Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 67»
Конспект урока музыки в 8 классе
Тема урока: Музыка »серьезная « и музыка «легкая »
подготовила
учитель музыки 1 категории
Сагитова Татьяна Викторовна
Оренбург 2013г.
Конспект урока в 8классе 2 четверть
Тема урока: Музыка »серьезная « и музыка «легкая »
Цели урока: Понятие «легкая» и «серьезная» музык; формирование представлений учащихся о музыке легкой и серьезной.
I. Обучающие:
1. Дать первоначальное представление о серьезной и легкой музыке
2. Разучивание песни
II. Воспитывающие: формирование эстетического вкуса учеников; воспитание интереса к новаторстве современной музыке.
III. Развивающие: развитие речи учащихся, их кругозора, наблюдательности, музыкальной памяти
Тип урок: изучение нового материала
Оборудование к уроку: звучание органа, портрет Баха, портрет Б.Окуджава таблица, хрестоматия 8 класс, рабочая тетрадь 5 класс, компьютер, диск.
Ход урока
1.Организационное начало урока (музыкальное приветствие )
2.Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Какую музыку мы можем назвать современной? Что значит современная музыка? (дети делятся своими впечатлениями, высказывают своё мнение )
3. Сообщение темы урока. Сегодня мы с вами будем говорить о музыке серьёзной и музыке легкой. Постановка цели.
Беседа по теме урока.
Учитель: Музыка не может обновляться. Нельзя представить, чтобы те преобразования, которые происходят в наше время, все стороны жизни нашего общества , никак не коснулись музыки , её стилей, образов, средств выразительности. Любая эпоха обобщает все, что создано предыдущим поколением. Современная музыка при всем новаторском облике не отрывается от классической традиции, она как бы вырастает из неё.
Как вы понимаете слово «новаторство», «традиции»?
Новаторство — это прежде всего новый взгляд на жизнь, постановке новых проблем, рождение новых чувств, мыслей и средств выразительности. Нет «плохих» средств или «запрещенных». Все зависит то того,как они использованы. Мы с вами знаем, что красота неразделима с правдой жизни, если нет правды, то и нет красоты. Искусство исчезает.
Почему одна музыка звучит вечно, а другая просто исчезает?
Дети : Значит она не интересна слушателям.
Учитель: Какую музыку мы можем назвать серьезной? Какую музыку можно назвать легкой? И почему, приведите свои примеры.
Дети: Музыка, которая заставляет задуматься слушателей, необходимо подготовиться к восприятию такой музыки- это серьёзная музыка. А легкая музыка она веселая, легкая к восприятию, жизнерадостная.
Учитель: Для чего предназначена серьезная музыка, а для чего легкая?
Дети: Серьёзная музыка предназначена для того, чтобы человек мог думать, размышлять. Легкая музыка, для того, чтобы развлекаться.
Учитель: Можно ли сразу, без подготовки понять и прочувствовать музыку серьёзную?
Дети: Не всегда. Для постижения серьёзной музыки необходима подготовка.
Учитель: Какая музыка в наши дни звучит чаще? (Легкая).
Учитель: А какой музыки мы слушаем больше на уроках? (Серьёзной). Почему?
Дети : Чтобы стать человеком духовно развитым, умеющим мыслить, рассуждать не только о делах житейских, но и о более серьёзных проблемах.
Учитель: Какие произведения, относящиеся к музыке серьёзной, мы с вами слушали на уроках первой четверти? (Перечисляют).
Учитель: А кто помнит это произведение?
4. Звучит: Токкаты и фуги d-moll И. С. Баха.
слушают
Учитель: Кто автор? ( показать портрет)
Дети: И.С.Бах
Учитель: Какой инструмент вы услышали?
Дети: орган
Учитель: О чём написал Бах, какова главная идея его творчества в целом?
Дети: В его музыке воплотилась идея вселенской гармонии, гармонии мира, человека.
Учитель: Послушайте, что услышал в музыке Баха поэт Н. Ушаков.
5.Читаю стихи Николая Ушакова “Бах”.
Мне дорог Бах…
Ну, как бы вам сказать,
Не то, чтоб нынче музыки не стало,
Но вот такого чистого кристалла
Ещё нам не являлась благодать.
Какое равновесие страстей,
Какая всеобъемлющая совесть,
Какая удивительная повесть
О брошенной в века душе моей!
