Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Конспект урока музыки в 4 классе

по теме: «Опера «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля. М. Глинка»

Студентка: Туганова Анастасия Юрьевна

Методист: Насонова Ирина Александровна __________

Учитель музыки: Хохрякова Марина Александровна__________

Камышлов, 2015

УМК Критской Е. Д.

Тема. Опера «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля. М. Глинка.

Класс: 4

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: развитие интереса к музыкальному искусству, творчеству русского композитора М.И. Глинки, к музыкальной культуре Польши с помощью фрагмента оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля.

Задачи:

  1. Личностные: представление искусства как способа выражения мыслей и чувств; развитие способностей к художественно-образному восприятию произведений музыкального искусства и выражению своего отношения; формирование чувства гражданственности и патриотизма с помощью фрагмента из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля.

  2. Предметные: формирование представлений о бальных танцах полонез и мазурка, об интернациональности музыки, о понятии «опера» на примере оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» (фрагмент Бал в замке польского короля).

  3. Метапредметные: развитие умения сопереживать музыкальным образам, умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, в соответствии с задачами и условиями коммуникации, о музыкальных произведениях через анализ фрагмента оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля 2 действие.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, колонки, компьютер

Методические разработки: Презентация, Мр3 медиа: фрагменты из оперы «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля «Полонез», «Мазурка» Михаила Ивановича Глинки, чистые листочки для упражнения, карточки с тестом, смайлики для рефлексии, презентация и музыка для электронной физминутки, фотография «Памятник Минину и Пожарскому»; видеофрагмент арии Ивана Сусанина, видеофрагменты танцев Полонез и Мазурка, карточки для сочинения синквейна

Этапурока

Время

Содержание

Формирование УУД

Методы и приемы

действия учителя

действия учеников

I. Организационный

1 мин

Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать, рассуждать,
Можем мы урок начать.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, садятся.

Регулятивные УУД – волевая саморегуляция

II. Мотивационный

3 мин

— Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами оправимся в театр. Хотите?

— Тогда отправляемся.

— Как сказал Александр Сергеевич Пушкин:

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, всё кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.

— И так, мы в музыкальном театре. Вспомните, что такое театр?

— А зачем люди идут в театр?

— А постановку, каких спектаклей мы можем увидеть на сцене театра?

— Правильно. А что такое опера?

— Да

— Театр — одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров.

— Чтобы посмотреть представления, получить впечатления и эмоции

Оперы, балеты, мюзиклы

— Опера – жанр музыкального искусства; драма или комедия, положенная на музыку.

Личностные УУД – действие смыслообразования (интерес, мотивация); формирование желания выполнять учебные действия

Познавательные УУД – структурирование знаний

Коммуникативные УУД — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Беседа

Чтение стихотворения

III. Постановка цели

5 мин

— 4 ноября в нашей стране отмечают государственный праздник. Помните, как он называется?

— Ребята, он называется День народного единства.

4 ноября 1612 года на Руси закончилась «смута ». Благодаря единству, героизму и самопожертвованию.

— Посмотрите на фотографию. Что на ней изображено?

— Вы знаете, кому он посвящен?

— Этот памятник посвящен героям Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Вы знаете, в чем состоит их героизм?

— Ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским  смогло освободить Москву от польской оккупации и сохранить русскую государственность. А ведь могло было быть и по-другому…  И не было бы сейчас России, и нас с Вами. Знаете ли вы что-нибудь об этом времени?

— Как я уже сказала, поляки хотели захватить Москву, но у них это не получилось. А вы знаете почему?

— А почему это не получилось мы с вами узнаем познакомившись с фрагментом из оперы Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» Бал в замке польского короля.

— Какова же цель нашего урока?

— Правильно. Сегодня мы с вами послушаем фрагмент из оперы, который называется «Бал в замке польского короля».

