«Тайная вечеря». Библейский миф и его отражение в искусстве
(живописи, музыке, литературе).
Урок мифологии в 3-м классе семилетнего срока обучения ДШИ, в 4-м классе СОШ.
Кузнецова Татьяна Викторовна, преподаватель музыкально-теоретических
и эстетических дисциплин МОУДОД «ДШИ №17», учитель музыки
и мифологии МОУ «СОШ №9» г.Саратова.
Цель урока
-
Сформировать базовые знания, умения, навыки, необходимые в дальнейшем изучении предметов культурологического, теоретического и музыкально-эстетического направлений.
-
Пробудить у учащихся устойчивую потребность общения с произведениями мирового культурно-исторического наследия.
-
Активизировать пути развития памяти, навыков устной речи, логического, ассоциативного и образного мышления.
-
Сформировать представление о вневременных духовных, моральных, нравственных принципах человеческих отношений.
Задачи урока
-
Обучающая:
— на основании знания сюжета библейского мифа показать многообразие
его отражения в искусстве (живописи, музыке, литературе, поэзии);
— учить умению слышать, понимать, анализировать произведения искусства, находить эмоционально-образные параллели между ними, делать логические обобщения и выводы;
— с максимальной эффективностью использовать различные типы мышления;
-
Развивающая:
— расширять кругозор учащихся средствами искусства (мифологии, живописи, поэзии, музыки);
— формировать гибкое мышление, способность анализировать, делать выводы, обобщать;
— побуждать учащихся к активной познавательной деятельности;
— раскрывать творческие способности каждого учащегося.
-
Воспитывающая:
— формировать средствами искусства морально-нравственные качества (любовь к людям, сострадание, сопереживание, способность прощать, помогать ближнему и т.д.);
— воспитывать эстетический вкус учащихся.
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний, умений, навыков.
Вид урока: урок-погружение.
Форма работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, фасилитированная дискуссия.
Музыкальный материал:
В.А.Моцарт. Реквием. VII ч. «Lacrymosa».
Т.Альбинони — Р.Джацотто. Адажио g—moll для органа и струнных.
И.С.Бах. «Страсти по Матфею». № 47 Ария альта «Сжалься».
Литературный материал:
Б.Пастернак. Дурные дни. Стихотворение из романа «Доктор Живаго».
В.Набоков. Тайная вечеря. Стихотворение.
Изобразительный материал (слайды):
Рисунки учащихся.
Карточки с вопросами и ответами.
И.Айвазовский. Хождение по водам.
П.Рубенс. Пир в доме Симона фарисея.
Г.Доре. Въезд в Иерусалим.
Неизвестный французский автор. Въезд Христа в Иерусалим.
А.Федосеев. Въезд Христа в Иерусалим.
Г.Доре. Лепта вдовы.
П.Орренто. Въезд Христа в Иерусалим.
Н.Ге. Голова Иуды.
Г.Доре. Тайная вечеря.
Ю.Ш.фон Карольсфельд. Омовение ног.
Леонардо да Винчи. Тайная вечеря.
С.Ушаков. Тайная вечеря. Икона.
Н.Ге. Тайная вечеря.
Оборудование:
мультивидийная установка, презентация; музыкальный центр, CD-диск; доска (с записью темы урока); раздаточный материал (карточки-тесты); тетради, учебник [1]. Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.
II. Мотивация.
Преподаватель: Ребята! Сегодня на нашем уроке мифологии тесно соединятся, переплетутся библейские мифы и искусство. Вы знаете, что мифы – это самый древний пласт человеческой мысли. Древние люди с их помощью пытались понять и объяснить окружающий мир и самих себя в этом мире. С давних времён мифы и искусство (литература, живопись, музыка, театр) развивались параллельно, рука об руку друг с другом. Библейские мифы – величайший памятник литературы, истории, источник сюжетов и образов мирового искусства. Почему к ним обращались и будут обращаться во все времена художники, музыканты, поэты и просто обычные люди разных стран и народов? На этот вопрос вы ответите сами в конце урока.
