План-конспект
открытого интегрированного урока,
проведенного в 1 «В» классе
16 марта 2011 года.
Интеграция предметов: чтение-музыка.
Тема урока: «Жила-была игрушка»
Урок разработан и проведен
учителем Лузяниной Н.В.
2010-2011 уч. год
Цели урока: познакомить детей с историей возникновения некото-
рых игрушек ; учить пересказывать текст с опорой на
план; закреплять умения уч-ся читать стихи наизусть;
познакомить с «Детским альбомом» П.И.Чайковского.
Оборудование: аудиозапись пьес П.И.Чайковского «Кукла заболе-
ла» и «Марш деревянных солдатиков» ;игрушки:погре-
мушка,глиняная птица-свистулька, мяч, оловянный сол-
датик, плюшевый мишка, кукла Барби; для каждого ре-
бенка: любимая игрушка; аудиозаписи песен «Танец маленьких утят», «Завод-
ные игрушки»;
Ход урока:
I. Организационный момент:
Дети: Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
( Дети выразительно читают стихи А. Л. Барто «Игрушки».)
III. Сообщение целей и темы урока.
Учитель: Повсюду на свете растет детвора,
А где детвора — непременно игра.
А если игра, то, конечно, игрушки:
Солдатики, куклы, шары, погремушки.
Стекляшки, мячи, заводные машинки,
Конструктор, волчки, неваляшки и трель
И очень веселая карусель!
— Сегодня мы отправимся в мир игрушек. Посмотрите, какие замечательные игрушки вы принесли в класс. Куклы, мячи, самолеты…Мы так и назовем наш урок «Жила-была игрушка».
-Отгадайте загадки.
На одной ноге кружится, В пестрой юбке танцовщица
Беззаботна, весела Музыкальная …(юла).
Вот упрямый человек! Уложили…Г лянь-ка!
Не заставишь лечь вовек! Встал уж…(ванька-встанька).
Красные щечки, Хлопают в ладошки
Пестрые платочки, Веселые…(матрешки).
Учитель показывает эти игрушки, а подготовленные уч-ся читают
стихи:
Ванька-встанька.
Уснули телята, уснули цыплята,
Не слышно веселых скворчат из гнезда.
Один только мальчик — по имени Ванька,
По прозвищу Встанька- не спит никогда.
У Ваньки у Встаньки- несчастные няньки:
Начнут они Ваньку укладывать спать.
А Ванька не хочет — приляжет и вскочит,
Уляжется снова и вскочет опять.
Укроют его одеялом на вате-
Во сне одеяло отбросит он прочь,
И снова, как прежде, стоит на кровати,
Стоит на кровати ребенок всю ночь.
Лечил его доктор из детской больницы.
Больному сказал он такие слова:
-Тебе, дорогой, потому не лежится,
Что слишком легка у тебя голова.
С.Маршак.
IV. Работа по теме урока.
1. Беседа об истории игрушки.
— Как вы думаете, всегда ли игрушки были такими как сейчас?
-Люди всегда играли в игрушки, только эти игрушки были сделаны из других материалов. Вот, например, одну из первых игрушек де-
лали из бересты. Береста- это верхний слой березовой коры. Бересту резали на полоски, кипятили, высушивали и прочно соединяли. Внутрь клали камешки или горошинки.
— Вы догадались, какая это игрушка? (Погремушка).
Ах, какое это чудо –погремушечка моя:
Звук берется ниоткуда, улетает в никуда!
А сейчас, ребятки, Кто без свирели
Для вас загадка. Выводит трели? (Птица.)
-Вот следующая игрушка. (Учитель показывает глиняную
птичку-свистульку.)
Ох ты, свисты-пересвисты,
Здесь свистульки голосисты!
Дунул наш Петрушка в птичку-
Соловейка и скворец
Спели песню наконец.
-Из какого материала сделана эта игрушка? (Из глины.)
-Глина — чудесный материал. Люди издавна знали замечательные
свойства глины. И не случайно игрушки, сделанные из глины, —
самые древние, самые старые.
