МДОУ «Детский сад «сказка» г. Надыма»
Конспект урока для 1 класса
«Знакомство со звуком Б»
Автор
учитель – логопед
Ларченко Яна Григорьевна
г. Надым 2014
Форма: непосредственно образовательная деятельность.
Образовательная область: «Коммуникация».
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура».
Цель непосредственно образовательной деятельности (НОД): — формировать коммуникативные универсальные предпосылки учебной деятельности старших дошкольников.
Задачи непосредственно образовательной деятельности (НОД):
Образовательные:
-
познакомить детей со звуком Б и научить характеризовать его с опорой на различные виды контроля;
-
продолжать закреплять навыки проведения звукового анализа слов с использованием фишек.
Развивающие:
-
совершенствовать фонематический слух и восприятие;
-
развивать просодическую сторону речи;
-
развивать внимание, зрительное восприятие, общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
-
воспитывать у детей умение правильно обращаться с раздаточным материалом.
Оборудование:
Гномики – звуковики; картинка для звукоподражания; предметные картинки, в названии которых присутствует звук Б; разрезная буква Б; кассы для выкладывания звуковой схемы; дидактическое пособие «Домик»; схемы птички-синички.
Содержание деятельности | Действия | ||||
Педагог | Дети | ||||
1. Вводная часть | |||||
Введение в игровую ситуацию (2 мин) | Выполнение движений по тексту стихотворения. Вот мы руки развели, Словно удивились, И друг другу до земли В пояс поклонились! Чтобы всем проснуться, Нужно потянуться! | Эмоционально включает детей в действие.
| Проговаривают четверостишие, показывают движения
| ||
Актуализация и затруднение в игровой ситуации Эмоционально -игровой настрой на совместную деятельность (5 мин) | Логопед: Сегодня мы отправимся в Волшебный город, где живут гномики – Звуковички. Те самые маленькие человечки, которые помогали нам, всё это время знакомится со звуками нашей речи. Некоторые звуки можно легко пропеть. Как они называются? (Дети: Гласные). Другие звуки при произнесении встречают преграду. Какие это звуки? (Дети: Согласные). Дифференциация звуков: гласные, твердые и мягкие согласные. В этом сказочном городе живут гномы Том, Тим, и гном АУ. Они так долго гуляли в лесу, что заблудились и не могут найти дорогу к своему дому. Давайте поможем им найти свои дома. (Дети выбирают гнома и называют свой «адрес»). Например: — АУ- гласный, — Том — согласный, твердый. — Тим — согласный, мягкий. Молодцы, помогли гномикам. А теперь давайте сядем на свои места.
| Побуждает к диалогу.
Побуждает к действию
| Дети произносят стихотворение. Включаются в диалог, рассматривают, рассуждают
Дети помогаю гномам попасть домой | ||
Сообщение темы и цели деятельности (3 мин)
| Работа над развитием голоса. Логопед: Ребята. Звуковички очень любят гулять по лесенке. Звук А поднимается вверх. А звук Э спускается вниз. (Дети пропевают гласные А и Э сначала тихо, а потом все громче.) Сообщение темы занятия. Посмотрите внимательно на картинку! Бьют в барабан: Б-б-б. С этим звуком мы познакомимся сегодня на занятии. | Побуждает к действию
| Дети поют гласные звуки | ||
2. Основная часть | |||||
Открытие нового знания ( 6 мин)
Включение нового знания в систему знаний ( 7 мин)
Физминутка ( 3 мин) | Акустико-артикуляционный образ звука. Дети хором, а затем индивидуально произносят звук Б. Логопед вместе с детьми дает его характеристику. Звук Б — согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ), твердый, обозначать будем фишкой синего цвета. Звук Б — звонкий (тактильно-вибрационный контроль). Затем логопед просит нескольких детей повторить характеристику звука. Связь звука и буквы. Звук б оделся и стал выглядеть вот так. Был когда-то полукруг, К палочке пришел он вдруг. Справа встал, остановился, Сверху крышею накрылся. Логопед демонстрирует букву Б. Развитие фонематического слуха. Звукознайки будьте внимательны, звуковички решили вас запутать. Я буду произносить ряды слов, а вы должны выбрать правильное слово. Бобачка, чабочка, бабочка, кабабочка. Рабабан, барабан, бабаран, набараб. А сейчас Звуковички предлагают вам поиграть с ними в интересную игру, и узнать, умеете ли вы отличать гласные звуки от согласных. Как только я назову гласный звук — вы будете прыгать, Если звук согласный — вам необходимо будет хлопать в ладоши. А, Н, О, К, Т, И, У, П, Закрепление звука в слогах. Игра «Живые звуки» Звуковой анализ слогов БА, БУ с выкладыванием графической схемы и указанием заданных звуков на схеме. Закрепление звука в словах. Звуковички очень любят играть в одну игру, и мы поиграем. Я покажу вам картинки и назову изображенные на них предметы. А вам поможет наша птичка-синичка определить, где находится звук -б- (в начале слова, в середине слова или в конце слова). Слова: банка, труба, булка, дуб, забор Закрепление звука в тексте. Ба-ба-ба — на избе была труба. Бу-бу-бу — побелили мы трубу. Бу-бу-бу — сели птицы на трубу. Бы-бы-бы — голубь улетел с трубы.
| Активизирует мыслительную деятельность поисковыми вопросами, обобщает ответы детей, дает инструкцию к действию детей
Побуждает к действию
Побуждает к действию
Побуждает к действию
Побуждает к действию.
Побуждает к действию.
Дает инструкцию к действию детей
| Выражают собственное мнение
Дети конструируют букву Б из разрезных частей
Дети называют правильные слова.
Дети определяют и отличают гласные и согласные звуки
Дети выкладывают звуковые схемы.
Думают и высказываются
Повторяют за логопедом
| ||
3. Заключительная часть | |||||
Анализ-рефлексия (3 мин) | Логопед: С каким звуком мы сегодня знакомились? Какой это звук? Кому мы сегодня помогли найти свои домики? Кто нам помогал определять место звука в словах? Какие задания вы с легкостью выполняли? Какие трудности вы испытали на занятии? /Ответы детей/ Логопед: Пришло время прощаться со Звуковичками! Вы сегодня были отличными Звукознайками. Поэтому Звуковички приготовили для вас сюрпризы!
| Даёт оценку деятельности каждого ребёнка, заинтересовывает на последующую деятельность | Высказывают своё отношение к занятию
|
Список использованной литературы:
-
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. -М.: Мозаика – Синтез, 1999
-
Герасимова Анна Уникальное руководство по развитию речи. –М.: Айрис – пресс, 2003
-
С.А. Миронова. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. Издательство «Просвещение», 1987 г.
-
Козарева Л.М. Развитие речи. -Ярославль.: Академия холдинг, 2001
-
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. -М.: Издательство Гном и Д, 2001.
-
Нищева Н.В. Конспекты занятий в старшей группе с детьми ОНР. -С-Пб: Детство-Пресс, 2006
-
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. –М.: Издательство Гном и Д, 2001
-
Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений. –М.: Издательство Гном и Д, 2001.
-
Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. –М.: Гном – пресс, 1999
-
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -М.: Дрофа, 2009
Использованные Интернет-ресурсы
-
www.logopedia.com
-
www.logoped.ru
-
www.logobaza.narod.ru