III. Обобщение пройденного материала.
Слайд 2: «Подвиг есть и в сраженье,
Подвиг есть и в борьбе,
Высший подвиг — в терпенье,
Любви и мольбе». А.С.Хомяков
Итак, мы неумолимо приближаемся к самому трагическому этапу земной жизни Иисуса Христа – его аресту, казни (распятию на кресте), смерти, Воскресению и Вознесению.
На прошлых уроках мы говорили о предшествующих событиях – чудесном преображении Иисуса, его помазании и въезде в Иерусалим и о чуде, сотворённом Христом
со смоковницей. Вы рисовали на рисунках зелёную засохшую смоковницу.
Слайд 3: Смоковница зелёная и засохшая (фото).
Преподаватель: Я просила вас узнать, что это за дерево (Смоковница, инжир, фиговое дерево – дерево вида фикус, растёт в Средиземноморье, Азии.) Ответы учащихся.
Слайды 4 – 6: Рисунки смоковницы (зелёной и засохшей).
Комментарии, обсуждение, ответы на вопросы.
Преподаватель: — Где Иисус увидел смоковницу? (По дороге из Вифании в Иерусалим.)
— Какая она была? (Зелёная — только листья, без плодов.)
— Что Иисус сделал со смоковницей?
— Что помогло ему в один миг совершить это чудо? (Вера без сомнений.)
— Вспомните, кого чуть не погубило неверие, сомнение? (Апостола Петра — шёл по воде.)
Слайд 7: И.Айвазовский. Хождение по водам.
— Что изображено на этой картине? (Обсуждение.)
— Почему художник обратился к этому сюжету? Какие человеческие чувства, переживания его привлекли? (Убеждённость, твёрдость взглядов, стремление помочь, поддержать, спасти в трудную минуту.)
Слайд 8: П.Рубенс. Пир в доме Симона фарисея.
— Что изображено на картине? (Раскаявшаяся грешница Мария Магдалина помазала ноги Иисуса миром, облила слезами и утёрла волосами.)
— Почему художник обратился к этому библейскому сюжету? Что его здесь привлекло? (Способность раскаяться, понять и простить, доброта.)
Преподаватель: — Вспомним ещё одно помазание. Где это произошло? (В Вифании.)
Работаем с карточками. Перед вами лежат карточки с тремя вопросами. На каждый вопрос даётся три варианта ответа. Приложение 1
Слайд 9: Вопрос 1 (Карточка с ответами 1, 2, 3.)
Вопрос 1. Как сам Иисус объяснил смысл своего помазания в Вифании?
Ответ 1. Мария приготовила его тело к погребению.
Ответ 2. Мария проявила знак уважения.
Ответ 3. Так встречают всех гостей.
Преподаватель: — Что хотел сказать Иисус этими словами?
— Вспомните, когда первый раз Иисус заговорил о своей смерти? (После преображения.)
— Что такое Вифания? (Деревня, расположенная по дороге в Иерусалим.)
— Кто в ней жил? (Лазарь, Марфа, Мария – друзья Иисуса.)
— Почему они так любили Иисуса? (Воскресил Лазаря, делал много добра.)
— Чем помазала Иисуса Мария? (Миром – дорогим благовонным маслом.)
Слайд 10: Вопрос 2 (Карточка с ответами 1, 2, 3.)
Вопрос 2. Как Иисус Христос вошёл в Иерусалим?
Ответ 1. Вошёл пешком.
Ответ 2. Въехал на молодом осле.
Ответ 3. Въехал на лошади.
Слайды 11-13: Г.Доре. Въезд в Иерусалим. Гравюра.
Неизвестный франц. автор. Въезд Христа в Иерусалим.
А.Федосеев. Въезд Христа в Иерусалим.
Комментарии, вопросы по изобразительному материалу.
Преподаватель: — Почему он въехал именно на молодом осле? (Так сказано в Писании, молодой необъезженный осёл – символ кротости, смирения.)
— Почему так стремился Иисус в Иерусалим?
— Как люди встречали его? Почему?
— Все ли были ему рады?
— Какие чувства испытывал сам Иисус Христос? (Грусть, печаль, сожаление о людях — жителях Иерусалима, разрушенного после его смерти.)
Работаем с карточками.
Слайд 14: Вопрос 3 (Карточка с ответами 1, 2, 3.)
