Администрация г. Улан – Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 46»
«ЭТОТ ГОЛЛАНДЕЦ, ДОСТОЙНЫЙ КИСТИ РЕМБРАНДТА…»
(урок мировой художественной культуры в 10 классе
по повести «Гобсек» Оноре де Бальзака)
разработан и проведён учителем
МХК Кузнецовой Л.И.
2010 год
Цели урока:
— совершенствовать знания о критическом реализме как одном из направлений в художественной культуре XIX века;
— обогатить учащихся знаниями о художественных достоинствах и своеобразии творчества Оноре де Бальзака, помочь освоить сюжет новеллы, особенности композиции, вести наблюдение над изобразительными средствами языка повести;
— способствовать развитию умений учащихся отбирать нужный для раскрытия образа материал, учить характеризовать героя по его поступкам, отношению к окружающим, портрету, речи, давать нравственную оценку и выражать собственное мнение;
— развивать устную речь учащихся в процессе аналитической работы;
— воспитывать интерес к творчеству писателя, художественный вкус, нравственные качества учащихся.
Оборудование:
портрет О.Бальзака, слайды о жизни и творчестве писателя, повесть «Гобсек»
Учитель:
20 мая 1999 года исполнилось 200 лет со дня рождения французского писателя Оноре де Бальзака. Бальзак является одним из лучших романистов века. Его творчество
– это великий пример самоотверженности, вершина французского критического реализма XIX столетия.
Романы гениального мастера стали художественной историей его времени. Современное общество рассматривалось Бальзаком критически, он анализировал его, изучал, давал явлениям действительности собственную оценку. Важнейшая особенность его творчества состоит в том, что он оставил нам не просто большое количество романов, но историю целого общества, создал целый мир, и мир этот принадлежит одновременно его эпохе и всем эпохам вообще.
Но, внимание, нас ожидает встреча с одним из интересных произведений О. Бальзака и его главным героем Гобсеком.
Вполне очевидно, что любое произведение живописного искусства представляет собой единство взаимодополняющих частей: обрамления и самой картины. Рама задаёт границы художественного целого, подчёркивая гармоничность композиции полотна или наоборот дисгармонию её частей. Наконец, обрамление определяет время зрительского погружения в мир, созданный художником, отсекая наш взгляд от окружающей действительности.
Сформулированные законы восприятия художественного произведения распространяются и на другие виды искусства.
Гаснувший свет и раздвигающийся занавес также сосредотачивают наше внимание на сцене, как обрамление картины – на самом полотне. Взмах дирижёрской палочки и первые увертюры заставляют забыть о реальности, так же как резьба и позолота рамы заставляют забыть о стене, на которой висит картина. Титры с названием фильма определяют наше зрительское ожидание.
Подобные приёмы использует и литература. Подскажите, пожалуйста.
Да, «в некотором царстве, в некотором государстве…» начинается сказка, погружая нас в баюкающий ритм волшебного вымысла.
— А есть ли в повести такой приём, такое обрамление, которое погружает нас в мир, созданный Бальзаком?
Первая же фраза переключает читателя из его собственного времени во временный план повести: «Как-то раз зимою 1829-1830 г.г. в салоне виконтессы…
— Какую реалистическую манеру письма избирает Бальзак, с одной стороны проникая «в самые сокровенные изгибы человеческого сердца», а с другой показывая объективность повествования, правдоподобие изображения, исключающее возможность говорить от себя?
Писателю нужно доверить изложение фактов одному из участников событий, при этом рассказчик должен быть вовлечён в самую гущу, но в то же время остаться лицом непристрастным.
— Конечно же, Дервиль. Дервиль – близкий знакомый всех участников семейной истории. Дервиль, как нельзя лучше подходит Бальзаку на роль главного повествователя, сам же Бальзак исчезает из повести после первой же сцены, как только он представил рассказчика.
— Бальзак использует принцип кольцевой композиции. Что это такое?
— События начинаются и заканчиваются в аристократическом салоне виконтессы де Гранлье. Главным повествователем, как мы уже сказали, является Дервиль, но также рассказчики в повести – Гобсек, граф де Борн, устами которого Бальзак характеризует любовника Анастази – Максима де Трайя. В финале новеллы все сюжетные линии вновь объединяет автор – рассказчик.
Подобное чередование повествователей позволило Бальзаку довести сюжет новеллы до совершенства, глубоко проанализировать жизнь современного общества, придать высокую напряжённость действию.
— Как вы уже поняли, ни сам Дервиль, ни история графини де Ресто не являются сюжетным центром новеллы. Заглавие повести отодвигает на второй план индивидуальные черты персонажей, представляя главного героя как слепок Человеческой Личности.
В центре повести – монументальный, гротескный, драматический образ французского ростовщика, миллионера.
Далее урок проводится в форме проблемной беседы.
Формируется главная проблема «Можно ли говорить о сложности и неординарности Гобсека?»
Чтобы ответить на этот вопрос нужно дать развёрнутую характеристику Гобсека.
