Тема урока «Живописная особенность музыки И. Стравинского в балете «Петрушка».
Цель:
Формирование представления о живописных возможностях симфонического оркестра на примере фрагмента балета И. Стравинского «Петрушка».
Задачи:
-
Познакомить обучающихся с традициями Масленичных гуляний на Руси.
-
Выявить особенности колорита картины Б. Кустодиева и музыкальной палитры балета И. Стравинского «Петрушка».
-
Способствовать развитию монологической и диалогической речи обучающихся.
-
Организовать деятельность обучающихся по обобщению и систематизации их знаний в рамках темы урока.
-
Способствовать развитию познавательной деятельности и расширению кругозора обучающихся.
Ход урока
Учитель: Ребята, свой урок я хочу начать с загадки:
Мой веселый колпачек
Сдвинут лихо на бочок
Я – забавная игрушка
А зовут меня….(Петрушка)
Привет, ребята!
Наш добрый друг Петрушка –
Веселая игрушка
И пляшет и поет
На праздник всех зовет
А где мы можем встретить этого веселого героя, на каких праздниках?
— В театре кукол, на городских праздниках, на Масленичных гуляниях.
У: Румяный балагур, участник ярмарочных сценок, персонаж русских народных кукольных представлений – встречаем его на праздниках, на Масленице. Чему посвящен этот праздник?
—Проводам зимы.
У: Что вы можете рассказать мне об этом празднике?
—Он возник в глубокой древности, празднуется целую неделю.
У: А какой самый яркий день на Масленичной неделе?
— Воскресенье перед Великим Постом. Устраивались ярмарки, где продавали и покупали разные товары, веселились, пели песни, плясали, силой мерились, ремеслом хвалились, подарки дарили !Блины пекли, всех угощали, они как солнышко – круглые горячие.
У: Мы и сегодня любим этот праздник и знаем как его празднуют сейчас. Но все эти традиции пришли из глубины веков.
Борис Михайлович Кустодиев в своих картинах донес до нас яркие образы народных Масленичных гуляний. Много раз он обращался в своем творчестве к теме Масленицы.
Давайте пристально всмотримся в картину «Масленица». Какие эмоции и чувства возникают у вас при взгляде на нее?
— веселье, радость, восторг, бодрость…
У: Краски каких цветов он использовал для этого?
— Желтый, голубой, красный, белый, …
У: Что же придает яркость картине и создает настроение праздника?
— сочетание красок, контраст.
У: Безмолвна ли эта картина, или звучит в вашем воображении?
— Звучит.
У: Какие звуки мы бы могли услышать, глядя на эту картину?
Шум толпы, звон бубенчиков, звуки шарманки, музыка балагана – кукольного театра.
У: Давайте поиграем в композиторов. Какими музыкальными красками надо воспользоваться, чтобы сложить музыку к картине «Масленица»?
Перед вами музыкальная палитра. (перечислить те краски и оттенки, которые предлагает нам музыкальная палитра).
Работа в парах: подчеркните, на ваш взгляд, самые яркие и необходимые, для передачи настроения.
Какие музыкальные инструменты симфонического оркестра вы бы использовали, создавая свое музыкальное произведение?
— Шум толпы – медные духовые.
У: Герои кукольного представления тоже могут звучать. (Рабочий лист).
— Петрушка – бубен, балерина – треугольник, фокусник – флейта. (игра на инструментах).
Какие вы замечательные композиторы! А знаете ли вы, что в начале XX века, русский композитор Игорь Федорович Стравинский сочинил великолепную музыку, передающую все широту и яркость Масленичных гуляний – балет «Петрушка». Давайте послушаем фрагмент из этого произведения, чтобы узнать, как композитор изобразил в музыке народные гуляния.
(Слушание 1.)
Совпали ли наши чувства с чувствами и восприятием Масленичных гуляний композитором?
— Да, музыка очень ярка, композитор использовал различные музыкальные инструменты для передачи характера праздника.
(Рабочий лист) – Я читаю, а вы подчеркиваете героев и музыкальные инструменты, соответствующие им. Работу проверили. Перед прослушиванием прошу выполнить задание: услышанный инструмент показать – треугольник, флейта, бубен, барабаны.
(Слушание 2.)
У: Я очень рада, что вы все музыкальные инструменты услышали.
Что объединяет музыку балета Стравинского и картину Кустодиева?
— Яркость, выразительность.
У: Чем каждый из них добивался этой яркости?
— Каждый своим средством выразительности: У художника – краски, цвета, у композитора – тембры оркестра.
У: Можем ли мы услышать живопись и увидеть музыку?
— Да.
У: Может ли симфонический оркестр быть так же живописен, как картина?
— Да.
У: Ребята, а дома я попрошу вас нарисовать своего петрушку, придумайте ему какой – нибудь новый наряд.
ПЕТРУШКА: Ребята, спасибо за урок, и спасибо, что не забываете меня. С нетерпением буду ждать от вас ваших рисунков.
У: Мне хочется, чтобы вы свои впечатления об уроке оставили в виде записи на листочке.