Вопрос 3. Какой дар, по словам Иисуса Христа, ценнее для Бога?
Ответ 1. Богатые дары людей от избытка.
Ответ 2. Две лепты бедной вдовы от бедности.
Ответ 3. Никакого дара от скупости.
Преподаватель: — Почему Иисус выделил именно этот дар Богу?
— Что такое лепта? (Мелкая медная монета.)
Слайд 15: Г.Доре. Лепта вдовы. Гравюра
Преподаватель: — Кто здесь изображён? (Бедная вдова, жертвующая Богу две последние
лепты.)
— Почему художник обратился к этому сюжету? (Способность отдать последнее, что есть у человека, поделиться в самую трудную минуту и пр.)
Послушайте стихотворение Б.Пастернака «Дурные дни». Почему оно так называется?
Слайд 16: П.Орренто. Въезд Христа в Иерусалим.
Стихи: Б.Пастернак. Дурные дни. Стихотворение из романа «Доктор Живаго».
Приложение 2
Музыка (фон): В.А.Моцарт. Реквием. VII ч. «Lacrymosa».
Обсуждение эмоционально-образного состояния, настроения.
— О чём это стихотворение? Какое настроение, чувство музыка передаёт?
— Музыка и стихи эмоционально близки или различны? (Близки.)
— Каков эмоциональный настрой этих произведений? (Картина, стихи, музыка.)
IV. Новая тема. «Тайная вечеря». Библейский миф и его отражение в искусстве
(живописи, музыке, литературе).
Слайд 17: Тема урока. Определение.
Преподаватель: Тема нашего урока «Тайная вечеря». Библейский миф и его отражение
в искусстве (живописи, музыке, литературе).
Откройте учебники на стр. 436. Записываем в тетрадях:
Тайная вечеря — последний ужин Иисуса Христа в кругу двенадцати апостолов накануне мученической смерти.
Тема урока «Тайная вечеря», определение записывается в тетрадях по мифологии.
Представьте себе, что вы оказались в Иерусалиме в эти весенние предпраздничные дни. Через два дня должен наступить великий праздник Пасхи, всё население страны стекалось в город. Здесь же был Иисус и его ученики.
— Вспомните из Ветхого Завета, что это за праздник, в связи с чем его отмечают евреи? (Моисей, исход из Египта, когда Бог освободил свой народ от рабства.)
План, записанный на доске, в ходе объяснения темы записывается в тетрадях.
1. Враги Иисуса. Их замысел.
Именно в эти дни враги Иисуса (фарисеи, учителя Закона, первосвященники) искали, как им расправиться с Иисусом. Но в праздник они боялись это сделать,
чтобы не вызвать волнения в народе.
— Почему они ненавидели Иисуса и желали ему смерти? (Боялись, что ещё больше людей уверует в Христа и пойдёт за ним.)
Наконец, выход был найден: к ним обратился один из двенадцати учеников Иисуса, Иуда Искариот, готовый предать Учителя.
Слайд 18: Н.Ге. Голова Иуды.
Первосвященники и учителя Закона обрадовались и посулили Иуде денег, тридцать сребреников (римских денариев), если он поможет им покончить с Иисусом. Иуда согласился и пообещал связаться с ними в нужный момент, когда Иисуса можно будет схватить незаметно, в отсутствие народа.
— Почему Иуда решился предать своего Учителя?
2. Иуда Искариот.
Потому, что он стал вором. Как это произошло? Иисус и апостолы проводили вместе много времени. Они вместе путешествовали, вместе ели. Все их деньги хранились в одном денежном ящике, который Иуда носил при себе, то есть он выполнял обязанности казначея в общине учеников Христа (причём выполнял недобросовестно). Это были общие деньги, они не принадлежали Иуде. И что сделал Иуда? Он стал потихоньку, тайком брать эти деньги и тратить их на себя. Он начал думать только
о деньгах, чтобы их было всё больше и больше.
— Как вы думаете, хорошо он поступал? (Очень плохо.)
— Что нужно было сделать Иуде, чтобы получить прощение? (Покаяться в грехах.)
Вместо этого он совершил величайшее зло – продал своего Учителя за 30 сребреников.
