МДОУ «Детский сад «сказка» г. Надыма»

Конспект урока для 1 класса

«Знакомство со звуком Б»

Автор

учитель – логопед

Ларченко Яна Григорьевна

г. Надым 2014

Форма: непосредственно образовательная деятельность.

Образовательная область: «Коммуникация».

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура».

Цель непосредственно образовательной деятельности (НОД): — формировать коммуникативные универсальные предпосылки учебной деятельности старших дошкольников.

Задачи непосредственно образовательной деятельности (НОД):

Образовательные:

  • познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;

  • продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек.

Развивающие:

  • совершенствовать фонематический слух и восприятие;

  • развивать просодическую сторону речи;

  • развивать внимание, зрительное восприятие, общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей умение правильно обра­щаться с раздаточным материалом.

Оборудование:

Гномики – звуковики; картинка для звукопо­дражания; предметные картинки, в назва­нии которых присутствует звук Б; разрезная буква Б; кассы для выкладывания звуко­вой схемы; дидактическое пособие «Домик»; схемы птички-синички.

Этапы занятия

Содержание деятельности

Действия

Педагог

Дети

1. Вводная часть

Введение в игровую ситуацию

(2 мин)

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Чтобы всем проснуться,

Нужно потянуться!

Эмоционально включает детей в действие.

Проговаривают четверостишие, показывают движения

Актуализация и затруднение в игровой ситуации

Эмоционально -игровой настрой на совместную деятельность

(5 мин)

Логопед: Сегодня мы отправимся в Волшебный город, где живут гномики – Звуковички. Те самые маленькие человечки, которые помогали нам, всё это время знакомится со звуками нашей речи.
Но чтобы отправится в путь, вам нужно превратиться в Звукознаек. Давайте, закроем глаза.
Вот закрыли все глаза.
Но подглядывать нельзя.
Как скажу я цифру пять –
можно глазки открывать.
1,2,3,4 – пока глаза вы не открыли,
1,2,3,4,5 – а тут можно открывать.
Вот теперь вы Звукознайки. А если вы Звукознайки, то вы должны много знать о чём? (Дети: о звуках).

Некоторые звуки можно легко пропеть. Как они называются? (Дети: Гласные). Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки? (Дети: Согласные).

Дифференциация звуков: гласные, твердые и мягкие согласные.

В этом сказочном городе живут гномы Том, Тим, и гном АУ. Они так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу к своему дому. Давайте поможем им найти свои дома. (Дети выбирают гнома и называют свой «адрес»).

Например:

— АУ- гласный,

— Том — согласный, твердый.

— Тим — согласный, мягкий.

Молодцы, помогли гномикам. А теперь давайте сядем на свои места.

Побуждает к диалогу.

Побуждает к действию

Дети произносят стихотворение. Включаются в диалог, рассматривают, рассуждают

Дети помогаю гномам попасть домой

Сообщение темы и цели деятельности

(3 мин)

Работа над развитием голоса.
Упражнение «Лесенка».

Логопед: Ребята. Звуковички очень любят гулять по лесенке. Звук А поднимается вверх. А звук Э спускается вниз. (Дети пропевают гласные А и Э сначала тихо, а потом все громче.)

Сообщение темы занятия.

Посмотрите внимательно на картинку! Бьют в барабан: Б-б-б. С этим звуком мы познакомимся сегодня на занятии.

Побуждает к действию

Дети поют гласные звуки

2. Основная часть

Открытие нового знания

( 6 мин)

Включение нового знания в систему знаний

( 7 мин)

Физминутка

( 3 мин)

Акустико-артикуляционный образ звука.

Дети хором, а затем индивидуально произносят звук Б. Логопед вместе с детьми дает его характе­ристику. Звук Б — согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ), твердый, обозначать будем фишкой синего цвета. Звук Б — звонкий (тактильно-вибрационный контроль). Затем логопед просит нескольких детей по­вторить характеристику звука.

Связь звука и буквы.

Звук б оделся и стал выглядеть вот так.

Был когда-то полукруг,

К палочке пришел он вдруг.

Справа встал, остановился,

Сверху крышею накрылся.

Логопед демонстрирует букву Б.

Развитие фонематического слуха.

Звукознайки будьте внимательны, звуковички решили вас запутать. Я буду произносить ряды слов, а вы должны выбрать правильное слово.

Бобачка, чабочка, бабочка, кабабочка.

Рабабан, барабан, бабаран, набараб.

А сейчас Звуковички предлагают вам поиграть с ними  в интересную игру, и узнать, умеете ли вы отличать гласные звуки от согласных.

Как только я назову гласный звук — вы будете прыгать, Если звук согласный — вам необходимо будет хлопать в ладоши.

А, Н, О, К, Т, И, У, П,

Закрепление звука в слогах.

Игра «Живые звуки» Звуковой анализ слогов БА, БУ с выкладывани­ем графической схемы и указанием заданных зву­ков на схеме. Закрепление звука в словах.

Звуковички очень любят играть в одну игру, и мы поиграем. Я покажу вам картинки и назову изображенные на них предметы. А вам поможет наша птичка-синичка определить, где находится звук -б- (в начале слова, в середине слова или в конце слова).

Слова: банка, труба, булка, дуб, забор

Закрепление звука в тексте.
Повторение скороговорок вслед за логопедом.

Ба-ба-ба — на избе была труба.

Бу-бу-бу — побелили мы трубу.

Бу-бу-бу — сели птицы на трубу.

Бы-бы-бы — голубь улетел с трубы.

Активизирует мыслительную деятельность поисковыми вопросами, обобщает ответы детей, дает инструкцию к действию детей

Побуждает к действию

Побуждает к действию

Побуждает к действию

Побуждает к действию.

Побуждает к действию.

Дает инструкцию к действию детей

Выражают собственное мнение

Дети конструируют букву Б из разрезных частей

Дети называют правильные слова.

Дети определяют и отличают гласные и согласные звуки

Дети выкладывают звуковые схемы.

Думают и высказываются

Повторяют за логопедом

3. Заключительная часть

Анализ-рефлексия

(3 мин)

Логопед: С каким звуком мы сегодня знакомились? Какой это звук? Кому мы сегодня помогли найти свои домики? Кто нам помогал определять место звука в словах? Какие задания вы с легкостью выполняли? Какие трудности вы испытали на занятии? /Ответы детей/

Логопед: Пришло время прощаться со Звуковичками! Вы сегодня были отличными Звукознайками. Поэтому Звуковички приготовили для вас сюрпризы!

Даёт оценку деятельности каждого ребёнка, заинтересовывает на последующую деятельность

Высказывают своё отношение к занятию

Список использованной литературы:

  1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. -М.: Мозаика – Синтез, 1999

  2. Герасимова Анна Уникальное руководство по развитию речи. –М.: Айрис – пресс, 2003

  3. С.А. Миронова. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. Издательство «Просвещение», 1987 г.

  4. Козарева Л.М. Развитие речи. -Ярославль.: Академия холдинг, 2001

  5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. -М.: Издательство Гном и Д, 2001.

  6. Нищева Н.В. Конспекты занятий в старшей группе с детьми ОНР. -С-Пб: Детство-Пресс, 2006

  7. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. –М.: Издательство Гном и Д, 2001

  8. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. –М.: Издательство Гном и Д, 2001.

  9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. –М.: Гном – пресс, 1999

  10. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -М.: Дрофа, 2009

Использованные Интернет-ресурсы

  1. www.logopedia.com

  2. www.logoped.ru

  3. www.logobaza.narod.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here