Разработка внеклассного мероприятия

по православной культуре в 4 классе

Тема: Жизнь и подвиги Преподобного Сергия Радонежского

Цели урока: 

углубить знания учащихся о жизни и подвигах Преподобного Сергия Радонежского;

— способствовать развитию умений анализировать произведения искусства, слушать музыку, развивать у детей любовь к православным традициям и обрядам;

— развивать познавательные и творческие способности;

— воспитывать чувства патриотизма и интерес к историческому прошлому Родины. 

Оборудование: компьютер, проектор, экран, репродукции икон Сергия Радонежского, картина И.М.Седых “Воскресенский храм”, иллюстрации Троице-Сергиевой лавры, репродукция картины М.В. Нестерова “Видение отроку Варфоломею”, выставка книг о преподобном Сергии Радонежском и “Житие Сергия Радонежского”, фотографии Воскресенского храма.

Место проведения урока: кабинет информатики.

Тип урока: закрепление знаний учащихся.

Словарь урока: аскетизм, благородство, благочестие, верность, высокомерие, гордость, грех, добродетель, кротость, любовь, милосердие, покаяние, прощение, смирение, страстотерпец.

Домашнее задание:

1-й группе:

1. Подготовить исследование по теме: «Храмы, посвященные Сергию Радонежскому в Белгородской области».

2. Подготовить приложения по теме исследования.

2-й группе:

1. Подготовить исследование по теме: «Жизнь и подвиги Сергия Радонежского в произведениях М.Нестерова».

2. Подготовить приложения по теме исследования.

Ход мероприятия

Эпиграф (постановка проблемы урока):

Заступник, господу угодный!

Крест помоги нам донести.

Моли, наш Сергий преподобный,

Русь православную спасти!

Как вы понимаете слова «заступник» ? Что значит: Господу угодный?

Как вы думаете, о ком пойдет речь на нашем уроке (о Сергие Радонежском).

Русь знает много праведников: мучеников, исповедников, юродивых ради Христа, святителей, благоверных князей, преподобных (пустынников, молчальников, затворников, столпников, основателей монастырей). Почему же среди них ярче всех горит звезда Сергия Радонежского? 

I. Вступительное слово учителя.

7 октября Православная Церковь молитвенно чтит память великого заступника Земли Русской – Преподобного Сергия Радонежского. Мало кто из русских людей не слышал этого имени. Вот уже семь веков в Лавру Преподобного нескончаемым потоком идут паломники. Идут за помощью и утешением. Идут, чтобы просить совета и благословения. Ведь для них святой угодник не персонаж  забытой школьной истории, а один из самых близких и родных людей на свете. Святителя Филарета Московского как-то раз спросили: «Где сердце Земли Русской?» Он ответил: «В Лавре, у мощей Преподобного Сергия». Так за что же Русь чтит великого Преподобного Сергия Радонежского?

Вопросы:

— кого можно назвать героем? (Ответ: человека, который совершил подвиг).

— какие подвиги можете совершить вы?

— какие подвиги совершал Сергий Радонежский? (Ответы: Сергий

Радонежский прославился исключительно мирными подвигами: Сергий предрёк победу Дмитрию Донскому в Куликовской битве. Он помогал объединению русских земель. Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда. Сергий основал несколько монастырей, более 40 обителей было основано его учениками. Всегда тихий и молчаливый, кроткий и смиренный, он со всеми был ласков и обходителен, ни на кого не раздражался. Сергий Радонежский первым среди русского духовенства смело и открыто поставил задачу освобождения страны от завоевателей. В течение 40 лет Сергий настойчиво внушал людям идею освобождения Руси, поднимал и укреплял самосознание князей, бояр и простых людей, что Русь может и должна быть свободной.

2. Работа в группах. Каждой группе даются карточки с заданиями.

  1. Из предложенных утверждений выбрать только те, которые относятся Сергию Радонежскому (расставить в хронологической последовательности) (Приложение №1).

  2. Из предложенных карточек выбрать только те, которые указывают на подвиги Сергия Радонежского (Приложение №1).

Выбранные ответы закрепить на доске.

  1. Защита исследования 1-й группы «Краеведы» (Приложение №2 ).

Защита исследования 2-й группы «Искусствоведы» (Приложение №3).

Учитель: продолжим работу реализовать в проектах.

Цель этапа: продолжаем знакомиться и знакомить учащихся школы и гостей с жизнью и подвигами Сергия Радонежского.

  1. Каждой группе было домашнее задание: подготовить приложения по теме исследования. Используя подготовленный материал вам необходимо оформить стенгазеты:

Музыка. Работа в группах (5 минут. Учащиеся оформляют заготовленный дома материал на листах ватмана).

Защита проектов группами учащихся:

Учащиеся анализируют, что у них получилось, что бы хотелось еще рассказать в своих проектах, чем бы им хотелось быть похожими на Сергия Радонежского, какие духовные богатства они хотели бы приобрести для себя и для чего это им надо?

  1. Святыни в Белгородской области Сергия Радонежского.

  2. Образ преподобного Сергия Радонежского.

Работы закрепляем на доске.

1-я группа: наша работа «Храмы, посвященные Сергию Радонежскому в Белгородской области». Этот материал мы разместим в информационном уголке для того, чтобы учащиеся других классов могли ознакомиться с этой информацией.

2-я группа: название нашего проекта «Образ преподобного Сергия Радонежского в искусстве». Мы уверены, что эта информация будет интересна всем и учащимся и взрослым.

Учитель: ребята, как вы думаете, зачем мы с вами выполнили данные проектные работы? (Ответы: для того, чтобы рассказать всем учащимся нашей школы и гостям о Сергие Радонежском; показать, что мы можем выполнять проекты ).

5. Самостоятельная работа. Учащиеся выбирают предложенные задания (задания разной сложности) (Приложение №4)

6. Итоги.

1. Обсуждение.

Какими качествами должен обладать человек, посвятивший свою жизнь служению богу и Руси?

Чем велик Сергий? Что делает в житии образ Сергия идеальным? Благодаря чему создается в нашем восприятии идеальный образ святого Сергия?

7. Рефлексия.

Используя методику «6 шляп мышления». Цвета шляп связаны с символикой цвета в православии (Приложение №5).

Литература

1. В мире литературы / Под общ.ред. А.Г.Кутузова. М. Дрофа. 2010

2. Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский / вст.ст., — М.: Сов. Россия, 1991 г.

3. Фокеев А.Л. Начало всех начал. Саратов. Из-во “Лицей”. 2006 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here