Фатхуллина Лиза Рамусовна, учитель
музыки в начальных классах МБОУСОШ
№1 с. Верхние Татышлы Татышлинского
района РБ
Музыка других стран 4 класс
Австрия (Музыка композитора 18 века.)
В.-А. Моцарт.
Цель:
-опыт восприятия классической музыки;
-формирование у учащихся умения следить за развитием образа на основе музыкального произведения;
-активизация эмоционального отклика на музыку, развитие творческих способностей;
-воспитание эмоциональной отзывчивости, умения сопереживать чувствам, настроениям, переданным в музыке.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Структура урока:
-сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной деятельности;
-подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию
опорных знаний;
-ознакомление с новым материалом;
-осмысление и закрепление изученного;
-подведение итогов урока.
Оборудование: презентация к уроку (карта Австрии, изображения Австрии) и по теме «В.-А.Моцарт», баян, раздаточный материал, муз. произведение для слушания, портрет, интерактивная доска, подарок для повара, изображение клавесина.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. – Здравствуйте, дети!
Дети.- Здравствуйте, учитель!
-Ребята, я улыбнусь вам, а вы посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения другому.
(Дети выполняют)
-Посмотрите, от ваших улыбок стало еще ярче, светлее, уютнее в классе!
Я желаю вам, чтобы вы не только получили хорошие оценки и приобрели знания, но и ушли с сегодняшнего урока с новыми впечатлениями и открытиями.
2. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний.
-Верите ли вы в счастье?
-А что такое счастье?
-Приведите примеры посетившего вас чувства счастья.
-А для меня счастье видеть ваши умные глаза, добрые лица.
3. Сообщение темы, целей, задач урока и мотивация учебной деятельности.
-Да, ребята, каждый счастье понимает по-своему. У каждого оно свое. Но есть одна вещь, которая у всех вызывает подъем и чувство счастья. Что это?
-Музыка.
-Пусть эти слова станут эпиграфом нашего урока.
-Какие слова здесь самые главные? (Счастье, музыка)
-Тема нашего урока «Музыка других стран» Австрия. Исходя из нашей беседы, сделайте прогноз на наш урок. А каким способом мы можем достичь этого? (Экскурсией)
-Итак, ребята, мы мысленно отправляемся в путешествие в Австрию. Каждый человек перед путешествием находит сведения об этой стране. Вот сегодня Расуль подготовил сообщение об Австрии. Давайте послушаем его.
— Ребята, чтобы в поезде нам не было скучно, давайте возьмем с собой наших друзей – лягушек – путешественников. Они с нами споют песенку, но мы должны правильно угадать ритм музыки. Мы едем! (Исполняют песню
«Мы едем, едем, едем»)
— Вот и приехали. Пусть лягушки нас подождут, а мы познакомимся с одной историей.
А) Ознакомление с новым материалом.
Ребята, почти 200 с лишним лет назад на окраине города Вены умирал старый слепой повар. Он всю жизнь работал у графини Тун и ослеп от жара печей. В их маленьком деревянном домике были хромые скамейки, грубый стол, кровати и единственное богатство – клавесин. Вот, ребята, это
клавесин. Старик жил с 18 летней дочерью Марией. Вот Мария умыла своего отца, надела на него чистую рубаху. А старик говорит: «Мария, я хочу перед смертью очистить свою совесть. Попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет».
Мария накинула платок, выбежала в сад и остановилась. Вместе с ней в комнату вошел молодой, худой человек.
Он поправил парик и сел, пристально посмотрел на старика.
«Говорите!- сказал он. – Может быть, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души».
И старик рассказал о том, что когда – то, когда заболела его жена Марта, врач прописал ей дорогие лекарства и приказал накормить ее сливками, ягодами. И приказал напоить горячим красным вином.
Тогда он украл из сервиза графини Тун золотое блюдце, разбил его, продал. «Ах, если б я знал, что это не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть! Я ведь учу свою дочь даже пылинку не трогать с чужого стола»,- заплакал он.
«То, что вы совершили, зачтется вам как подвиг любви. А теперь скажите мне вашу последнюю волю», — сказал молодой человек.
-Я хочу, чтобы кто-нибудь заботился о моей Марии.
— Я сделаю это. А еще чего хотите вы?
-(Улыбнулся) Я хотел бы увидеть свою Марту такой молодой и красивой как в молодости. Увидеть солнце, сад, когда он зацветает весной. Но это невозможно, сударь, не сердитесь за глупые слова.
-Хорошо, — сказал незнакомец, подошел к клавесину и сел перед ним на табурет. – Слушайте и смотрите!
И он заиграл… (Дети слушают это музыкальное произведение через музыкальный центр) Вот перестал играть. Но несколько минут еще просидел перед клавесином, как будто он заколдован собственной музыкой. Незнакомец подошел к старику. Старик сказал: — Я видел все так ясно, как много лет тому назад, но я не хотел бы умереть, не узнав ваше имя. Имя!.
-Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт.
Б) Осмысление и закрепление.
— Каких героев вы запомнили из этого рассказа? Какую роль сыграла музыка?
-А можно ли назвать ее главным героем?
-А помогает ли музыка быть счастливым?
-Мы сейчас это проверим, выполняя задания по группам.
Задание 1-й группе.
Дайте название музыкальному произведению. Если затрудняетесь, воспользуйтесь подсказкой на обороте. («Мелодия», «Счастье», «Фантазия», Пробуждение чувств».)
Задание 2-й группе.
Нарисуйте образ счастья, услышанный в музыке.
Задание 3-й группе.
Среди карт настроений найдите ту, которая соответствует эмоциональному состоянию повара и услышанному музыкальному произведению. Докажите.
(После работы детей в группах подводятся итоги)
-Музыка помогает стать счастливым?
(Отправление домой. Исполняется песня « Россия»).
— Вот мы и дома. Какое желание было у старика?
А у нас есть возможность загадать желания. Нам в этом помогут карты – пожелания.
— Остальные пустые шары заполните дома. Пусть один шар заполнят ваши родители. Еще одно домашнее задание: найти сведения о Моцарте, напишите письмо ему с благодарностью за его музыку, которая сделала нас счастливыми как много лет назад старика – повара.
4. Итог урока.
— Ребята, вспомним эпиграф нашего урока. Отражает ли он то, о чем мы говорили на уроке? А почему вы так думаете? Скажем спасибо повару нашей школы. (Заходит повар. Дети дарят подарок.)
-Кто помог увидеть, услышать, почувствовать счастье?
-За что бы он вас сегодня похвалил?
-А как бы оценил вашу работу композитор? От имени Моцарта поставьте себе оценки.
— Кому Моцарт поставил бы 5, 4,3? Почему?
-Ребята, я включаю музыку, а вы на карточке (На доске) отметьте свое отношение к уроку смайликами.
В подарок от меня – песня «Дом»:
Мимо текла, текла река,
Плыли куда-то облака.
Шел человек, была дорога нелегка.
И человек мечтал о том,
Что он построит где-то дом
И поселится счастье с ним в доме родном…
-Дорогие ребята, будьте счастливы! (Выход с урока под музыку А. Моцарта)
Использованная литература: рассказ К. Паустовского «Старый повар»;
«Музыка», Т.А. Курушина, издательство
«Учитель», 2009; материалы сети Интернет.