану МОУ «СОШ №6 п. Новый» на 2011 – 2012 учебный год на изучение
Предмета «Искусство (МХК)» в 11 классе отводится 1 учебный час в неделю.
Построение программы «Мировая художественная культура. 11 класс» моделируется на основе современных педагогических принципов, среди которых для концепции программы особенно значимы:
-принцип интеграции различных видов искусства на одном уроке;
— принцип историзма;
— принцип опоры на творческий метод (стиль);
— принцип формирования знаний, умений и навыков в процессе непосредственного общения с искусством «изнутри» его, с опорой на его законы;
— принцип художественно-педагогической драматургии урока.
В структурировании программного содержания предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляемого в вариативности и дифференцированном характере заданий: содержание урока реализуется в соответствии с личностными особенностями учащихся и конкретными задачами их воспитания и развития.
Предмет «Искусство (МХК)» в 11 классе изучается в следующем режиме:
I учебная четверть
| II учебная четверть
| III учебная четверть | IV учебная четверть | всего за год | |
всего часов | 9 | 7 | 10 | 8 | 34 |
контрольных работ | 1 | 2 | 2 | 2 | 7 |
творческих работ | 2 | 1 | 2 | 2 | 7 |
Контроль осуществляется в следующих видах:
— текущий, тематический, итоговый.
Форма контроля:
— самостоятельная работа;
— устный опрос;
— взаимоопрос;
— синквейн;
— тест.
Для обучения используется учебно- методический комплект:
учебник Г.И.Данилова «Мировая художественная культура» 11 класс М.: Дрофа,2007
Планируемые результаты освоения программы по искусству (МХК)
Изучение предмета «Искусство (МХК)» в 11 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов в предметном направлении:
1 полугодие
тема урока | тип урока, вид деятельности | прогнозируемый результат | |
1 | Стилевое многообразие искусства XVII – XVIIIвеков | Урок-лекция | Знать характерные черты и художественные идеалы 17-18 вв Уметь видеть особенности авторского стиля, художественных приемов. Знать художественные стили и направления в искусстве Уметь разграничивать понятия «стиль» и «историческая эпоха» |
2 | Архитектура барокко | Комбинированный | Знать характерные черты архитектуры барокко, шедевры итальянского, русского барокко. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.
|
3 | Изобразительное искусство барокко | Урок-лекция | Знать особенности живописи барокко, основную тематику. Уметь узнавать изученные произведения. Знать основные этапы творческой биографии П. Рубенса и Л.Бернини.
|
4 | Классицизм в архитектуре Западной Европы | Комбинированный | Знать происхождение термина «классицизм». Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем.
|
5 | Шедевры классицизма в архитектуре России | Урок-лекция | Знать особенности архитектуры классицизма в России, основные этапы творческой биографии В.И. Баженов и М.Ф. Казаков Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. Знать шедевры архитектуры русского классицизма
|
6 | Изобразительное искусство классицизма и рококо | Комбинированный | Знать происхождение термина «рококо», главные темы искусства рококо Уметь узнавать и анализировать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. Знать главные мотивы творчества крупнейших мастеров живописи рококо Уметь видеть особенности авторского стиля, художественных приемов |
7
| Реалистическая живопись Голландии | Комбинированный, фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать многообразие жанров голландской живописи и её знаменитых мастеров Уметь узнавать изученные произведения. Знать многообразие жанров, мастеров и шедевров голландской живописи.
|
8 | Русский портрет XVIII века | Комбинированный, фронтальный | Знать творчество прославленных мастеров портретной живописи начала и середины 18 в. Уметь видеть особенности авторского стиля, художественных приемов. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой |
9 | Музыкальная культура барокко | Урок-лекция | Знать шедевры музыкальной культуры барокко Уметь узнавать изученные произведения Знать особенности западноевропейского театра барокко цели и задачи, пути развития.
|
10 | Композиторы Венской классической школы | Урок-лекция | Знать разнообразие наследия Венской классической школы. Уметь узнавать изученные произведения. Знать значение творчества Гайдна, Моцарта, Бетховена. Уметь видеть особенности авторского стиля, художественных приемов. |
11 | Театральное искусство XVII – XVIII веков | Комбинированный, фронтальный | Знать основные принципы драматургии классицизма. Уметь видеть особенности авторского стиля Корнеля, Расина и Мольера. Знать особенности западноевропейского театра барокко цели и задачи, пути развития. Уметь узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. |
12 | Романтизм | Урок-лекция | Знать национальное своеобразие романтизма в искусстве разных стран, значение романтизма для дальнейшего развития МХК. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. Знать философские основы романтизма, характерные особенности романтического героя.
