Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Конспект урока по музыке «Исповедь души»

в 4 «Б» классе

050146 Преподавание в начальных классах

Исполнитель: Соколова Анна,

студентка 3 «А» группы

Методист практики: Насонова И.А.________

Учитель в ОУ: Хохрякова М.А.________

2015

Тема: «Исповедь души»

Класс: 4 «Б»

Дата: 12.03.15г.

Тип: по методологическому основанию — урок открытия новых знаний

Цель: формирование представления о понятиях «Прелюдия» и «Этюд», осознание образа Родины как одной из главных тем искусства на основе анализа произведения Сергея Рахманинова «Прелюдия До-диез минор» и произведений Фредерика Шопена «Прелюдия №7», «Этюд №12»

Задачи:

Личностные: развитие эмоционально-смыслового восприятия произведений С.Рахманинова и Ф.Шопена

Метапредметные УУД:

  • Регулятивные: формирование умения решать творческие задачи в процессе музыкальной пластики; формирование мотивации в проявлении познавательной инициативы при изучении нового учебного материала, формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

  • Познавательные: развитие музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха (темп, динамика, ритм), памяти, мышления, воображения), через анализ, сравнение, произведения Сергея Рахманинова «Прелюдия До-диез минор» и музыкальных произведений Фредерика Шопена «Прелюдия №7», «Этюд №12»

  • Коммуникативные: формирование умения аргументировать свою позицию при ответе на поставленные вопросы педагогом

Предметные УУД: формирование представления о событиях в жизни, которые повлияли на создание произведений С.Рахманинова «Прелюдия До-диез минор» и Ф. Шопена «Революционный этюд № 12»

КУМО: учебник, презентация, аудиозаписи С.Рахманинова и Ф.Шопена

Этап/время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, формы

Формируемые УУД

Организационно-мотивационный

1 мин.

-Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Эдуардовна

сегодня у нас с вами встреча с искусством- миром чувств и раздумий, откровений и открытий

-приветствуют учителя

Словесный метод (декламация)

Личностные УУД: дейстиве смыслообразования

(интерес, мотивация)

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция

Актуализация знаний

3 мин.

Слайд 1. — прекрасное и вечное чувство родины, сознательное или безотчётное, живёт в душе каждого человека и в национальной памяти целого народа. У нашей родины-России — сложная история, сложная судьба. Чувство глубокой любви к своей родине, сопричастности к её судьбе помогало русским людям выстоять во времена тяжёлых испытаний

-Что такое Родина?

-Что для вас значит Родина?

— Ребята, как вы понимаете слово «исповедь души?»

-Ребята, как вы думаете какая тема нашего урока?

2 слайд. — Мы сегодня с вами поговорим о творчестве Сергея Рахманинова и Фредерика Шопена, об их любви к своей Родине, они создавали музыку, в которой выражали свои душевные страдания

Для каждого человека родина начинается по-разному. Для маленького Сергея Родина началась в деревенской глуши имения Онег, недалеко от Новгорода, где он жил вместе с бабушкой. Сергей так же, как и вы, любил зимой кататься на санках, коньках, играть в снежки,  А летом — купаться в реке, ловить рыбу, собирать ягоды, грибы. На всю жизнь полюбил Сергей широкую реку Волхов, дремучие леса, бескрайние просторы полей.

3 слайд. Как говорил С.Рахманинов: «Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка»

-читают высказывание

Родина — Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность и место, откуда произошли предки, корни человека.

это где я живу

-разговор о чем-то сокровенном

-слушают учителя

Словесный метод (беседа, система вопросов)

Наглядный метод

Метод восприятия

Личностные УУД: формирование желания выполнять учебные действия

Коммуникативные УУД: формирование умения отвечать на вопрос, высказывать свою точку зрения

Регулятивные УУД: волевая саморегуляция

Открытие новых знаний

30 мин.

4 слайд. — Что такое прелюдия? И для чего она предназначена?

-Молодцы!

Давайте откроем учебник на стр.110-111, прочитайте название раздела «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

-Что изобразил художник на иллюстрации к разделу?

-Эти атрибуты принадлежат профессиональным музыкантам, изучая, этот раздел вы узнаете о творчестве, известных вам композиторов

-Откройте учебник на стр. 112, и давайте прочитаем, что выделено курсивом о прелюдии Сергея Рахманинова

-Молодцы!