Давайте откроем тетрадь и запишем тему нашего урока. Михаил Иванович Глинка. Опера «Иван Сусанин». На балу у польского короля

Дети вспоминают, предлагают варианты ответа

Обучающиеся вспоминают, рассказывают то, что они знают об этом времени

— Памятник

Дети вспоминают, предлагают варианты ответа

Дети вспоминают, предлагают варианты ответа

— Нет

— Послушать и проанализировать оперу М. И. Глинка «Иван Сусанин»

Открывают тетради, записывают число, тему урока

Познавательные УУД – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Регулятивные УУД – целеполагание

Беседа

Иллюстрация

IV. Открытие новых знаний

6 мин

Давайте вспомним, кто такой Михаил Иванович Глинка. Это великий русский композитор. Запишите годы жизни композитора. (1804 — 1857). Родился Михаил Иванович в Новоспасском Смоленской губернии. Играть на фортепиано в своей биографии М. Глинка стал уже в 10 лет. Обучался в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же он создал свои первые сочинения. Множество произведений Глинки были написаны во время заграничных поездок. В Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка. Умер Глинка в Берлине. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы. 

— Оперу «Иван Сусанин» Глинка написал в России. Второе название оперы «Жизнь за царя» — под таким названием состоялась премьера оперы, ее первоначальным названием было все же «Иван Сусанин». Оно сохранялось всю репетицию и только за неделю до представления оперы по приказу высочайшегo Николая I она была переименована в «Жизнь за царя».

Опера рассказывает о подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина. В это время Россия была оккупирована польскими войсками, и один из военных отрядов отправился под Кострому, чтобы захватить в плен 16-летнего Михаила Романова, которого народ хотел избрать новым русским царем. Отряд поляков пришел в деревню Домнино, где Сусанин был старостой. Но Сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам.

На слайде представлены главные действующие лица оперы. Давайте прочитаем их по цепочке: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина, Антонида, его дочь, Ваня, приёмный сын Сусанина, Сигизмунд, польский король.

Запишите Время действия: 1612 – 1613 годы

— И так, театр приглашает нас занять поудобней места и продолжить знакомство с этой оперой.

— Перед героической смертью Иван Сусанин исполняет арию, которая называется «Ты взойдешь, моя зоря». Давайте послушаем ее и ответим на вопрос «о чем поет Иван Сусанин?»

— И так, ребята, о чем поет Иван Сусанин?

— Ребята, а в чем подвиг Ивана Сусанина?

— В том, что он, умирая, переживает о своей дочери и сыне, переживает, что не узнает, чем закончится война, а не за себя, за то, что его жизнь заканчивается

Слушают рассказ учителя

Записывают годы жизни композитора

Слушают рассказ учителя

Читают по цепочке на слайде действующие лица оперы

Записывают данные об опере

Слушают арию Ивана Сусанина «Ты взойдешь моя заря»

О том, что Иван Сусанин скоро умрет, но ему не страшно, о том, что он исполнил свой долг перед Родиной, о том, что у него горькая судьба, просит дать ему силы

Высказывают свое мнение

Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Личностные УУД- формирование желания выполнять учебные действия; формирование интереса к себе и окружающему миру.

Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ; поиск и выделение необходимой информации

Рассказ

Беседа

Чтение по цепочке

Слушание оперы

Анализ оперы

Упражнение

Просмотр видеозаписи

1 мин

Физминутка (электронная)

12 мин

— А сейчас, мы отправляемся на бал к польскому королю. Как вы думаете, почему король устроил бал во время войны?

— Потому что король считал, что они уже победили и поэтому начал праздновать победу.

— А что такое бал?

Бал — собрание многочисленного общества лиц обоего пола для танцев.

— Балы отличаются повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённым порядке.

— Наш бал будет раскрывать образ поляков

— Как называются танцы, которые танцуют на балах?

— Какие вы знаете бальные танцы?

