Тематическое планирование
по предмету «Живопись»
5 класс Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (70 ч)
Наименование темы | Часы | Содержание теоретического материала | Практическая работа | Используемые материалы | Учебно-универсальные действия | Домашнее задание | |||
Ι четверть Древние корни народного искусства (18 ч) |
| ||||||||
1 | Древние образы в народном искусстве | 2 | Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки. Древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы | Выполнение живописной работы на тему «Образ древа жизни», создание обобщенных изображений на основе традиционных образов | Гуашь, кисть, бумага, карандаш, ластик | Познавательные УУД ( самостоятельное создание живописного образа древа жизни, выбор цветовой гаммы) | Наброски деревьев | ||
2 |
Убранство русской избы |
2 | Дом как микрокосмос, словно-символический характер в украшении избы снаружи. Отражение картины мира в трёхчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон — небо, рубленая клеть — земля, подклеть (подпол) — подземный мир; знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания). | Изображение деревенской избы снаружи по древне- русским традициям с живописным убранством (нарядом) крестьянского дома: охлу пень, полотенце, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. | Гуашь, кисть, бумага, карандаш, ластик | Регулятивные действия(Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности )
| Наброски в интерьере | ||
3 |
Внутренний мир русской избы | 2 | Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др. Круг предметов быта, труда (ткацкий стан, прялка, люлька, светец и т. п.), включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в крестьянском жилище. | Изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда). |
Акварель, кисть, бумага, карандаш, ластик | Умение сосредоточиться на выполнении задания, умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели.Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.
| Зарисовки стульев, столов | ||
4 | Конструкция и декор предметов народного быта | 2 | Нарядный декор — не только украшение предмета, но и выражение представлений людей об упорядоченности мироздания в образной форме. Превращение бытового, утилитарного предмета в вещь — образ. | Изображение украшенного предмета русского быта (прялки, ковши (ковш-скопкарь, ковш-конюх, ковш-черпак), ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля и др. | Смешанная техника (рисунок восковым мелком и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага. | Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.
| Наброски предметов быта | ||
5 |
Русская народная вышивка | 2 | Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, устойчивости их вариативных решений. Условность языка орнамента, его символическое значение. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой, их необычайная выразительность (мотив птицы, коня и всадника, матери- земли, древа жизни и т. д.). Символика цвета в крестьянской вышивке (белый цвет, красный цвет).
| Создание эскиза вышитого полотенца, скатерти по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца живописным орнаментом вышивки | Восковые мелком и акварельная заливка кисть, бумага | Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные вари-анты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. | Наброски элементов одежды | ||
6 | Народный праздничный костюм | 4 | Общая цветовая гармония женского праздничного костюма: определенная цветовая гамма (теплая и холодная) как важнейшая эстетическая особенность праздничного костюма. Головной убор. Женский пояс как элемент декоративного оформления костюма. Украшения женского и праздничного костюма: галуны, золотошвейный орнамент, цепочки с подвесками.
| Изображение русской красавицы в народном праздничном костюме. Украшение как важнейшая эстетическая особенность праздничного костюма | Гуашь, акварель, кисть, бумага, карандаш, ластик | Уметь характеризовать своеобразие и отличительные черты художественно-эстетического оформления русского женского костюма (праздничный костюм девушки и замужней женщины).
| Наброски фигур людей на улице | ||
7 | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | 4 | Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира, народное творчество в действии.
| Раскрытие символического значения обрядового действа на примере одного из календарных праздников; подбор загадок, прибауток, пословиц, поговорок, народных песен к конкретному народному празднику (по выбору) | Гуашь, акварель, кисть, бумага, карандаш, ластик | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.). Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства | Зарисовки групп людей | ||
2 четверть Связь времен в народном искусстве (16 ч)
| костюм | ||||||||
8 | Древние образы в современных народных игрушках | 2 | Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). | Создание своего образа игрушки, украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов. Учитывать особенности цветового строя, основные декоративные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской игрушек.