5 слайд. — Так писал С.Рахманинов о своем сочинении, которое известно во всем мире как «Прелюдия До-диез минор». Она стала любима и популярна в разных странах мира. Это удивительная пьеса! Звучит она меньше трех минут, а сыграть её может только очень хороший пианист. В ней всего три звука: ля, соль-диез, до-диез. Он писал: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства, — связано с тремя нотами, вызванивавшимися большими колоколами новгородского Софийского собора, которые я часто слышал». На всю жизнь осталось у композитора это впечатление. Звук колокола, как образ Руси, России, Родины.

-Давайте прослушаем прелюдию, и постараемся вслушаться, обратите внимание, сколько частей в прелюдии, каждый раз, когда будет начинаться новая часть – вы должны поднять руку

-Сколько действующих лиц в этой пьесе? Это размышление одного человека или диалог двух людей?

-Как вы думаете, о чем поведал нам Сергей Рахманинов?

Сочинил эту пьесу композитор в 19 лет. Ее можно назвать эпиграфом ко всему творчеству. Эту музыку называют «маленькой трагедией»

-Как звучит музыка?

-Ребята, какие чувства охватывают вас при прослушивании?

-Итак, сколько частей в прелюдии?

-Что вы можете сказать о 1 части прелюдии?

-А как отвечает большой колокол? Меняется его мотив?

-Чем вам запомнилась вторая часть?

А этот ветер кружил на одном месте или он вырвался на простор? Как вам это изобразила мелодия?

Что происходит в 3 части?

-Молодцы ребята!

-Что хотел передать нам музыкой С.Рахманинов?

-Если бы эту пьесу доверили сыграть симфоническому оркестру, каким инструментам вы поручите исполнение темы первой, второй, третьей части?

-Молодцы!

-«Слушатель был взволнован, возбужден и успокоен. Теперь он готов к восприятию следующего произведения» — именно в этом С.Рахманинов видел назначение своей прелюдии

-Как будет называться форма, в которой содержится 3 части?

6 слайд. Обратите внимание на слайд, давайте с вами прочитаем, что такое трехчастная форма

-как вспоминал композитор «Самое сильное воспоминание детства – колокольные звоны». Это воспоминание осталось с ним на всю жизнь и претворилось в колокольные звоны.

-Ребята, в чем же «исповедь души» этого композитора?

-Молодцы ребята, вы очень хорошо рассказали о чем говорится в прелюдии

Давайте с вами представим, что находимся на солнечной поляне в летний день. Что вы видите вокруг? Расслабьте плечи, руки, шею, лицо, живот, ноги. Дышите легко, спокойно, мягко. Воздух свободно входит и выходит. Слушаем, как поют птицы, шумят деревья…”. Вдруг подул ветер. Открыли глазки

-А сейчас наше занятие будет посвящено другому композитору, во многом повторившему судьбу Сергея Рахманинова, вы догадались кто это?

Слайд 7. Родина великого композитора – Польша. Он прекрасный пианист. Друзья называли его «душа фортепиано». Он написал множество произведений для фортепиано. Долгие годы провел на чужбине. Умер во Франции, а сердце его поляки трепетно хранят в Варшаве, в костёле Святого Креста. Он сочинял вальсы, мазурки, прелюдии, полонезы, этюды.

-Каждое произведение Ф.Шопена — это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника. Шопена сложилась трагически. Он, ещё очень молодым человеком покинул Польшу и вынужден был всю оставшуюся жизнь жить вдали от неё. Но и на чужбине он продолжал сочинять, произведения, которые прозвучат он сочинил вдали от родины

-А сейчас давайте бережно прикоснемся к музыкальной записи

-Что такое этюд?

Слайд 8. Современники Ф.Шопена назвали этот этюд «Революционный». Он был написан как отклик на события польского национально-освободительного восстания 1830г. Соответствует ли такой смысл слова «этюд» шопеновской музыке, давайте с вами и узнаем, ваша задача, слушая произведение понять, в чем исповедь этой мелодии?

— Какие особенности звучания, которые помогут понять характер музыки? (в учебнике на стр.117 есть слова, выберете наиболее подходящие)

-а можно ли сказать, что эти же чувства выражены и в музыке Рахманинова?

-Какими чувствами наполнена музыка?

На стр.117 давайте рассмотрим портрет Шопена, какие черты характера композитора подчеркнул живописец в своей картине?

-А сейчас вы будете исполнителями, для вас прозвучит Прелюдия, вам необходимо «сыграть» на воображаемом фортепиано и передать характер этой музыки» , давайте с вами встанем

-Молодцы, у вас хорошо получилось. Вы так эмоционально «исполнили» это фрагмент.

-Итак, ребята, в чем исповедь этого произведения?

-Ребята, давайте ответим на вопрос, в чем же «исповедь души» этих композиторов?