(Поэт услышал равновесие страстей, всеобъемлющую совесть, повесть о брошенной в века душе).
Учитель: Услышим ли мы то же самое, что и поэт?
Дети: Да
6. Звучит обработка Токкаты и фуги d moll в исполнении “Оркестра золотого света”.
Учитель: Понравилось? (Не совсем).
Учитель: Почему?
Дети: Не похоже на музыку Баха, хотя мелодия та же.
Учитель: Мелодия осталась, а что же изменилось?
Дети: Изменился образ, чувства, мысли.
Учитель: Да, оставив мелодию неизменной, музыканты лишили музыку Баха самого главного – авторского образа, души музыки. Из серьёзного философского произведения оно превратилось в музыку лёгкую, развлекательную: облегчённость чувства, мысли.
Давайте послушаем фрагмент из Токкаты Баха в оригинале, а вы, слушая, прочитайте в карточках высказывания разных людей о музыке
( выходят к доске 3 ученика) и выберете то, которое, наиболее созвучно с вашими представлениями о лёгкой и серьёзной музыке. Обоснуйте свою точку зрения.
7. Работа с карточками
1. “Между лёгкой и серьёзной музыкой не лежит непереходимой грани, но во всяком искусстве, будь то литература, живопись, скульптура или музыка, самое глубокое по мысли и чувству, самое ценное по красоте художественного воплощения, лежит в области серьёзного”.
Т. Попова.
2 .“Истинная цель искусства лежит в служении нравственности и возвышении души”.
Жан Луи Давид.
3. “Вполне естественна любовь многих слушателей к подлинно художественной лёгкой музыке, в которой есть блеск, остроумие, задор, ощущение радости жизни. Но настоящее искусство составляет нечто более значительное, нежели миг приятного развлечения”.
И. Нестьев.
Слушаем ответы детей
8. Заполни таблицу (Дети пишут в тетради ).
Серьезная музыка и легкая
(Работа с компьютером)
Лёгкая | |
1.Главное- мелодия и гармония. 2.Крупные и малые формы 3.художественный образ динамичен. 4.Имеет собственную логику. 5Восприятие углубленное. 6.Заставляет человека обратиться внутрь себя. 7.Поднимает слушателя до своего уровня. 8.ставит свои самостоятельные задачи. 9.Приобщает к вечным идеалам. | 1. Главное –ритм 2.малые формы. 3.образ статичен 4.- 5.Восприятие поверхностное. 6Помогает выбросить , то чем тяготитесь. 7.Спускается к человеку. 8Служит фоном. 9.Приобщение к жизни. |
8. Физминутка + распевка.
9. Разучивание песни: «Пожелание друзьям « Б.Окуджава (портрет Б.Окуджавы).
Беседа. Когда то в глубокой древности, поэзия рождалась вместе с мелодией. После они разъединились. Сегодня вы услышите песню Булата Окуджава. Его мелодии как бы живут внутри стихотворения. Окуджав стал создателем нового жанра авторской песни. Нелегкая эпоха, нелегкая судьба вошли в песни этого автора, но они полны уверенности и оптимизма.
1. Слушают, беседа о песни.
2. Показ 1 куплета.
3. Разучивание мелодии, над кантиленой звука;
4. Работа над чистотой интонации; над характером.
10. Итог урока.
Учитель: Что нового узнали на уроке?(отвечают дети)
Что больше всего понравилось?
Вывод. Людям необходимо самая разная музыка, отражающая нашу с вами жизнь, но не менее важным для человека является наличие музыкальной культуры, умение отличать подделку от истинного шедевра, как серьезной музыки, так и легкой.
10. Д/З — выучить песню , мини-сочинение « Какой бывает музыка?»
Список литературы
1. Хрестоматия 8 класс Москва «Просвещение» 2004
2. В.В. Алеева. Т. И. Науменко
Музыка Поурочные планы 8 класс Москва «Просвещение» 2006
3.Д.Б.Кабалевский Программы общеобразовательных учреждений
Музыка 1-8 класс Москва «Просвещение» 2006
4.Сборник рабочих программ Музыка Искусство 5-9 классы
5. Рабочая тетрадь 5 класс Т.И. Науменко В.В. Алеев Т.Н. Кичак