Урок музыки в 1 классе

«МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА»

Составила учитель музыки

МБОУ НОШ 39 г. Белореченска

Онищенко А. А.

ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНАЯ АЗБУКА»

МУЗ. МАТЕРИАЛ: «Азбука», А. Островский

«До, ре, ми, фа, соль…» , А. Островский

Сказка В. Лунина «Песенка»

ХОД УРОКА: дети входят в класс под песню «Азбука», А. Островского

  • Ребята, а вы уже все буквы изучили?

  • А для чего нам надо их знать?

Правильно, буквы нам нужны для того, чтобы могли читать и писать. Именно об этом поётся в песне «Азбука», которая вас встречала на уроке. Давайте её исполним!

Исполнение песни «Азбука».

  • Ребята, кем вы сейчас были, когда исполняли песню?

  • А кто сочиняет музыку?

  • Интересно, а какие «буквы» нужны композиторам, чтобы записать музыку?

Конечно, это НОТЫ. И сейчас я вам расскажу о них сказку, которая называется «Песенка».

Сказка «ПЕСЕНКА».

Жили-были нотки, родные сестрички, добрые подружки. Где жили? То ли в лесу, то ли в поле, то ли на широком лугу, то ли на речном берегу. Жили они, поживали, песню напевали.

Очень нотки свою песню любили. Одного было жаль — никто их песни не знает. И захотелось ноткам кому-нибудь эту песню подарить. Вот только кому?

Огляделись нотки. Вокруг деревья стоят, высокие, красивые, ветвями небо метут.

-Деревья, — сказали нотки. — Вы такие высокие, такие красивые, что хочется подарить вам нашу песенку.

И они запели.

— Спасибо! — сказали деревья. — Очень хороша ваша песенка, да только у нас есть своя, не хуже.

И они зашелестели листьями и зашуршали иглами:

— Ш-ш-ш! Ш-ш-ш! Ну что тут поделаешь!

— Своя так своя! — согласились нотки.

Пошли они по лесу. Идут-идут, видят — ручеек бежит, веселый, прозрачный, камушками да веточками играет.

— Ручеек! — сказали нотки. — Ты такой веселый, прозрачный, что решили мы подарить тебе нашу песенку.

И они запели.

— Спасибо! — сказал ручеек. — Светлая у вас песенка. Да только своя мне больше нравится.

И он побежал по камушкам да по песочку:

— Дзынь-дили-динь, дзынь-дили-динь!
Вздохнули нотки:

— И ручейку наша песенка не нужна.

Пошли она дальше. Идут-идут, видят — на кусте птица-синица сидит, грудка желтая, спинка серая, перышки клювом чистит, по сторонам глазками-бусинками поглядывает.

— Синица! — сказали потки. — Ты такая нарядная, так аккуратно перышками чистишь, что захотелось нам подарить тебе нашу песенку.

И они запели.

— Спасибо! — сказала синица. — Звонкая у вас песенка, но и моя неплоха.

И она вспорхнула с куста, напевая:

— Пинь-пинь-пинь-пинь!

«Кому бы еще нашу песенку предложить?» — задумались нотки. И тут вдруг налетел на них сзади горячий степной вихрь, закружил-закрутил и понес в поднебесье.

— Степной вихрь! — закричали нотки. — Ты такой горячий, такой могучий! Отпусти нас на землю. Мы за это подарим тебе нашу песенку.

— Ха-ха-ха! — захохотал вихрь. — Славная у вас песенка, да моя получше будет. Слышите, какая она громкая? У-у-у-у!

Завыл-затрубил вихрь, подкинул нотки своей горячей рукою, дунул на них легонько, и помчались они, полетели все дальше и дальше по небу.

Под вечер долетели нотки до большого города и влетели прямо в окошко дома, где жил композитор.

Весь этот день с самого утра композитор пытался сочинить музыку. Уж он и так ее сочинял, и эдак. То сядет за стол, то к роялю подойдет, то к окошку. Но все было напрасно — ничего у него не выходило.

— Послушай нашу песенку! — закричали нотки. И они запели.

— Какая прекрасная песенка! — воскликнул композитор. — Да ведь я ее весь день сочинял!

— Тогда мы тебе ее дарим! — закричали нотки.

— Вот спасибо! — обрадовался композитор и тут же побежал к столу и записал песенку на нотной бумаге.

А нотки остались жить у композитора и помогают ему сочинять все новые и новые песни.

А песенка, которую сочинил композитор, мы сейчас услышим. Называется она «До, ре, ми, фа, соль…». А что же за название такое странное? Так называются ноты. Давайте послушаем эту песню.

Слушание и разучивание песни А. Островского «До, ре, ми, фа, соль…»

  • Ребята, так сколько в музыке нот?

День за днём, за годом год

Водят ноты хоровод,

И давно известно всем –

Их на свете ровно семь

  • А как они называются?

Чтобы песни исполнять

Надо ноты твёрдо знать.

Выучим названье нот

И где каждая живёт.

А знаете ли вы, что много-много лет тому назад ноты записывались крючочками. И только четыреста лет назад в Италии изобрели ноты.

  • Ребята, а где же живут ноты?

Пять линеек нотной строчки

Назовём мы «нотный стан».

И на нём все ноты-точки

Разместим мы по местам.

Посмотрите, пять линеечек, нотный стан – это место, где живут ноты. У каждой ноты есть своё место. Но как же нам открыть этот нотный дом? А поможет нам в этом ключ, только не обычный, а ключ СКРИПИЧНЫЙ.

Учитель на доске вывешивает изображение скрипичного ключа и нот.

Смотрите, на скрипку похож этот ключ

Он тонкий и звонкий, как солнечный луч!

Он нежно и сладко, как скрипка поёт,

В волшебное царство он нас приведёт.

Соль подруг опередила –

На вторую угодила.

Нота Си поторопилась

Да на третей очутилась.

«Ах, устала, не могу,

Дальше я не побегу!»

А между второй и третей

Нота Ля сидит, заметьте,

Познакомьтесь, вот она,

Смотрит, словно из окна.

Соль подружкам помогала

И для всех места искала.

Фа застряла: «ой, ой, ой»

Между первой и второй.

Нота Ми на первой села

Вверх идти не захотела.

Ниже Ре остановилась

Да под первой примостилась.

Ей кричат: «садись повыше!»

А она будто не слышит.

До отстала, опоздала,

Здесь никто не виноват.

На добавочных линейках

Опоздавшие сидят.

Ноты выстроились в ряд

Получился звукоряд!

Вот мы и познакомились с нотным станом, скрипичным ключом, нотами, и узнали, на каких линеечках они живут. И сейчас я приглашаю вас в хоровод, да не в простой, а в «Нотный хоровод».

Звучит песня «Нотный хоровод»

Разучивание песни «Нотный хоровод».

Наш урок подходит к концу. Сегодня мы познакомились с нотной азбукой и узнали, что нот — семь, а живут они на нотном стане. Но чтобы открыть их дом, нам нужен скрипичный ключ.

Выход из класса под песню «Нотный хоровод»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here