Тема: «Музыка Венгрии»
Класс: 4 класс
Тип урока:
Цель урока: через музыкальные произведения известных венгерских композиторов познакомить детей с музыкой венгерского народа.
Задачи:
-
формировать интерес к музыкальной культуре венгерского народа;
-
выявит характерные особенности венгерского танца «Чардаш»;
-
ввести термины «агогика», «фришка», «лаша»;
-
развитие музыкального слуха;грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Компетенции/ аспекты компетенции/УУД | |
I этап: организационный этап. | |||
Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне. Высказывание предположений. | Дети входят в класс под музыку «Если б парни всей земли»Соловьева-Седого. Разминка “Хорошее настроение” – Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой сегодня хороший день, на улице тепло, тает снег, ласково улыбается солнце. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и с хорошим настроением начинаем урок! Знакомство с песней. |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность
-Да. — «Если б парни всей земли» Соловьева-Седого.
| Личностные УУД Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Учебно-познавательные: строить предположения, анализируя внешнюю ситуацию; самопроверка имеющихся знаний. Коммуникативные: Высказывать свои суждения.
|
II этап: подготовки к усвоению нового материала. | |||
Создание проблемной ситуации, в результате чего обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде гипотез. | — Ребята, посмотрите, кто появился на нашем слайде? — А что это за голубь? — Почему он нужен нам на уроке? — А почему люди любят путешествовать? — В каких странах мы уже побывали на уроках музыки? – Сегодня мы продолжим свое музыкальное путешествие и отправимся в страну под названием – Венгрия. -Какое у вас предположение, с чем мы сегодня с вами познакомимся?
| Возможные ответы ребят: -Это голубь мира.
— Узнают много нового и т.д. -Польши, Чехии, Норвегии.
Возможные ответы ребят: — Познакомимся с народной музыкой, композиторами и т.д. | Коммуникатив- ные: Анализировать сложившуюся ситуацию. Высказывать собственные предположения (навык монологической речи). Регулятивные УУД: формирование умения планировать, учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
|
III. усвоения новых знаний |
| ||
Организовать действие по обобщению: анализ признаков объекта; выделение главных признаков; объединение словом или предложением; оформление ввода о понятии, явлении предмета. Действия по контролю и оценке знаний, умений, навыков. Коллективно-распределенная деятельность.
| Видео слайды о Венгрии (слайд ) — Я предлагаю отправиться в оперный театр и послушать музыкальный номер из оперы «Хари Янош» венгерского композитора З. Кодая (слайд ). Но чтобы попасть в театр нам нужно приобрести билет. Откуда мы можем получить информацию о том, что будут показывать в театре и сколько стоит билет? — Билет у нас на руках можно слушать фрагмент из оперы «Хари Янош» З. Кодая венгерского композитора З. Кодая. Теперь ваша задача охарактеризовать услышанную музыку используя предложенный список слов. (Слайд ) «Чардаш» из оперы «Хари Янош» З. Кодая – слушание.
— Действительно это танец, а называется он Чардаш (Слайд ). И одну его особенность вы уже назвали – он грациозный, торжественный, яркий. Но у этого венгерского танца есть ещё одна особенность, я предлагаю сейчас вам выступить в роли дирижёров и продирижировать этот танец, чтобы почувствовать ещё одну его особенность. «Чардаш» из оперы «Хари Янош» З. Кодая –повторное слушание. — Заметили ли вы что-нибудь необычное, когда дирижировали музыку? — В музыке чередование быстрого и медленного темпа называют — агогикой. (Слайд ) — Совершенно верно. Это и есть особенность танца «Чардаш». В нём есть быстрый эпизод и медленный. Быстрый носит название – фришка, а медленный лаша. — Не только З. Кодай, но и многие венгерские композиторы получили мировую известность (Слайд ). Один из них – Ф.Лист, «Венгерские рапсодии» — Музыка это единственный в мире язык, который понимают все люди земного шара. Музыка способна объединить в большом дружном хороводе народы всего земного шара. (Слайд ) |
В театре, в опере и т.д.
Из афиши.
Восприятие и анализ музыки.
-Грациозный, торжественный, яркий. -Танец.
— В танце меняется темп, чередовались быстрые и медленные части.
Ребята проводят характеристику услышанного фрагмента. Записи определений в рабочих тетрадях.
|
Коммуникатив- ные: взаимодействие в группе согласно условиям. Учебно-познавательные: Понимание роли музыкальных жанров в жизни людей.
Общекультурная демонстрация понимания роли элементарных музыкальных жанров в жизни людей.
Познавательные УУД Учатся понимать особенности музыкального жанра – танец..
Регулятивные УУД Учатся воспринимать музыку как образное искусство
Познавательные УУД Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.
|
IV этап: Рефлексия. |
| ||
Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности. | — Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, что музыкальная культура разных стран и народов богата и многообразна. — С какими композиторами познакомились? В какой стране побывали?
|
— Венгрия. — Ф.Лист., З.Кодай.
| Коммуникативные: Высказывания собственного мнения. Общекультурная самооценка и взаимооценка. Регулятивные УУД: адекватное восприятие оценки своих музыкально-творческих возможностей. |
V этап: подведения итогов в учебной деятельности. | |||
| Учитель отмечает активность, внимательность ребят на уроке, их правильные и интересные ответы. | Вспоминают цели урока, анализируют выполненные задания, высказывают свое мнение. | Личностные результаты: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |