УРОК 103. (6 класс)
«НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА. ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ»
Знать: о наклонениях глагола; изменении глаголов в изъявительном наклонении.
Уметь: различать наклонения глагола.
Ход урока
I. Чтение отрывка из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».
Я не то еще пропел бы. Жаль, что лучше не могу.
Про себя поберегу, Обогреться, потолкаться
Я не то еще сыграл бы — К гармонисту все идут.
Обступают. С места ринулися вдруг,
— Стойте, братцы, Задышал морозным паром,
Дайте на руки подуть. Разогрелся тесный круг.
Плясуны на пару пара
(Лучше, если текст будет перед глазами учащихся.
Выписываются глаголы с частицей бы.)
— При каких условиях и что бы сделал герой поэмы?
— Какими глаголами выражается просьба, приказание гармониста?
(Стойте, дайте.)
— В каких глаголах выражено время, которое происходит в настоящий момент?
-
Учитель сообщает учащимся, что глагол имеет три наклонения.
II. Знакомство с теоретическими сведениями на с. 194 (§ 83).
— Глаголы в каком наклонении рассказывают о действии, которое происходило, происходит или произойдет?
— Какое наклонение глагола указывает на действие, которое может совершиться при каком-то условии?
— Какое наклонение выражает побуждение к действию?
III. Работа с текстом.
-
Прослушайте текст, составленный по книге «Почемучка».
УРОК 103. (6 класс)
УМЕЮТ ЛИ ЖИВОТНЫЕ РАЗГОВАРИВАТЬ?
Известно, что в сказках птицы и звери разговаривают. Так ли это? Если бы вечером
залаяла во дворе собака, вы бы поняли, что идет чужой. Разве собака не говорит об
этом на своем собачьем языке? Нет, она лишь подает тревожный сигнал.
Такими сигналами животные могут многое сообщить друг другу. Вот, скажем,
летят над полем вороны и каркают. И вдруг одна из них каркнула чуть иначе.
Это она заметила добычу и оповестила стаю. Сигналы тревоги, опасности
совсем другие. Услышит их стая, поднимется и полетит прочь.
-
Прочитайте эту интересную книгу. (При повторном чтении учащиеся выписывают глаголы, определяют, в каком наклонении они стоят.)
-
Выделите в выписанных глаголах морфемы, определите, на что они указывают.
Образец: разговарива [ют ]—I спр., наст. вр., 3-е л., мн. число.
Вопросы на закрепление материала:
— Как изменяются глаголы, которые употребляются в изъявительном наклонении?
— Глаголы какого наклонения имеют родовые окончания? личные?
— Можно ли по морфеме определить форму глагола? Докажите.
— л — , [— ть —] , [— ешь —] .
— Запишите глагол, строение которого соответствует схеме:
¬ ∩ / / / (например, прилунилась).
………………………………………………………………………………………………..
Домашнее задание: § 83; упр. 482.