— Давайте вслед за автором исследуем образ Гобсека. Прежде всего, определим значение слова «ростовщик».
— Ростовщик – заметная фигура в XIX веке. Эта профессия позволяет обогащаться, ничего не делая, давая деньги в ссуду, под залог. Главное условие – вернуть взятое «с солидными процентами». Давать деньги «в рост» — вот, где кроются этимологические корни слова «ростовщик». Ростовщики фигурируют не только в произведениях Бальзака, но и Пушкина, Диккенса, Достоевского.
Бальзак создал Гобсека как обобщённый образ, воплощающий характерные черты и философию этого хищного племени.
Он излагает её лаконично:
«Из всех земных благ есть только одно, достаточно надёжное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это…золото. В золоте сосредоточены все силы человечества».
«Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги».
Вопрос к учащимся:
— Что можно сказать о его происхождении?
— Гобсек – сын голландца и еврейки. (Не случайно Гобсек, наверное, представляет собой некую генетическую помесь голландца, которые известны в Европе своей домовитостью, и еврейки, которые, помимо прочего, обладают цепкостью в достижении цели). С двенадцати лет герой живёт самостоятельно, именно в этом возрасте мать отдала его юнгой на корабль. Провёл романтически бурную юность.
(зачитывается отрывок со слов «мать пристроила его юнгой» до слов «раскаивался в своей болтливости»).
Хорош портрет старика. Собственно с портрета и начинается образ. В нём мы видим пример великолепной бальзаковской живописи. В портрете он достигает такой живописной выразительности, что её можно сравнить лишь с картинами старых мастеров.
(зачитывается выразительно описание внешности со слов «Речь идёт….. до слов «вот какого соседа послал мне случай»)
Вопросы к учащимся:
— Что подчеркнул Бальзак в портрете Гобсека? Какие краски использовал писатель, рисуя его?
— Внешность героя «бледная и тёмная», лицо похоже на серебро, с которого слезла позолота, черты лица как будто «отлиты из бронзы», волосы пепельно-серые, глаза маленькие, как у хорька или куницы, он всегда прикрывает их козырьком. Главная краска портрета – жёлтая. Это цвет золота, которое наложило свой отпечаток как на лицо, так и на характер Гобсека.
— Какие 3 основные группы сравнений, эпитетов выделяются в портрете?
1. Внешность Гобсека сравнивается с обликом либо известных деятелей, либо живописных или литературных персонажей.
2. Сравнения берутся из мира природы.
3. Человек уподобляется неживым объектам – «человек –вексель, «человек – автомат».
Всё вместе производит странное гротескное впечатление. Гобсек возвеличен, но одновременно и унижен. Он напоминает и выдающегося дипломата Талейрана, и отвратительную мокрицу, и быстрого оленя, и неподвижного золотого истукана.
Всё это есть в старом Гобсеке – огромная энергия, могучий ум, вкус к жизни и мертвенная холодность, бесчувственность, жестокость, мелочность.
Портрету Гобсека соответствует и его дополняет речевая характеристика. В общении с клиентами ростовщик крайне скуп на слова, ибо он презирает их.
(Сцена с щёголем Максимом де Трайем)
Он пускает в дело стандартный набор словечек вроде «верно», «возможно», «правильно». Внешне это напоминает Щедринского «Органчика» из «Истории одного города», но только внешне. Ибо у городничего скудный набор слов проистекал от скудоумия, а Гобсек своим «набором» просто издевался над клиентом.
Но монологической речи ростовщик преображается. Он говорит долго, вдохновенно, красиво, соблюдая все правила риторики.
(зачитывается монолог Гобсека)
Монолог Гобсека перед Дервилем – это по существу исповедь героя. Для сравнения вспомним, как исповедуются романтические персонажи Байрона, Пушкина, Лермонтова. Они говорят стихами (тот же Мцыри или герой в «Братьях-разбойниках» Пушкина), а Гобсек прозой. Тем не менее ростовщик считает себя поэтом. Что же, он и вправду мастер афористического стиля, риторически закруглённых периодов речи, он умело и ярко передаёт жанровые сцены, какие ему удаётся наблюдать.
— Какие мысли высказывает Гобсек о человеческой природе? Что он говорит о своей власти в обществе?
— В монологе Гобсек пропел гимн ростовщичеству и золоту. Гобсек знает весь Париж. Он внимательно следит за отпрысками богатых и знатных семейств, за художниками, за светскими дамами. Цели достигнуты. Гобсек разорил Фанни Мальво, семейство де Ресто и сотни других. Гобсек – человек твёрдый и непоколебимый: в то время, когда его жертвы кричат и возмущаются, он остаётся спокойным и никогда не повышает голоса. У него своё видение мира и современного общества.
«Везде идёт борьба между богатыми и бедными, и она неизбежна,» — говорит Гобсек. Он считает, что долг, нравственность, мораль и убеждения – это пустые слова, потому что на деле люди руководствуются в своём поведении не высокими принципами, а корыстными интересами. В обществе господствует золото, поэтому Гобсек стремится иметь его как можно больше.
