Открытый урок музыки в 4 классе

на базе КГУ «Майская средняя школа » (по программе 2013)

с использованием интерактивной доски

2 четверть

Тема: «Струнные инструменты – фундамент симфонического оркестра»

Учитель музыки: Говяженко Е.Б

Тип урока: углубление и расширение знаний.

Цель: знакомство со струнно – смычковой группой симфонического оркестра

Задачи образовательные:

— научить анализировать тембры музыкальных инструментов струнной группы симфонического оркестра

Задачи воспитательные:

— способствовать воспитанию устойчивого интереса к музыке, музыкальным инструментам;

Задачи развивающие:

— способствовать развитию музыкальной памяти, вокально – хоровых навыков;

— взаимодействия, коммуникации;

— музыкального слуха.

Репертуар:

1. «Марш» музыка П. Чайковского (Из балета «Щелкунчик»);

2. «Избушка на курьих ножках» музыка М. Мусоргского;

3. «Песня про оркестр» музыка С. Важова, слова М. Яснова

Методы: проблемного изложения материала, гностический, частично-поисковый.

Формы работы: работа учащихся в группах, коллективная.

Этапы урока:

Организационный этап

Актуализация знаний

Этап изучения нового материала

Этап обобщения и систематизации новых знаний

Этап подведения итогов урока

Выставление оценок

ТСО: мультимедийное оборудование, карточки для работы, текст «Песня про оркестр» музыка С. Важова, баян, детские музыкальные инструменты (металлофоны, бубны, треугольники).

Ход урока

Организационный момент: Приветствие: «Здравствуйте, ребята!», «Здравствуйте учитель».

Актуализация знаний

Прослушивание П. Чайковский «Марш» (из балета «Щелкунчик», фрагмент) Учитель: Ребята, звучание какого оркестра вы сейчас слышали? (ответы учащихся: звучание симфонического оркестра). Слайд 1 Кто является основателем симфонического оркестра? (ответы учащихся: основателем симфонического оркестра является Йозеф Гайдн — великий австрийский композитор. Слайд 2 Прослушайте произведение «Избушка на курьих ножках» М. Мусоргского в исполнении фортепиано и симфонического оркестра и скажите, зачем был создан симфонический оркестр? (прослушивание фрагментов), (ответы учащихся: Симфонический оркестр был создан для более красочного, яркого звучания произведений).Слайд 3 В симфоническом оркестре много инструментов, но назовите, пожалуйста, основные группы инструментов симфонического оркестра. (ответы учащихся: основные группы симфонического оркестра: струнно – смычковая, ударная, духовая (медная и деревянно – духовая группы)

Целеполагание: Слайд 4 Учитель: Итак, ребята, мы продолжаем с вами знакомиться с тайнами симфонического оркестра. И первая группа, с которой мы познакомимся – это струнная смычковая группа. А почему она так называется? (работая в группах, учащиеся дают ответ: группа струнно — смычковая называется так, потому что в нее входят струнные инструменты, а звук на них извлекается смычком)

Изучение нового материала. Учитель: Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на вопрос: почему же струнно – смычковая группа является фундаментом симфонического оркестра.

Слайд 5 Посмотрите внимательно на количественный состав симфонического оркестра. Какая группа инструментов самая большая по числу инструментов? (ответы учащихся: самой большой по числу инструментов является группа струнно — смычковых инструментов)

Слайд 6 На карточках, которые лежат у вас на партах, вы видите инструменты струнно – смычковой группы. Вам, посовещавшись, необходимо будет найти на картинке инструменты, о которых я буду рассказывать и поставить возле них цифру и запомнить, какие чувства могут передавать инструменты этой группы.

Итак, самая изящная из струнных, это красавица скрипка. Локоны изогнутого грифа украшают точеную головку. Талия у нее такая, что соперничать с ней не может даже балерина. Скрипка сделана из дерева, играют на ней смычком. Звук скрипки очень красивый, высокий, певучий (фрагмент звучания скрипки) (учащиеся слушают описание инструментов, определяют их).