— Закройте глаза и представьте: Роскошный бал в замке польского короля Сигизмунда. В глубине сцены оркестр; в середине танцы. Поляки хвастают своими победами. Все предвкушают скорую победу над Москвой. Пение сменяется танцами — 4 танца звучат один за другим: торжественный полонез, энергичный стремительный краковяк, плавный вальс, темпераментная мазурка.

— С каким из танцев вы знакомы?

— Расскажите о нём.

— Давайте мы посмотрим и поближе познакомимся с этими танцами.

— Посмотрите фрагмент бала из оперы и ответите на вопрос: Какие танцы вы узнали?

— И так, ребята, какие танцы вы узнали? Почему вы так думаете?

— Ребята, это были полонез и мазурка.

— А чем отличаются эти танцы?

— И так, наш бал открывает полонез. Полонез торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся, как правило, в начале балов, подчёркивая торжественный, возвышенный характер праздника. В полонезе танцующие пары двигаются по установленным правилами геометрическим фигурам. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.

— Какой характер у мелодии полонеза?

— Ребята, какая динамика? (громко или тихо)

— А такой темп у мелодии?

— Какой образ польского войска нарисовала нам музыка?

— Какие особенности музыки подчеркивают хвастливый характер польского войска — восклицательная интонация, акценты или отрывистые звуки?

— Посмотрите, перед вами на ваших партах лежат чистые листочки. Подумайте и нарисуйте, какой линией вы изобразили бы движение танца? (ломаной, волнистой, прямой). Кто хочет рисовать линию движения танца у доски? Выходите. Я еще раз включу вам полонез, а вы под музыку будите рисовать линии.

— Посмотрите на доску. У кого получились такие же линии?
— А у кого получились другие? Покажите их своим соседним партам.

— А наш бал продолжается. Следующий танец, который мы видели — это мазурка.

— Откуда этот гордый танец? А родина его тоже Польша.

— Сначала, он был распространен среди крестьян, а в 19 веке стал бальным танцем. Движения решительные, с вызовом, с бравым ударом каблука, высекающим искру.

— — А вы знаете, почему этот танец так называется?

— — Название танца происходит от слова “мазуры” — так называют жителей Мазовии. За названием «мазурка» скрываются сразу 3 национальных польских танца – мазур, оберек и куявяк.

— — Давайте еще раз послушаем танец. А слушая, мы будем выделять акценты ударом своего каблука. Вставайте. Готовы? Тогда слушаем.

— — Молодцы. Какой характер у мелодии мазурки?

— Какая динамика у этой мелодии? (громко или тихо)

— — А какой темп у мелодии?

— Правильно.

— Опера заканчивается тем, что Русь побеждает в войне. Москва празднует победу русского войска, освободившего страну от врага. Под звон колоколов народ чествует память Ивана Сусанина, пожертвовавшего жизнью за Родину, и окружает вниманием его осиротевшую семью.

Выражают свое мнение

Выражают свое мнение

— Бальные.

Называют танцы, которые знают

Называют танец, с которыми знакомы

Рассказывают о нем

Смотрят фрагмент бала из оперы

Выражают свое мнение

— Один танец медленный, плавный, а другой более быстрый, движения четкие.

Высказывают свое мнение

— Мелодия исполняется то громко, то тихо

— Быстрый

— Торжественный, гордый, важный, величественный, хвастливый

— Акценты

Рисуют линии, которые отражают движение танца

— Нет

Высказывают свое мнение

— Мелодия звучит то громко, то тихо

— Темп у мелодии быстрый

V. Применение новых знаний

9 мин

— Закончен бал, погасли свечи

Прощай сегодня наш театр до новой встречи.

Закрылся занавес. Что ж, вспомним, где побывали мы сейчас?

— С чем познакомились тот час?

— Перечислите их

— Оставим в памяти тот миг и сочиним про это стих.

— А сейчас ребята, я вам предлагаю проявить творчество и сочинить стих, который называется синквейн. Вы знаете, что это такое?

