План-конспект

открытого интегрированного урока,

проведенного в 1 «В» классе

16 марта 2011 года.

Интеграция предметов: чтение-музыка.

Тема урока: «Жила-была игрушка»

Урок разработан и проведен

учителем Лузяниной Н.В.

2010-2011 уч. год

Цели урока: познакомить детей с историей возникновения некото-

рых игрушек ; учить пересказывать текст с опорой на

план; закреплять умения уч-ся читать стихи наизусть;

познакомить с «Детским альбомом» П.И.Чайковского.

Оборудование: аудиозапись пьес П.И.Чайковского «Кукла заболе-

ла» и «Марш деревянных солдатиков» ;игрушки:погре-

мушка,глиняная птица-свистулька, мяч, оловянный сол-

датик, плюшевый мишка, кукла Барби; для каждого ре-

бенка: любимая игрушка; аудиозаписи песен «Танец маленьких утят», «Завод-

ные игрушки»;

Ход урока:

I. Организационный момент:

Дети: Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

( Дети выразительно читают стихи А. Л. Барто «Игрушки».)

III. Сообщение целей и темы урока.

Учитель: Повсюду на свете растет детвора,

А где детвора — непременно игра.

А если игра, то, конечно, игрушки:

Солдатики, куклы, шары, погремушки.

Стекляшки, мячи, заводные машинки,

Конструктор, волчки, неваляшки и трель

И очень веселая карусель!

— Сегодня мы отправимся в мир игрушек. Посмотрите, какие замечательные игрушки вы принесли в класс. Куклы, мячи, самолеты…Мы так и назовем наш урок «Жила-была игрушка».

-Отгадайте загадки.

На одной ноге кружится, В пестрой юбке танцовщица

Беззаботна, весела Музыкальная …(юла).

Вот упрямый человек! Уложили…Г лянь-ка!

Не заставишь лечь вовек! Встал уж…(ванька-встанька).

Красные щечки, Хлопают в ладошки

Пестрые платочки, Веселые…(матрешки).

Учитель показывает эти игрушки, а подготовленные уч-ся читают

стихи:

Ванька-встанька.

Уснули телята, уснули цыплята,

Не слышно веселых скворчат из гнезда.

Один только мальчик — по имени Ванька,

По прозвищу Встанька- не спит никогда.

У Ваньки у Встаньки- несчастные няньки:

Начнут они Ваньку укладывать спать.

А Ванька не хочет — приляжет и вскочит,

Уляжется снова и вскочет опять.

Укроют его одеялом на вате-

Во сне одеяло отбросит он прочь,

И снова, как прежде, стоит на кровати,

Стоит на кровати ребенок всю ночь.

Лечил его доктор из детской больницы.

Больному сказал он такие слова:

-Тебе, дорогой, потому не лежится,

Что слишком легка у тебя голова.

С.Маршак.

IV. Работа по теме урока.

1. Беседа об истории игрушки.

— Как вы думаете, всегда ли игрушки были такими как сейчас?

-Люди всегда играли в игрушки, только эти игрушки были сделаны из других материалов. Вот, например, одну из первых игрушек де-

лали из бересты. Береста- это верхний слой березовой коры. Бересту резали на полоски, кипятили, высушивали и прочно соединяли. Внутрь клали камешки или горошинки.

— Вы догадались, какая это игрушка? (Погремушка).

Ах, какое это чудо –погремушечка моя:

Звук берется ниоткуда, улетает в никуда!

А сейчас, ребятки, Кто без свирели

Для вас загадка. Выводит трели? (Птица.)

-Вот следующая игрушка. (Учитель показывает глиняную

птичку-свистульку.)

Ох ты, свисты-пересвисты,

Здесь свистульки голосисты!

Дунул наш Петрушка в птичку-

Соловейка и скворец

Спели песню наконец.

-Из какого материала сделана эта игрушка? (Из глины.)

-Глина — чудесный материал. Люди издавна знали замечательные

свойства глины. И не случайно игрушки, сделанные из глины, —

самые древние, самые старые.