— Каким изображён Иуда на картине Н.Ге. (Мрачным, зловещим, тёмным, скрытным.)
3. Пасхальный ужин.
Тем временем, накануне праздника, не дожидаясь Пасхи, в четверг вечером Иисус решил устроить праздничную трапезу (ужин).
Откройте стр. 436 учебника и найдите ответ на вопрос: — Где приготовлена праздничная трапеза? Зачитайте его. Ученики зачитывают ответ.
Иисус уже знал, что близок час его смерти. В доме своего друга собрал учеников-апостолов на тайную вечерю.
— Как вы думаете, почему эта вечеря называется тайной?
— В какое время она проходила? (Вечером.)
Слайд 19: Г.Доре. Тайная вечеря.
Музыка (фон): Т.Альбинони — Р.Джацотто. Адажио g—moll для органа и струнных.
Рассказ, комментарии. Музыка (фон) звучит до п.6 «Благословление хлеба и вина». 4. Иисус Христос омывает ноги ученикам.
Слайд 20: Ю.Ш.фон Карольсфельд. Омовение ног.
Во время трапезы Иисус вдруг встал из-за стола, снял с себя верхнюю одежду, повязался полотенцем. Налив в таз воды, он стал омывать ноги ученикам. Ученики недоумевали, а Пётр-Скала сопротивлялся, даже возмущался: «Господи! Тебе ли омывать мои ноги?» И Иисус пояснил, почему он это делает: он подаёт пример любви и смирения, а в будущем ученики его должны поступать также по отношению друг к другу и ко всем остальным; он завещал им любить друг друга и не стремиться к возвышению.
Пётр попросил его: «Тогда омой мне и руки, и голову…» Но Иисус не стал этого делать, заметив: «Если человек чист, то ему достаточно омыть ноги. Вы чисты, хотя и не все».
— Что хотел сказать этими словами Иисус? (Он знал, кто из учеников предаст его.)
— Где и как изображён Иуда? (Тёмная фигура на заднем плане, отчуждённая поза, злобный взгляд – отделён от всех, между ними непреодолимая стена.)
5. «Один из вас предаст меня».
Слайд 21: Леонардо да Винчи. Тайная вечеря.
Во время пасхальной трапезы Иисус сказал: «Один из вас предаст меня». Потрясённые ученики стали наперебой спрашивать: «Кто это? Не я ли?». Иисус ответил: «Тот, кому я подам омоченный кусок хлеба. Впрочем, Сыну человеческому суждено испытать то, что предсказано в Писании… Но горе тому человеку, который предаст Его – лучше бы ему не родиться на свет!». На фреске Леонардо да Винчи заявление
о предательстве становится центральным драматическим моментом. Иуда изображён сидящим за столом рядом с Христом и апостолами. Но его поведение выделяет
его из общей драмы. Кто-то из апостолов взволнованно повернулся к Христу, другие ошеломлённо обсуждают смысл сказанного им. Иуда отодвигается от общей драмы, оставаясь в одиночестве под гнётом предательства. Какие простые и понятные человеческие чувства раскрываются перед нами.
Спросил и Иуда: «Уж не я ли, Учитель?» «Вот ты и сказал», — последовал ответ. Иисус, протягивая ему хлеб, сказал: «Что делаешь, делай скорее». Иуда вышел из дома и отправился к первосвященнику Каиафе. Никто из учеников не понял, что произошло. Они подумали, что Иуда отправился что-нибудь купить к празднику, раздать деньги нищим.
— Как вы думаете, сам Иуда понял скрытый смысл этих слов?
Слайд 22: Симон Ушаков. Тайная вечеря. Икона. (Иуда-предатель сидит
с противоположной стороны стола, чувствуется напряжённость позы.)
Пётр, заверяя Учителя в своей любви, воскликнул, что готов умереть за него. На что Иисус ответил: «Знай же. Ещё до утренних петухов ты трижды от Меня отречёшься».
Музыка выключается.
6. Благословение хлеба и вина.