В старину верили, что различные свистульки, погремушки своим
свистом и шумом отгоняли злых духов и тем самым оберегали малышей. Игрушка — самая веселая вещь в доме. Не зря в старину их называли «потехами», «балясами», «тарарушками».
Учитель: Кинешь в речку — не тонет,
Бьешь о стенку – не стонет,
Будешь оземь кидать –
Станет кверху летать. (Мяч.)
— У детей, которые жили 2 тыс. лет назад, мячи были из кожи, и набивали их травой. Также мячи шили из тряпок, плели из веревок
вытачивали из дерева.
Учитель: Что все это значит?
Дочка, а не плачет.
Спать уложишь – будет спать
День, и два, и даже пять! (Кукла.)
— Куклы появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам 4 тыс. лет. Их вырезали из дощечек, украшали геометрическим узором, а головы – шариками из деревянных и глиняных бус. Интересно, что многие из них не имели ног: в ту пору люди боялись, что игрушка оживет и убежит от хозяина.
На Руси кукол делали из соломы, из деревянных чурбачков, к которым приделывали руки и ноги из тонких палочек. Только очень долго куклы оставались без лица, потому что считалось,что через лицо в куклу может вселиться нечистая сила, и тогда в дом придут разные несчастья.
3. Устные рассказы детей.
— А у вас, ребята, есть любимые игрушки?
-Приготовьте рассказ про любимую игрушку по плану:
Как называется игрушка.
Как она у тебя появилась.
Как она выглядит.
Как ты в нее играешь.
V.Физкультминутка выполняется под песню «Танец маленьких утят»
VI. Продолжение работы по теме урока.
5. Прослушивание музыки.
— Если ваша кукла заболела, что вы делаете? (Лечите, кладете в постель, даете лекарство.)
— Послушайте пьесу П. И. Чайковского «Кукла заболела».
— Какая мелодия прозвучала? (Грустная, печальная.)
— Какие чувства вы испытали? (Жалко куклу.)
Рассказ учителя о кукле Барби.
«Родилась» Барби в Калифорнии (США) в 1959 г., в мае. В семье
Хендлеров- владельцев игрушечной фабрики, была дочь Барбара- хорошенькая, как кукла. Родители решили выпустить куклу-девушку, веселую и современную.
Со дня рождения Барби прошло 50 лет, ее знают во всем мире, и каждые 2 секунды ее где- нибудь кто- нибудь покупает.
— А теперь послушайте другую пьесу.
— Какие чувства вызывает эта мелодия? (Радость, хочется встать и идти куда-то.)
— Она называется «Марш деревянных солдатиков».
«Детский альбом» П. И. Чайковского – это 24 пьесы. По ним можно хорошо себе представить, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время.
6.Рассказ учителя об истории создания плюшевого медведя.
— Вы знаете, сколько лет этой игрушке?
Мишка появился на свет в Германии в декабре 1901 года. Его мамой стала мастерица игрушек Маргарет Штайф. В детстве она стала инвалидом и не могла играть как все дети, она увлеклась шитьем .Сначала она сшила симпатичного слоника, а потом вместе с братом –художником , они и сшили первого игрушечного медвежонка из плюша. Его назвали Тедди.
-Таким образом, нашему медвежонку исполнилось 108 лет.
6.Ученик читает стихотворение З. Александровой «Мой Мишка»
7. Рисование своей любимой игрушки.
Пройдет время, и вы станете взрослыми. Сберегите свои игрушки для ваших детей.
VIII. Подведение итогов урока.
— Сегодня на уроке мы узнали историю некоторых игрушек.
— Что вам показалось интересным?
— Что вас удивило?
— Как хорошо будет, если вы сохраните любовь к игрушкам, о которых рассказали сегодня, на всю жизнь. И даже когда игрушка станет старой и сломается, хороший хозяин никогда не выбросит ее. Игрушка счастлива с любящим хозяином, она чувствует себя в безопасности. Игрушки- друзья, которые любят вас и никогда не обманут.
Звучит песня «Заводные игрушки».