|
Гуашь, кисть, бумага, карандаш, ластик | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. .
|
Наброски мягких и резиновых игрушек | ||
9 | Искусство Гжели | 4 | Значение промысла Гжели для отечественной народной культуры. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях гжельских мастеров. Разнообразие посудных форм, единство формы и декора. | Изображение выразитель-ной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги. Сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой «мазок с тенями», дающий пятно с игрой тональных переходов — от свет-лого к темному. | Гуашь, кисть, бумага, карандаш, ластик | Осознавать нерасторжимую связь изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы | Наброски цветов | ||
10 | Искусство Городца | 4 | Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, купавки, розаны — традиционные элементы городецкой росписи. Птица и конь — традиционные мотивы городецкой росписи. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях. Красочность, изящество, отточенность линейного рисунка в орнаментальных и сюжетных росписях. Основные приемы городецкой росписи.
| Изображение живописной работы в технике росписи городец на тему «Город», «На прогулке» и др. с использованием характерных особенностей росписи | Гуашь, кисть, бумага, карандаш, ластик, акварель | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции | Наброски зданий, элементов декора домов | ||
11 | Хохлома | 2 | Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Связь традиционного орнамента с природой. Травный узор, или «травка», — главный мотив хохломской росписи. Основные элементы травного орнамента, последовательность его выполнения.
| Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в последовательности, определенной народной традицией (наводка стебля — криуля, изображение ягод, цветов, приписка травки). Форма предмета предварительно тонируется желто-охристым цветом.
| Гуашь, кисть, бумага, карандаш, ластик, акварель | Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»),различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы | Зарисовки растений по памяти | ||
| Жостово. Роспись по мелаллу | 2 | Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.
| Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
| Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель | Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.
| Наброски посуды: чайников, сковород, кружек | ||
12 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни | 2 | Выставка работ и беседа на тему «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни, быту» | Участие в выступлениях поисковых групп, в занимательной викторине по народным художественным промыслам | Карточки с вопросами, карандаш, бумага | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.
|
Создание своей собственной росписи, придумать ей название | ||
3 четверть Декор- человек, общество, время (20 ч)
| |||||||||
13 | Зачем людям украшения | 4 | Украсить — значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
| Изображение с особенностями декора людей разного статуса и разных стран (Древний Египет, Индия, Русь и др.)Украсить их одежду согласно статусу в обществе | Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).
| Придумать украшение для себя | ||
14 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества | 4 | Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея и др)
| Изображение аксессуара в египетском стиле,поиск выразительной формы, украшение его узором, в котором используются характерные знаки-символы.
| Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель | Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы | Зарисовки египетского орнамента | ||
15 |
Одежда «говорит» о человеке | 4 | Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве 17 в. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
|
Выполнение работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах
|
Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».
|
Наброски одежды человека | ||
16 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | 4 | Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов разных стран. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.
| Создание по образцу герба Или изображение эмблемы класса, школы, кабинета или спортивного клуба по выбору
| Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель | Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения | Придумать герб своей семьи, эмблему класса, школы |
| |
17 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) | 4 | Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
| Выполнение различных аналитически-творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предметы быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.
| бумага, карандаш, ластик | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зри-тельного материала по декоративно- прикладному искусству. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.
| Наброски костюма |
| |
4 четверть Декоративное искусство в современном мире (14 ч)
|
| ||||||||
18 | Современное выставочное искусство | 7 | Современное понимание красоты профессиональными художниками — мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции в конкретном материале. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
| Выполнить копию с живописной работы современного художника | Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель | Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно- прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Высказываться по поводу роли вы-разительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.
| Разработать рамку для своего произведения, сделать паспарту | ||
19 | Ты сам- мастер | 7 | Новые черты современного искусства. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. | Участие в отчетной выставке работ по изобразительному искусству на тему «Украсим школу своими руками». | Гуашь, большие и маленькие кисти, бумага, карандаш, ластик, акварель | Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному».
| Нарисовать эскиз витража, коллажа, наброски людей на выставке |