Трапеза продолжалась. Иисус взял в руки хлеб и произнёс над ним благословение. Затем разломил хлеб и дал его ученикам со словами: «Ешьте его, потому что он означает тело моё, которое за вас отдаётся». Потом он взял чашу с вином и передал её ученикам: «Пейте его, потому что это Моя Кровь, которая прольётся за вас и за многих людей – чтобы простились им их грехи».
— Что хотел сказать Иисус этими действиями? (Он жертвует собой за них. Это таинство символизирует жертву, приносимую спасителем мира и связь апостолов со своим Господом. Провести параллель: Добрый пастырь — Иисус-агнец Божий – Приготовления
к Пасхе, когда в храме закалывают жертвенных ягнят.)
Слайд 23: Н.Ге. Тайная вечеря. (Рассказ, комментарии.)
Сейчас мы с вами видим картину великого русского художника Н.Н.Ге «Тайная вечеря». Сцена, изображённая здесь, полна драматизма и надвигающейся катастрофы. Апостолы повержены в смятение и тревогу словами учителя: «Один из вас предаст меня». Иисус изображён здесь как герой, обращающий себя в жертву ради общего блага,
и его ученика, навсегда отказавшегося от заветов учителя. Поза Христа, его скорбное лицо разительно контрастирует с житейской порывистостью апостолов, встревоженностью
их лиц. А на самом краю картины художник изображает фигуру уходящего Иуды.
Это к нему с тревогой, гневом и недоумением обращены взоры апостолов. Художник показал обнаженность конфликта, идейный раскол, принципиальное разногласие сторонников двух разных мировоззрений, ибо Иуда у Н.Ге предстает узнанным. Взоры всех учеников обращены к его зловещей, как черная птица, фигуре.
Фигура Иуды обрисована тёмным зловещим силуэтом, она контрастирует с озарёнными светильниками лицами остальных учеников. Свет и тень, добро и зло, подвиг
и предательство — столкновение двух разных начал лежат в основе произведения Н.Ге.
— Почему фигуру Иуды художник рисует как чёрное пятно, не показывает его лица?
(Он олицетворяет зло, непримиримость, отчаянную решимость, противостояние.)
— Как вы думаете, оправдано ли предательство Иуды и вообще любое предательство?
— Какова цена этого предательства? (30 сребреников и жизнь Учителя.)
Это соизмеримые понятия?
— Как вы думаете, предательство можно оправдать?
Слайд 24: Леонардо да Винчи. Тайная вечеря.
Музыка (фон): И.С.Бах. «Страсти по Матфею». № 47 Ария альта «Сжалься».
Стихи: В.Набоков. Тайная вечеря (без объявления). Приложение 3
V. Рефлексия. Итоги урока.
Преподаватель: Сегодня на уроке, вспоминая о последних днях земной жизни Христа,
о тайной вечере, мы говорили не только о мифах и искусстве (живописи, поэзии, музыке).
— Что вы узнали сегодня?
— О чём вы размышляли?
— Какие мысли вы оставите для себя?
— Что вас к этому подтолкнуло? (Картины художников, музыка, стихи на библейские темы, вечные и всегда современные.)
Ответьте на вопрос, поставленный в начале урока: «Почему к библейским сюжетам обращались и будут обращаться во все времена художники, музыканты, поэты?»
(Они учат любить людей, сострадать, сопереживать, помогать ближнему, т.е. рассказывают о человеческих отношениях, чувствах, переживаниях.)
VI. Домашнее задание. (Раздаётся в печатном виде учащимся.)
— По учебнику читать тему «Тайная вечеря» — стр. 435-441.
— Найти материал, подготовить устное сообщение (на выбор): «Апостолы Пётр и Иуда.
Сравнение», «Почему за Иисусом шли люди?» — — Нарисовать хлеб и чашу с вином.
Список литературы:
1.Учебник «Библия для детей» / сост. протоиерей А.Соколов – М.: Эксмо, 2011.
2. Евангельские истории /сост. Ю.Табак.– М.: Российское Библейское общество, 2000.
3. Санти Б. Леонардо да Винчи. Серия: Великие мастера итальянского Возрождения – М.:
Слово, 1998.
4. «Художественная галерея» №133. Ге. Серия: Полное собрание работ всемирно
известных художников – М.: «Де Агостини», 2007.