— В нашем стихотворении будет 5 строк. На первой строчке должно быть существительное, например – бал, на второй напишите два прилагательных, которые связаны с нашей сегодняшней темой, на третьей строчке напишите 3 глагола, на четвертой составьте предложение из 4 слов, а на пятой напишите вывод по всей теме. Ребята, самое главное условие синквейна в том, что все слова должны быть связаны с нашей темой. И так, приступайте.

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

Предложение из 4 слов

Вывод

— И так ребята, давайте озвучим ваши варианты. Кто хочет прочитать?

— Вы все большие молодцы.

— А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Я раздам карточки с вопросами. Вам необходимо ответить на 5 вопросов. Те, кто ответит правильно на все вопросы, получат за урок пятерки.

  1. Кто из композиторов написал оперу «Иван Сусанин»?

А) Прокофьев

Б) Глинка

В) Римский-Корсаков

  1. Кем был Иван Сусанин?

А) Ополченец

Б) крестьянин

В) князь

  1. Музыкой, каких танцев показал композитор образ польского войска? (Выбери два варианты ответа)

А) мазурка

Б) полонез

В) полька

  1. В каком танце движения решительные, с вызовом, с бравым ударом каблука, высекающим искру.

А) мазурка

Б) полонез

5. Какой подвиг совершил Иван Сусанин?

А) спас своих детей

Б) пожертвовал своей жизнью ради Родины, перед смертью думал не о себе, а о том, как закончится война

В) погиб в плену

— Молодцы. Давайте сверим ваши ответы. Там, где правильный ответ ставьте плюсик.

— У кого 6 и 5 правильных ответов – поставьте себе оценку «5»; у кого 4 правильных ответов – отметку «4»; 3 правильных ответа – отметку «3». Остальным нужно подтянуться.

— На Балу

— Бальными танцами.

— Полонез, мазурка

-Да/нет

Слушают правила написания синквейна

Сочиняют синквейн

Озвучивают варианты своих стихов

Выполняют тест в парах

Личностные УУД – использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий

Познавательные УУД – структурирование знаний

Коммуникативные УУД – формирование умения работать в парах

Регулятивные УУД – контроль и оценка знаний

Беседа

Упражнение – сочинение стихотворения (синквейн)

Опрос

Работа в парах

VI. Рефлексия

3 мин

— И так, ребята. Какой образ польского войска нарисовала вам музыка?

— Как музыка рассказала об этом?

— Какой подвиг совершил Иван Сусанин?

— А в заключении я предлагаю вам оценить наш урок и вашу работу на уроке. У вас на партах лежат смайлики. Раскрасьте смайлик желтым цветом – если вам понравился урок, вы активно работали на уроке и поняли материал; раскрасьте смайлик зеленым цветом – если вам понравился урок, но вы были не активны или что-то не поняли; и раскрасьте смайлик красным цветом – если вам не понравился урок, вы были не активны, и ничего не поняли.

-Покажите друг другу смайлики.

— Торжественный, гордый, важный, величественный, хвастливый

— С помощью мелодии, темпа, динамики, инструментов

— Пожертвовал своей жизнью ради Родины, перед смертью думал не о себе, а о том, как закончится война

Оценивают урок, свою работу на уроке с помощью смайликов.

Регулятивные УУД – оценка

Познавательные УУД – способность и умение учащихся производить простые логические действия – анализ; структурирование знаний

Опрос

Письменный и устный Самоконтроль

VII. Домашнее задание

1 мин

— Давайте запишем домашнее заданием. Оно у вас будет творческим. Я предлагаю вам нарисовать рисунок, как вы представляете себе бал в замке польского короля.

Спасибо вам хочу сказать я за урок.

Общаться с вами было очень мне приятно.

К концу подходит время, наш урок
В душей своей оставлю, 
Ну, так что ж, желаю вам успехов всем, ребята!

Записывают домашнее задание

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here