Тематическое планирование
по мировой художественной культуре.
10 класс.
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: программа для 10 – 11 классов: среднее (полное) общее образование (базовый уровень) .– М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 16 с.;
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебник для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 240 с.
Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь для 10 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень). – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 48 с.
Тема урока | Тип урока | Оборудование | Домашнее задание | |
1.Художественная культура первобытного мира (3) | ||||
| Миф – основа ранних представлений о мире. Древние образы в вертикальной и горизонтальной моделях мира: мировое древо, мировая гора, дорога. Обряд плодородия как воспроизведение первичного мифа | Образ-модель | ЭУМ «Мифологическое мышление и первобытная картина мира», карточка-схема горизонтальной модели мира, карточка-схема вертикальной модели мира, текст ритуала, посвящённого Осирису | §1, устные ответы на вопросы 1-3, вспомнить, что такое фольклор, как связаны фольклор и мифология? Перечитать сказку «Царевна Несмеяна», пересказ сюжета сказки |
| Фольклор как отражение первичного мифа. «Сказка о царевне Несмеяне». Славянские земледельческие обряды: святки, масленица, семик, праздник Ивана Купала. | Исследование | Тексты обрядов святок, масленицы, русальной недели, семика, Ивана Купала. | §2, ответ на 1 вопрос на с. 23 устно, вопрос 3 – письменно. |
| Зарождение искусства. Художественный образ как основное средство познания и постижения мира в первобытном искусстве. Наскальная живопись палеолита и мезолита. Образность архитектурных первоэлементов. | Панорама | ЭУМ «Синкретизм первобытного искусства», изображения наскальной живописи пещер Альтамира и Ласко, изображения Стонхенджа | § 3, ответы на 1 и 2 вопросы на с. 29 устно. Найдите в повседневной практике свидетельства древнейших верований. |
2.Художественная культура Древнего мира (14) Месопотамия (1) | ||||
| Месапотамский зиккурат – жилище бога. Реализм образов живой природы – специфика месопотамского изобразительного искусства | Исследование | Флеш-схема модели зиккурата, изображения зиккуратов в Уре и Этеменанке, флеш-схема ворот Иштар | § 4, письменно задание 1 из рабочей тетради. |
Древний Египет (2) | ||||
| Воплощение идеи вечной жизни в архитектуре некрополей. Наземный храм – символ вечного самовозрождения бога Ра. | Образ-модель | Флеш-схема модели пирамиды, ЭУМ «Пирамиды – памятники бессмертия фараонов», изображения пирамиды в Гизе, храма Амона-Ра в Карнаке | § 5, письменный ответ на вопрос: «Как архитектура египетских некрополей воплощала идею вечной жизни?» Сопоставить зиккурат Месопотамии и пирамиду Египта (с помощью таблицы). |
| Магия. Декор гробниц. Канон изображения фигуры на плоскости. | Исследование | ОМС «Древнеегипетский канон. Живопись, рельеф и скульптура», изображение гробницы Рамзеса IX в Долине Царей | § 6, выполнить задание 2 из рабочей тетради |
Древняя Индия (2) | ||||
| Индуистический храм – мистический аналог тела-жертвы и священной горы. Роль скульптурного декора. | Образ-модель | ЭУМ «Искусство Древней Индии», изображения храма Кандарья Махадева в Кхаджурахо | § 7, ответы на вопросы на с. 54: 1 – устно, 3 – письменно. |
| Буддийские культовые сооружения –символ космоса и божественного присутствия. Особенности божественной пластики и живописи. | Образ-модель | Изображение большой ступы в Санчи, фресковой росписи пещерных храмов Аджанты | § 8, назвать основные типы буддийской архитектуры и их особенности. |
Древняя Америка (1) | ||||
| Храмовая культура индейцев Месаамерики как воплощение мифа о жертве, давшей жизнь. | Панорама | Изображение пирамиды Солнца в Теотиуакане, комплекса майя в Паленке | § 9, выбрать тему проекта на с. 67 учебника, создать проект по группам |