— Что говорит Гобсек о своих развлечениях? Почему он сам ходит по делам, несмотря на то, что находится в преклонном возрасте?
Герой Бальзака ничего не делает просто так, под влиянием чувств. В чём же причина многочасовых путешествий этого персонажа по Парижу?
— Оказывается, Гобсек, который является натурой разносторонней, использует свои дела не только для того, чтобы взыскивать деньги с должников, но и для наблюдений за жизнью, для обогащения собственного опыта и подтверждения своей философии.
— Как Гобсек относится к аристократам? Почему он так безжалостен к ним?
— Известно, что с 12 лет герой живёт самостоятельно. С тех пор Гобсек не любит аристократов, которые от рождения имели всё то, что герой наживал тяжким трудом, сражаясь за своё богатство, рискуя при этом собственной жизнью.
— Он спекулирует на бедах аристократов и в этом видит своё счастье.
Докажите это.
(сцена, когда Анастази де Ресто возле трупа мужа роется в его бумагах – тело брошено поперёк ложа, как «ещё один конверт»)
Личность Гобсека привлекает внимание объединением в себе внутренне противоречивых начал. Будучи ростовщиком, постоянно оказываясь в центре страстей и столкновений, во многом являясь их причиной и внутренним двигателем, Гобсек остаётся вне и над ними, и он говорит: «Все человеческие страсти, распалённые столкновением интересов в нынешнем обществе, проходят предо мною, и я произвожу им смотр, а сам живу в спокойствии. Я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мной ни малейшей власти».
Будучи предельно сдержанным, Гобсек не остаётся равнодушным к происходящему: «К вечеру человек-вексель становился обыкновенным человеком, а слиток металла в его груди – человеческим сердцем. Если он бывал доволен истёкшим днём , то потирал себе руки, а из глубоких морщин, бороздивших его лицо , как будто поднимался дымок весёлости».
И только одно-единственное в жизни способно взволновать Гобсека – красота бриллиантов, которые сияют холодным светом и воплощают то чудесное, к чему ещё не безразличен герой.
В Гобсеке живут два существа: скряга и философ, существо подлое и существо возвышенное. Он скуп и безжалостен. У него говорящая фамилия: Гобсек означает «Живоглот», даже подпись его — «иероглиф, где первая и последняя буквы образуют ненасытную акулью пасть», которая захватывает и пожирает всех подряд.
— А есть ли у Гобсека привлекательные черты?
Гобсек охотно участвует в финансовых спекуляциях, но вне сферы своей деятельности он – человек самой щепетильной честности во всём Париже. И даже по-своему великодушен. Именно к помощи Гобсека прибегает граф де Ресто, чтобы сохранить для детей своё состояние, которое его жена, графиня де Ресто, растрачивает на своего любовника, Максима де Трайя, и в этой ситуации плебей-ростовщик ведёт себя достойнее ., чем светский щёголь. Гобсек умеет чувствовать особую красоту и силу мира в неразделённом единстве всех его составляющих, он по-стариковски привязан к своему соседу, студенту Дервилю.
Драма этого духовно сильного человека заключается в том, что он растратил свои способности на дело обогащения и разочаровался в жизни, иссушил свою душу, утратил способность любить.
До последнего момента своей жизни Гобсек играл, накапливая золото, и незаметно для себя самого он становится рабом своих миллионов. Он боится за них, у него начинаются приступы сумасшествия, когда он воображает, будто по его убогой комнате катятся золотые монеты.
Ярким доказательством является сцена смерти Гобсека (читается выразительно).
— Так действительно ли мир не имеет власти над богачом? Как соотнесена сцена смерти с характером героя?
— Сравните Гобсека в начале новеллы и в конце её.
-Мог ли подобный Гобсеку пират, воин и авантюрист-делец превратиться в молчаливого, осторожного старичка, каким предстаёт он перед нами в повести?
— Почему повесть «Гобсек» является произведением критического реализма?
Решаем проблему.
— Образ Гобсека глубоко типичен. Фигура эта не только правдивая, но и гиперболизирована, написанная с преувеличениями. Так же неистово написан, например, Квазимодо в «Соборе Парижской богоматери» В. Гюго. Такие образы неотвратимо действовали на читателя тех лет, потому что воплощали железную волю, жгучие страсти, сверхчеловеческую непреклонность. В этом смысле скупой рыцарь Пушкина выглядет более человечным и приемлемым: ведь ему приходится обороняться от сына-расточителя.
Бальзак изображает жизнь такой, какая она есть, погружая читателя в художественную «действительность» и наоборот, растворяя собственный вымысел в повседневной реальности. Писатель нигде не говорит от «себя» впрямую, не оказывает очевидных предпочтений героям и, даже разделяя те или иные убеждения и взгляды, оставляет право на выбор, право на выводы и оценки за читателем как равноправным участником той же реальной жизни.
Домашнее задание:
Вступить в соревнование с Бальзаком и письменно дать развёрнутый рассказ об увлекательных приключениях молодого Гобсека. (нужны сведения по истории Индии, Америки 2 половины XVIII века).