В старину верили, что различные свистульки, погремушки своим

свистом и шумом отгоняли злых духов и тем самым оберегали малышей. Игрушка — самая веселая вещь в доме. Не зря в старину их называли «потехами», «балясами», «тарарушками».

Учитель: Кинешь в речку — не тонет,

Бьешь о стенку – не стонет,

Будешь оземь кидать –

Станет кверху летать. (Мяч.)

— У детей, которые жили 2 тыс. лет назад, мячи были из кожи, и набивали их травой. Также мячи шили из тряпок, плели из веревок

вытачивали из дерева.

Учитель: Что все это значит?

Дочка, а не плачет.

Спать уложишь – будет спать

День, и два, и даже пять! (Кукла.)

— Куклы появились в глубокой древности. Самым древним египетским куклам 4 тыс. лет. Их вырезали из дощечек, украшали геометрическим узором, а головы – шариками из деревянных и глиняных бус. Интересно, что многие из них не имели ног: в ту пору люди боялись, что игрушка оживет и убежит от хозяина.

На Руси кукол делали из соломы, из деревянных чурбачков, к которым приделывали руки и ноги из тонких палочек. Только очень долго куклы оставались без лица, потому что считалось,что через лицо в куклу может вселиться нечистая сила, и тогда в дом придут разные несчастья.

3. Устные рассказы детей.

— А у вас, ребята, есть любимые игрушки?

-Приготовьте рассказ про любимую игрушку по плану:

Как называется игрушка.

Как она у тебя появилась.

Как она выглядит.

Как ты в нее играешь.

V.Физкультминутка выполняется под песню «Танец маленьких утят»

VI. Продолжение работы по теме урока.

5. Прослушивание музыки.

— Если ваша кукла заболела, что вы делаете? (Лечите, кладете в постель, даете лекарство.)

— Послушайте пьесу П. И. Чайковского «Кукла заболела».

— Какая мелодия прозвучала? (Грустная, печальная.)

— Какие чувства вы испытали? (Жалко куклу.)

Рассказ учителя о кукле Барби.

«Родилась» Барби в Калифорнии (США) в 1959 г., в мае. В семье

Хендлеров- владельцев игрушечной фабрики, была дочь Барбара- хорошенькая, как кукла. Родители решили выпустить куклу-девушку, веселую и современную.

Со дня рождения Барби прошло 50 лет, ее знают во всем мире, и каждые 2 секунды ее где- нибудь кто- нибудь покупает.

— А теперь послушайте другую пьесу.

— Какие чувства вызывает эта мелодия? (Радость, хочется встать и идти куда-то.)

— Она называется «Марш деревянных солдатиков».

«Детский альбом» П. И. Чайковского – это 24 пьесы. По ним можно хорошо себе представить, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время.

6.Рассказ учителя об истории создания плюшевого медведя.

— Вы знаете, сколько лет этой игрушке?

Мишка появился на свет в Германии в декабре 1901 года. Его мамой стала мастерица игрушек Маргарет Штайф. В детстве она стала инвалидом и не могла играть как все дети, она увлеклась шитьем .Сначала она сшила симпатичного слоника, а потом вместе с братом –художником , они и сшили первого игрушечного медвежонка из плюша. Его назвали Тедди.

-Таким образом, нашему медвежонку исполнилось 108 лет.

6.Ученик читает стихотворение З. Александровой «Мой Мишка»

7. Рисование своей любимой игрушки.

Пройдет время, и вы станете взрослыми. Сберегите свои игрушки для ваших детей.

VIII. Подведение итогов урока.

— Сегодня на уроке мы узнали историю некоторых игрушек.

— Что вам показалось интересным?

— Что вас удивило?

— Как хорошо будет, если вы сохраните любовь к игрушкам, о которых рассказали сегодня, на всю жизнь. И даже когда игрушка станет старой и сломается, хороший хозяин никогда не выбросит ее. Игрушка счастлива с любящим хозяином, она чувствует себя в безопасности. Игрушки- друзья, которые любят вас и никогда не обманут.

Звучит песня «Заводные игрушки».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here