Крито-Микенская культура (1) | ||||
| Крито-микенская культура и декор как отражение мифа. | Исследование | Изображения Кносского дворца-лабиринта, дворца царя Агамемнона в Микенах | § 10, устно выполнить задания на с. 8-9 рабочей тетради. Вспомнить систему богов Древней Греции и храмы, им посвящённые |
Древняя Греция (4) | ||||
| Греческий храм – архитектурный образ союза людей и Богов | Исследование | Флеш-схема афинского Акрополя, изображение Парфенона | § 11, письменный ответ на вопросы 2 (1 вариант) и 3 (2 вариант) на с. 79 |
| Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики | Исследование | Изображение храма Афины в Селинунте, храма Зевса в Олимпии, фризов и метоп Парфенона | § 12, сообщения о создании скульптур: Поликлет «Дорифор» (1 вариант); Фидий «Торс богини» (2 вариант); Скопас «Менада» (3 вариант). |
| Скульптура Древней Греции от архаики до поздней классики. | Созерцание | ЭУМ «Выдающиеся скульпторы Древней Греции», изображения куросов и кор, «Дорифор» Поликлета; «Торс богини» Фидия; «Менада» Скопаса | § 13, вопрос 3 на с. 88 письменно. |
| Синтез восточных и античных традиций в эллинизме. Гигантизм архитектурных форм. Экспрессия и натурализм скульптурного декора. | Панорама | Изображение спящего гермафродита, Венеры Мелосской, алтаря Зевса в Пергаме | § 14, задание из рабочей тетради на с. 11 |
Древний Рим (2) | ||||
| Особенности римского градостроительства. Общественные здания времён республики и империи. | Образ-модель | Изображения Римского форума, Пантеона, Колизея | § 15, вопрос 2 на с. 99 устно. Подготовить рассказ об одном из скульптурных портретов Древнего Рима (по выбору) |
| Планировка римского дома. Фреска и мозаика – основные средства декора. Скульптурный портрет. | Созерцание | Изображения дома Веттиев и Дома трагического поэта в Помпеях, изображение портретов Брута, Августа, Константина Великого | § 16, выполнить итоговое задание по культуре античности из рабочей тетради на с.15 |
Раннехристианское искусство (1) | ||||
| Типы христианских храмов: ротонда и базилика. Христианская символика. Мозаичный декор. | Панорама | Изображения мавзолеев Констанции в Риме иГаллы Плацидии в Равенне, изображение базилики Санта Мария Маджоре в Риме | § 17, устный ответ на вопрос 2 на с. 111 |
3.Художественная культура Средних веков (14) Византия и Древняя Русь (7) | ||||
| Византийский центрально-купольный храм как обиталище Бога на земле. Космическая и топографическая символика. | Образ-модель | Флеш-схема византийского храма, изображения собора святой Софии в Константинополе | §18, вопрос 1 на с. 118 устно |
| Временная символика крестово-купольного храма. Византийский стиль в мозаичном декоре. | Созерцание | Изображения церкви Сан Витале в Равенне и собора святой Софии в Киеве | § 19 и 20, задания из рабочей тетради на с.17 – 18 (12 – устно, 13 – письменно) |
| Византийский стиль в иконописи Древней Руси. | Исследование | ЭУМ «Богоматерь Владимирская», изображение деисуса иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля Феофана Грека | § 21, письменно вопрос 3 на с. 131. Индивидуальное задание: сообщения о жизни и творчестве А. Рублёва и Ф. Грека |
| Формирование московской школы иконописи. Русский иконостас. | Исследование | Флеш-схема «Иконостас православного храма», ЭУМ «Андрей Рублёв «Троица»», изображение Спаса Звенигородского чина | § 22, письменный ответ на вопрос 1 (с. 134) или 3 (с. 135). |
| Стилистическое многообразие крестово-купольных храмов Древней Руси. Московская архитектурная школа. | Созерцание | ЭУМ «Храмы Древней Руси», изображения церкви Покрова на Нерли, церкви Спаса Преображения в Новгороде, изображения Успенского и Архангельского соборов Московского Кремля, ЭУМ «Церковь Вознесения в Коломенском» | § 23, вопрос 1 на с. 140 письменно. Дополнительное задание – 3 на с. 140 |
| Фресковые росписи на тему Величания Богородицы. Знаменный распев. | Созерцание | Презентации «Фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре»; ЭУМ «Древнерусская музыка. Знаменный распев» | § 18 — 24, устно выполнить задания по культуре Византии и Древней Руси из рабочей тетради (с.25) |
| Обобщение по теме «Художественная культура Византии и Древней Руси». | Панорама | ЭУМ «Архитектура Древней Руси. Практическое задание», ЭУМ «Древнерусская иконопись. Практическое задание», ЭУМ «Древнерусская музыка. Знаменный распев. Практическое задание». | Закончить выполнение практикумов |
Западная Европа (4) | ||||
| Дороманская культура. «Каролингское Возрождение». Архитектура, мозаичный и фресковый декор. | Панорама | Изображения капеллы Карла Великого в Ахене, базилики Сен-Мишель де Кюкса в Лангедоке, церкви Санкт- Иоханна в Мюстере | § 25, устно задание 20 из рабочей тетради ( с. 28). |
| Романская культура. Отображение жизни человека Средних веков в архитектуре монастырских базилик, барельефах, фресках, витражах. | Образ-модель | Флеш-схема «Модель романского храма», ЭУМ «Романский стиль в архитектуре», изображение церкви Санкт –Апольстен в Кёльне, аббатства Сен-Пьер в Муассаке | § 26, письменно задание 21 из рабочей тетради ( с. 29). |
| Готика. Готический храм – образ мира. Архитектура и скульптурный декор готического храма. Внутренний декор храма: витражи, скульптура и шпалеры. Григорианский хорал. | Образ-модель | Флеш-схема «Модель готического храма», ЭУМ «Художественная культура Средневековья. Готический стиль», изображение церкви Сен-Дени под Парижем, собора Нотр-Дам в Париже, ЭУМ «Музыка Средних веков» | § 27 и 28, письменный ответ на вопрос 1 на с. 164 или 3 на с. 170 |
| Обобщение по теме «Художественная культура Западной Европы в Средние века». | Панорама | ЭУМ «Романский стиль в архитектуре. Практическая творческая работа», | Письменно выполнить итоговое задание по западноевропейской культуре Средних веков на с. 31-32; перечитать 1, 5 и 32 Песни «Ада» Данте |
Новое искусство – Арс нова (3). | ||||
| Проторенессанс в Италии. Эстетика Арс нова в литературе. Античный принцип «подражать природе» в живописи. | Созерцание | Текст 1, 5 и 32 песен «Ада» Данте, изображение фресок капеллы Скровеньи в Падуе работы Джотто | § 29, устно ответить на вопрос 1 или 2 на с. 178 |
| Аллегорические циклы Арс нова на тему Триумфа Покаяния и Триумфа Смерти. Музыкальное течение Арс нова. | Созерцание | Изображения Андреа да Бой наути «Триумф Покаяния», Мастера «Триумфа Смерти», кладбища Кампосанто в Пизе | § 30, подберите к каждому произведению-«триумфу» музыкальный фрагмент с компакт-диска |
| Специфика Арс нова на севере. | Созерцание | Изображение алтаря Яна ван Эйка «Поклонение агнцу» | § 31, выполнить итоговое задание по культуре Арс нова на с.36 рабочей тетради |
4.Художественная культура Дальнего и Ближнего Востока в Средние века (3). Китай (1) | ||||
| Взаимодействие инь и ян – основа китайской архитектуры. Архитектура как воплощение мифологических и религиозно-нравственных представлений Древнего Китая. | Образ-модель | ЭУМ «Художественная культура Китая. Мифология и философия», изображение храма Неба в Пекине | § 32, устный ответ на вопрос 2 с. 201 |
Япония (1) | ||||
| Японские сады как квинтэссенция мифологии синтоизма и философско-религиозных воззрений буддизма. | Созерцание | Изображение Райского сада монастыря Бёдоин в Удзи, философского сада камней Рёандзи в Киото, чайного сада «Сосны и лютни» близ Киото | § 33, индивидуальный проект на с. 209 |
Древний Восток (1) | ||||
| Образ мусульманского рая в архитектуре мечетей и дворцов. | Созерцание | Флеш-схема «Модель мечети», изображение Голубой мечети в Стамбуле, мечети Омейядов в Кордове, дворца Альгамбра в Гранаде | § 34 — 35, итоговое задание по культуре Древнего Востока на с. 42 – 43 рабочей тетради |