|
13 | Изобразительное искусство романтизма | Урок-лекция | Знать тип романтического пейзажа, портрета. Уметь видеть особенности авторского стиля Делакруа, Жерико, Кипренского. Уметь узнавать изученные произведения. |
тема урока | тип урока, вид деятельности | прогнозируемый результат | |
14 | Реализм – художественный стиль эпохи | Урок-лекция | Знать художественные принципы реализма. Уметь видеть особенности авторского стиля Курбе, Золя и др. Знать художественные принципы реалистического искусства, связь и отличие романтизма. Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенным стилем. |
15 | Изобразительное искусство реализма | Урок-лекция | Знать творчество выдающихся мастеров реалистического пейзажа. Уметь видеть особенности авторского стиля Венецианова, Крамского, Ярошенко и др. Знать шедевры изобразительного искусства реализма Уметь узнавать изученные произведения |
16
| «Живописцы счастья» : художники — импрессионисты | Урок-лекция | Знать особенности изображения жизни и человека в творчестве художников – импрессионистов. Уметь видеть особенности авторского стиля Э.Мане, К. Моне, Ренуара, Грабаря. |
2 полугодие
тема урока | тип урока, вид деятельности | прогнозируемый результат | |
17 | Многообразие стилей зарубежной музыки | Урок-лекция | Знать характерные черты западноевропейской музыки. Уметь видеть особенности музыки романтизма, реализма, импрессионизма. Знать Западноевропейскую музыку романтизма. Романтический идеал и его отображение в музыке Р. Вагнера и Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Г. Берлиоза. Музыка импрессионизма. Творчество К. Дебюсси и М. Равеля. |
18 | Русская музыкальная культура | Комбинированный, фронтальный | Знать характерные черты русской музыки, творчество выдающихся музыкантов. Уметь видеть особенности русской музыки романтизма, реализма, импрессионизма. |
19 | Пути развития западноевропейского театра | Урок-лекция | Знать пути развития западноевропейского театра. Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы. |
20 | Русский драматический театр | Урок-лекция | Знать основные этапы становления русского театра. Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы. |
21 | Художественная культура XIX века (обобщающий урок) | Урок-семинар | Узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением. устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства. |
22 | Искусство символизма | Урок-лекция | Знать творчество мастеров западноевропейской живописи. Уметь видеть особенности авторского стиля Чюрлёниса, Редона, Борисова-Мусатова и др.
|
23 | Триумф модернизма | Комбинированный, фронтальный | Знать художественные принципы модернизма. Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы. |
24
| Архитектура: от модерна до конструктивизма | Урок-лекция | Знать основные идеи и принципы развития архитектуры начала ХХ века. Знать мастеров и шедевры зарубежной архитектуры: А. Гауди, В. Орта, Ш. Э. Ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер; архитектурные достижения России, творчество Ф. О. Шехтеля. |
25 | Основные направления развития зарубежной живописи | групповой, индивидуальный | Знать характерные черты живописи модернизма. Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы. Знать разнообразие художественных направлений и стилей изобразительного искусства- фовизм А. Матисса, кубизм П. Пикассо, сюрреализм С.Дали. |
26 | Мастера русского авангарда | Урок-лекция | Знать творчество выдающихся мастеров русского модерна. Уметь видеть особенности авторского стиля Кандинского, Малевича. |
27, 28 | Зарубежная музыка XX века | Комбинированный, фронтальный | Знать характерные черты музыки модерна. Искусство джаза и его истоки. Рок-музыка. Мюзиклы Э. Ллойда Уэббера. |
29 | Музыка России XX столетия | Комбинированный, фронтальный, групповой, индивидуальный | Знать характерные черты музыки начала ХХ века. Многообразие творческого наследия С. В. Рахманинова и И. Ф. Стравинского. Творчество С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича и А. Г. Шнитке. Знакомство с понятием бардовская песня. |
Зарубежный театр XX века | Комбинированный | Знать характерные черты зарубежного театра ХХ века. Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы. Знать основные пути развития зарубежного театра. Интеллектуальный театр Б. Шоу. | |
31, 32 | Российский театр XX века | Урок-лекция | Знать характерные черты российского театра ХХ века. Понятие о «системе Станиславского». Театральный авангард В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова. Мастера современного отечественного театра |
33, 34 | Становление и расцвет мирового кинематографа | Комбинированный | Знать особенности возникновения и становления кино. Уметь анализировать, сопоставлять, делать выводы. Рождение и первые шаги кинематографа. Великий немой. Ч. С. Чаплин — выдающийся комик мирового экрана и его лучшие роли. Рождение звукового кино. Рождение национального кинематографа. Киноавангард XX в. Рождение национального кинематографа. Шедевры отечественного кино, его режиссеры и исполнители. |
|
Мировая художественная культура 11 класс
34 часа – 1 час в неделю
Художественная культура XVII – XVIII веков – (11ч.)
Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII веков. Архитектура барокко. Изобразительное искусство барокко. Классицизм в архитектуре Западной Европы. Шедевры классицизма в архитектуре России. Изобразительное искусство классицизма и рококо. Реалистическая живопись Голландии. Русский портрет XVIII века. Музыкальная культура барокко. Композиторы Венской классической школы. Театральное искусство XVII – XVIII веков.
Художественная культура XIX века – (10ч.)
Романтизм. Изобразительное искусство романтизма. Реализм – художественный стиль эпохи. Изобразительное искусство реализма. «Живописцы счастья»: художники – импрессионисты. Многообразие стилей зарубежной музыки. Русская музыкальная культура. Пути развития западноевропейского театра. Русский драматический театр. Художественная культура XIX века (обобщающий урок).
Искусство XX века – (13ч.)
Искусство символизма. Триумф модернизма. Архитектура: от модерна до конструктивизма. Основные направления развития зарубежной живописи. Мастера русского авангарда. Зарубежная музыка XX века. Музыка России XX столетия. Зарубежный театр XX . Российский театр XX века. Становление и расцвет мирового кинематографа.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс.
Наименование раздела. Тема урока. | Кол – во часов | Дата | ||
Раздел | Тема | |||
|
1 полугодие | |||
| Художественная культура XVII – XVIII веков | 11часов |
|
|
1. | Стилевое многообразие искусства XVII – XVIIIвеков |
| 1 |
|
2. | Архитектура барокко |
| 1 |
|
3. | Изобразительное искусство барокко |
| 1 |
|
4. | Классицизм в архитектуре Западной Европы |
| 1 |
|
5. | Шедевры классицизма в архитектуре России |
| 1 |
|
6. | Изобразительное искусство классицизма и рококо |
| 1 |
|
7. | Реалистическая живопись Голландии |
| 1 |
|
8. | Русский портрет XVIII века |
| 1 |
|
9. | Музыкальная культура барокко |
| 1 |
|
10. | Композиторы Венской классической школы |
| 1 |
|
11. | Театральное искусство XVII – XVIII веков |
| 1 |
|
| Художественная культура XIX века | 10часов |
|
|
12. | Романтизм |
| 1 |
|
13. | Изобразительное искусство романтизма |
| 1 |
|
14. | Реализм – художественный стиль эпохи |
| 1 |
|
15. | Изобразительное искусство реализма |
| 1 |
|
16. | «Живописцы счастья» : художники — импрессионисты |
| 1 |
|
|
2 полугодие |
|
|
|
17. | Многообразие стилей зарубежной музыки |
| 1 |
|
18. | Русская музыкальная культура |
| 1 |
|
19. | Пути развития западноевропейского театра |
| 1 |
|
20. | Русский драматический театр |
| 1 |
|
| ||||
| ||||
21. | Художественная культура XIX века ( обобщающий урок) |
| 1 |
|
| Искусство XX века | 13часов |
|
|
22. | Искусство символизма |
| 1 |
|
23. | Триумф модернизма |
| 1 |
|
24. | Архитектура: от модерна до конструктивизма |
| 1 |
|
25. | Основные направления развития зарубежной живописи |
| 1 |
|
26. | Мастера русского авангарда |
| 1 |
|
27,28. | Зарубежная музыка XX века |
| 2 |
|
29. | Музыка России XX столетия |
| 1 |
|
30. | Зарубежный театр XX века |
| 1 |
|
31.32. | Российский театр XX века |
| 2 |
|
33,34. | Становление и расцвет мирового кинематографа |
| 2 |
|
|
| 34 |
|
|
| Итого за год | часа |
|
|