Мое отношение к прослушанным произведениям состоит в том, что композиторы любили свою Родину, скучали по ней, оба покинули свою Родину, оба умерли и похоронены на чужбине. Несмотря на все испытания, они пронесли это святое чувство через всю

жизнь и воплотили его в своих многочисленных произведениях. Мысль о Родине

Прелюдия — вступительная часть к музыкальному произведению. Самостоятельная музыкальная пьеса, обычно для фортепьяно, не имеющая установленной формы. Предназначенная для исполнения перед более значительной музыкальной пьесой или введение в какое либо действие.

-читают текст в учебнике

-нотные листы, скрипка, ноты

-слушают учителя

-прослушивают прелюдию

-в этой пьесе колокол и колокола, диалог двух людей

-о «схватке человека с судьбой»

-угрожающе, трепетно, взволнованно

отчаяние, порыв, радость, надежда, боль, гнев

-3 части

В первой части большой колокол говорит тревожно, решительно, а ему отвечают другие колокола, их много, они звучат высоко, напевно, и так тихо, как будто вдалеке. Они как будто спрашивают, что случилось.

-не меняется, он постоянно повторяется, все настойчивей, остальные колокола тоже начинают звучать взволнованно и громко.

Музыка звучала быстро, взволнованно, как будто сильный ветер налетел.

Сначала на одном, потому что мелодия всё время возвращалась, а потом мелодия поднималась всё выше, и там как будто ещё ручьи зазвенели и побежали быстро с гор большими потоками

Она похожа на первую. Но теперь все колокола звучат вместе громко, уверенно, мощно. И звук как будто далеко плывёт над землёй. А в конце колокольный звон становится всё тише, медленнее, пока совсем не растает в воздухе.

-красоту колокольного звона, потому что он сам любил слушать колокола и хотел, чтобы все слышали, как это красиво. Картину родной природы своей любимой Родины.

-скрипка

-барабан

-труба

-колокола

-слушают учителя

-трехчастная форма

трёхчастная форма — музыкальная форма, состоящая из трёх частей, первая из которых является периодом, вторая является неустойчивым построением либо также периодом, а третья — точное или незначительно изменённое повторение первой.

В том, что он прощался с родными местами, уезжая из страны, покидая Родину

-выполняют действия учителя

Фредерик Шопен

-слушают учителя

В живописи — зарисовка, эскиз. В музыке — упражнение для развития беглости пальцев.

-слушают мелодию и задумываются над вопросом

-звучит стремительно, решительно, страстно, пламенно

-гнев, скорбь

-задумчивый, стремительный

свое горе, гнев, возмущение Шопен излил в музыке, откликнувшись на события, которые происходили в Польше в 1830 году (жестокое подавление народного восстания)

-«исповедь души» этих композиторов в том, что они оба любили свою Родину, скучали по ней, они прощались с родными местами, уезжая из страны, покидая Родину, в их душах навсегда сохранилось глубокое чувство любви к своей Родине

Словесный метод (беседа)

Восприятие музыки

Анализ произведения

Метод размышления о музыке

Наглядно-слуховой метод( аудиозапись)

Личностные УУД:

Действие смыслообразования (интерес, мотивация);

Формирование желания выполнять учебные действия;

Метапредметные

(познавательные):

Способность и умение учащихся производить простые логические операции (анализ, обобщение, сравнение)

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос

Познавательные:

развитие творческого, логического мышления, развитие памяти, внимания, расширение представлений о музыкальном языке;

Регулятивные:

оценка воздействия музыкального сочинения на мысли и чувства людей

Коммуникативные:

формирование умения отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

развивать умение слушать и понимать речь других;

-формирование умения учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Личностные:

-готовность отстаивать свою позицию;

-формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственной позиции;

умение соотнести жизненные события с произведениями искусства

Рефлексия

5 мин.

-Ребята, почему были написаны эти произведения?

-Итак, скажите мне, в чем же «исповедь души» в этой музыке этих композиторов?

Слайд 9. Давайте подведем итог нашему занятию, на слайде вы видите вопросы, необходимо на них ответить:

-я узнал…

-мне понравилось….

-ярче всего запомнилось…

-мне было тяжело…

-молодцы, вы сегодня активно работали, были внимательными слушателями

-спасибо за урок!

-композиторы не смогли остаться равнодушными, что происходило с их Родиной

-отвечают на вопросы

Словесный метод (беседа)

Самооценка

Регулятивные УУД: самооценка своей деятельности

Домашнее задание

1 мин.

-откройте дневники, вам дома необходимо написать мини-сочинение «Что для тебя значит слово Родина?»

-записывают домашнее задание

Словесный метод (декламация)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here