Ребята, в семье струнных инструментов живет не только скрипка, у нее много родственников это – альт. Он очень похож на скрипку, но побольше. Звук у него более глубокий. Поэтому его называют «двоюродным братом скрипки» (фрагмент звучания альта)

Виолончель. Когда нужно выразить музыкой скорбь, печаль, грусть, отчаяние, виолончели нет равных, настолько глубоко передает она эти чувства (фрагмент звучания виолончели)

Семейство скрипичных завершает еще один представитель – контрабас. У него единственного голос очень густой и плотный (фрагмент звучания контрабаса)

Проверка правильности ответов учащихся ( Слайд 6).

Слайд 7 Ребята, вы прослушали звучание инструментов струнно – смычковой группы, а скажите, какой диапазон охватывает звучание инструментов?(ответы учащихся: инструменты струнно – смычковой группы звучат во всех трех регистрах – высоком, низком, среднем)

Какие чувства могут передавать инструменты струнно – смычковой группы? (ответы учащихся: инструменты струнно – смычковой группы могут передавать совершенно разные чувства – скорби, радости, печали.)

Итак, что вы узнали нового о струнно – смычковой группе? (ответы учащихся: струнно смычковая группа самая большая группа оркестра, звучание инструментов – во всех трех регистрах. Инструменты этой группы могут передавать разные чувства.)

Обладает ли такими же способностями другие группы симфонического оркестра? (ответы учащихся: нет, другие группы оркестра не обладают такими возможностями)

Можем ли подтвердить утверждение темы нашего урока: Струнно – смычковая группа – фундамент симфонического оркестра»? (ответы учащихся: да, можем)

Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу

Проводится игра: «Симфонический оркестр»

Какие музыкальные инструменты можно услышать в таком оркестре?

Сейчас зазвучит музыка, во время которой я буду называть музыкальные инструменты, а вы должны изображать игру на этих инструментах.

Если я ошибусь – подайте мне сигнал – громко хлопайте в ладоши.

Договорились? Тогда начнем. (Звучит музыка)

— Играем на скрипке

-на флейте

-на контрабасе

-на мясорубке (дети хлопают в ладоши)

— Играем на виолончели

— на барабане

— на баяне (дети хлопают в ладоши)

— на утюге (дети хлопают в ладоши)

-Играем на балалайке (дети хлопают в ладоши)

— на домбре

— на трубе

— на метле (дети хлопают в ладоши)

Молодцы, ребята!

Ну, а теперь попрошу вас записать в тетрадь тему урока и то новое, что вы узнали о струнно- смычковой группе инструментов симфонического оркестра.

Слайд 8 Струнно — смычковая группа — самая большая группа оркестра, звучание инструментов – во всех трех регистрах. Инструменты этой группы могут передавать разные чувства.

Учитель: И сейчас я предлагаю вам выполнить музыкально – ритмическая разминка «Четыре шага» (учащиеся ритмично выполняют движения с ускорением)

Учитель: Ребята, мы уже знаем, что симфонический оркестр не только может существовать сам по себе, но и под оркестр можно исполнять песни и мы сейчас споём о струнных смычковых инструментах. Сели удобнее.

1.Распевка: — дыхательное упражнение «Цветок»; Слайд 9 -звукоряд C – dur вверх и вниз на прием исполнения legato, non legato, staccato

2. «Песня про оркестр» музыка С. Важова, слова М. Яснова — ознакомительное прослушивание песни — анализ произведения (характер, форма, направление мелодии) -разучивание текста 1 куплета, мелодии по фразам, предложениям. Работа над интонированием, дикцией, правильной сменой дыхания. (учащиеся при исполнении стараются точно интонировать, брать дыхание между фразами)

Учитель: Каждой из групп я предлагаю выбрать дирижера, под руководством которого вы исполните на музыкальных инструментах ритмический аккомпанемент на известную вам музыку П. Чайковского — «Марш» (из балета «Щелкунчик») (учащиеся выполняют задание)

Подведение итогов урока: Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре.

Слайд 10 Домашнее задание: подготовить информацию о истории создания одного из инструментов струнно – смычковой группы.

Слайд 11 Оценка работы учащихся. На этом наш урок окончен. Спасибо за работу! До свидания!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here