Тема урока «Живописная особенность музыки И. Стравинского в балете «Петрушка».

Цель:

Формирование представления о живописных возможностях симфонического оркестра на примере фрагмента балета И. Стравинского «Петрушка».

Задачи:

  1. Познакомить обучающихся с традициями Масленичных гуляний на Руси.

  2. Выявить особенности колорита картины Б. Кустодиева и музыкальной палитры балета И. Стравинского «Петрушка».

  3. Способствовать развитию монологической и диалогической речи обучающихся.

  4. Организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации их знаний в рамках темы урока.

  5. Способствовать развитию познавательной деятельности и расширению кругозора обучающихся.

Ход урока

Учитель: Ребята, свой урок я хочу начать с загадки:

Мой веселый колпачек

Сдвинут лихо на бочок

Я – забавная игрушка

А зовут меня….(Петрушка)

Привет, ребята!

Наш добрый друг Петрушка –

Веселая игрушка

И пляшет и поет

На праздник всех зовет

А где мы можем встретить этого веселого героя, на каких праздниках?

— В театре кукол, на городских праздниках, на Масленичных гуляниях.

У: Румяный балагур, участник ярмарочных сценок, персонаж русских народных кукольных представлений – встречаем его на праздниках, на Масленице. Чему посвящен этот праздник?

Проводам зимы.

У: Что вы можете рассказать мне об этом празднике?

Он возник в глубокой древности, празднуется целую неделю.

У: А какой самый яркий день на Масленичной неделе?

Воскресенье перед Великим Постом. Устраивались ярмарки, где продавали и покупали разные товары, веселились, пели песни, плясали, силой мерились, ремеслом хвалились, подарки дарили !Блины пекли, всех угощали, они как солнышко – круглые горячие.

У: Мы и сегодня любим этот праздник и знаем как его празднуют сейчас. Но все эти традиции пришли из глубины веков.

Борис Михайлович Кустодиев в своих картинах донес до нас яркие образы народных Масленичных гуляний. Много раз он обращался в своем творчестве к теме Масленицы.

Давайте пристально всмотримся в картину «Масленица». Какие эмоции и чувства возникают у вас при взгляде на нее?

— веселье, радость, восторг, бодрость…

У: Краски каких цветов он использовал для этого?

— Желтый, голубой, красный, белый, …

У: Что же придает яркость картине и создает настроение праздника?

— сочетание красок, контраст.

У: Безмолвна ли эта картина, или звучит в вашем воображении?

— Звучит.

У: Какие звуки мы бы могли услышать, глядя на эту картину?

Шум толпы, звон бубенчиков, звуки шарманки, музыка балагана – кукольного театра.

У: Давайте поиграем в композиторов. Какими музыкальными красками надо воспользоваться, чтобы сложить музыку к картине «Масленица»?

Перед вами музыкальная палитра. (перечислить те краски и оттенки, которые предлагает нам музыкальная палитра).

Работа в парах: подчеркните, на ваш взгляд, самые яркие и необходимые, для передачи настроения.

Какие музыкальные инструменты симфонического оркестра вы бы использовали, создавая свое музыкальное произведение?

— Шум толпы – медные духовые.

У: Герои кукольного представления тоже могут звучать. (Рабочий лист).

— Петрушка – бубен, балерина – треугольник, фокусник – флейта. (игра на инструментах).

Какие вы замечательные композиторы! А знаете ли вы, что в начале XX века, русский композитор Игорь Федорович Стравинский сочинил великолепную музыку, передающую все широту и яркость Масленичных гуляний – балет «Петрушка». Давайте послушаем фрагмент из этого произведения, чтобы узнать, как композитор изобразил в музыке народные гуляния.

(Слушание 1.)

Совпали ли наши чувства с чувствами и восприятием Масленичных гуляний композитором?

— Да, музыка очень ярка, композитор использовал различные музыкальные инструменты для передачи характера праздника.

(Рабочий лист) – Я читаю, а вы подчеркиваете героев и музыкальные инструменты, соответствующие им. Работу проверили. Перед прослушиванием прошу выполнить задание: услышанный инструмент показать – треугольник, флейта, бубен, барабаны.

(Слушание 2.)

У: Я очень рада, что вы все музыкальные инструменты услышали.

Что объединяет музыку балета Стравинского и картину Кустодиева?

— Яркость, выразительность.

У: Чем каждый из них добивался этой яркости?

— Каждый своим средством выразительности: У художника – краски, цвета, у композитора – тембры оркестра.

У: Можем ли мы услышать живопись и увидеть музыку?

— Да.

У: Может ли симфонический оркестр быть так же живописен, как картина?

— Да.

У: Ребята, а дома я попрошу вас нарисовать своего петрушку, придумайте ему какой – нибудь новый наряд.

ПЕТРУШКА: Ребята, спасибо за урок, и спасибо, что не забываете меня. С нетерпением буду ждать от вас ваших рисунков.

У: Мне хочется, чтобы вы свои впечатления об уроке оставили в виде записи на листочке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here