Конспект урока музыки в 6 классе.

Учитель М.В.Архипова.

Тема урока: «перезвоны. Молитва».

Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

Задачи:

1.дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом по прочтении В. Шукшина «Перезвоны»;

2.выявление глубоких связей с народным музыкальным творчеством;

3.осмысление интонационного богатства народной музыки;

4 дальнейшее знакомство с.жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;

5.воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;

6.развитие общей музыкальности и художественного вкуса.

План урока.

Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье

Души тоскующей в изгнании своём,

Святого таинства земное выраженье,

Предчувствие и скорбь о чём-то неземном…

П.Вяземский

Звучит произведение С.В.Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».

Как звучала музыка?

Напевно, мягко, тихо, нежно и т.д.

Кто исполнял это произведение?

Хор,

К какому жанру можно отнести музыку?

К жанру духовной музыки: молитва.

В каком душевном состоянии находится человек во время молитвы?

Он волнуется, переживает. просит, мучается, страдает, радуется и т.д.

Как надо исполнить молитву?

Напевно, плавно, тихо, сдержанно, возвышенно.

Это произведение можно назвать молитвой?

Звучит «Молитва» Б.Окуджавы.

Можно. Только она напоминает песню.

Профессиональную или народную?

Народную или авторскую?

Старинную или современную?

Это обращение к Богу современного человека со своими сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудную минуту жизни, помочь найти верное решение жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях. Исполнение песни «Молитва» Б.Окуджавы учащимися.

Можно отнести следующее произведение к жанру молитвы?

Звучит «Смерть разбойника» В.Гаврилина.

Что вы услышали?

Обращение к Богу.

Оно проговаривается на фоне колокольного звона.

О чём просит этот человек?

О спасении , защите, помиловании…

Это добрый и беззащитный человек?

Он жестокий и трусливый…

Каждый человек приходит в храм со своими просьбами и в наше время.

Как вы думаете, это музыка старинная или современная?

Современная.

«Всю жизнь несу родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно горько».

В. Шукшин.

Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина».

«Перезвоны» — это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле – о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.

Звучит «Ерунда» В.Гаврилина.

Какой характер музыки?

Шуточный, весёлый…

Какое исполнение?

Хор.

Звучит «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.

Какое исполнение?

Перекличка женских и мужских голосов – пример народной музыки.

Озорные частушки.

В музыке В .Гаврилина возникает голос народной жизни во всём её многообразии. Многочисленные звоны раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны народной жизни.

К жанру молитвы в своём творчестве обращается иеромонах Роман, который поёт свои духовные стихи и молитвы под … гитару.

Звучит «В минуту скорбную сию…» иеромонаха Романа.

Какая молитва «просительная», а какая – «покаянная»? Почему?

В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here