УРОК 103. (6 класс)

«НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА. ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ»

Знать: о наклонениях глагола; изменении глаголов в изъявительном наклонении.

Уметь: различать наклонения глагола.

Ход урока

I. Чтение отрывка из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».

Я не то еще пропел бы. Жаль, что лучше не могу.

Про себя поберегу, Обогреться, потолкаться

Я не то еще сыграл бы — К гармонисту все идут.

Обступают. С места ринулися вдруг,

Стойте, братцы, Задышал морозным паром,

Дайте на руки подуть. Разогрелся тесный круг.

Плясуны на пару пара

(Лучше, если текст будет перед глазами учащихся.

Выписыва­ются глаголы с частицей бы.)

При каких условиях и что бы сделал герой поэмы?

Какими глаголами выражается просьба, приказание гармо­ниста?

(Стойте, дайте.)

В каких глаголах выражено время, которое происходит в на­стоящий момент?

  • Учитель сообщает учащимся, что глагол имеет три наклонения.

II. Знакомство с теоретическими сведениями на с. 194 (§ 83).

Глаголы в каком наклонении рассказывают о действии, ко­торое происходило, происходит или произойдет?

Какое наклонение глагола указывает на действие, которое может совершиться при каком-то условии?

Какое наклонение выражает побуждение к действию?

III. Работа с текстом.

  • Прослушайте текст, составленный по книге «Почемучка».

УРОК 103. (6 класс)

УМЕЮТ ЛИ ЖИВОТНЫЕ РАЗГОВАРИВАТЬ?

Известно, что в сказках птицы и звери разговаривают. Так ли это? Если бы вечером

залаяла во дворе собака, вы бы поняли, что идет чу­жой. Разве собака не говорит об

этом на своем собачьем языке? Нет, она лишь подает тревожный сигнал.

Такими сигналами животные могут многое сообщить друг другу. Вот, скажем,

летят над полем вороны и каркают. И вдруг одна из них каркнула чуть иначе.

Это она заметила добычу и оповестила стаю. Сигналы тревоги, опасности

совсем другие. Услышит их стая, поднимется и полетит прочь.

  • Прочитайте эту интересную книгу. (При повторном чтении учащиеся выписывают глаголы, опре­деляют, в каком наклонении они стоят.)

  • Выделите в выписанных глаголах морфемы, определите, на что они указывают.

Образец: разговарива [ют ]—I спр., наст. вр., 3-е л., мн. число.

Вопросы на закрепление материала:

Как изменяются глаголы, которые употребляются в изъявитель­ном наклонении?

Глаголы какого наклонения имеют родовые окончания? лич­ные?

Можно ли по морфеме определить форму глагола? Докажите.

л — , [— ть —] , [— ешь —] .

Запишите глагол, строение которого соответствует схеме:

¬ ∩ / / / (например, прилунилась).

………………………………………………………………………………………………..

Домашнее задание: § 83; упр. 482.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here