Енова Валентина Васильевна.
Учитель музыки МБОУ СОШ №1 г. Краснознаменска Калининградской области.
Бардовская песня, на мой взгляд, очень благодатный материал для подростков. Не далёкая («древняя» по выражению детей), классика, не пустая однодневная «попса», а тихая, спокойная, «доходчивая», — своя. И настолько разнообразная, что любая тема современной программы ей подвластна: война, любовь, детство, счастье, одиночество и многое, многое… Сама владея гитарой, с удовольствием знакомлю ребят с этим уникальным жанром.
Урок №9 в 7-м классе
(обобщающий).
Тема: Мир бардовской песни.
Цель: Способствовать восприятию бардовской песни, как глубоко духовного,
самостоятельного явления отечественной культуры.
Развивать аналитические навыки, эмоционально-чувственную сферу
восприятия.
Формировать собственное представление о бардовской песне.
Музыкальный материал: О. Митяев «Как здорово!», «Разговор в поезде.» Окуджава «Грузинская песня», С. Никитин «Пони», Ю. Визбор «Солнышко лесное», «Домбайский вальс».
Дополнительный материал: портреты Б. Окуджавы, С. и Т. Никитиных, Ю. Визбора, Ю. Левитанского, стихотворения Ю. Левитанского «Каждый выбирает для себя», Б. Окуджавы «Поэт», тексты песен «Как здорово!», «Солнышко лесное», таблички со словами «душа» и «музыка», гитара, шумовые инструменты.
Оформление доски: написаны тема и цель урока. Написаны названия станций и фамилии бардов. Прикреплены фотографии бардов.
Организационный момент.
Ход урока.
Домашним заданием был синквейн со словом «душа». (проверка Д/З). Учащиеся зачитывают несколько синквейнов.
-
Введение в тему урока. Мотивационная беседа.
В исполнении учителя звучит песня О. Митяева «Как здорово!». Учащиеся поют по розданным текстам.
Люблю эту песню за то, что она, казалось бы, простая и в то же время – ёмкая.
Впрочем, продолжите, пожалуйста, какая она, эта песня….. Предполагаемые ответы: тёплая, дружеская, туристская, душевная… Да, о душе:
(Открыть крыло доски со словами «душа» и «музыка»).
2. Работа по теме урока. Осмысление.
Итак, всё-таки здорово, что мы собрались здесь, в этом экскурсионном поезде, который вот-вот отправится по огромному, загадочному, неизученному, но доброму и открытому миру бардовской песни.
Открыть доску:
ТЕМА: Наполним музыкой сердца!
ЦЕЛЬ: Сформировать собственное представление о бардовской песне.
«Наполним музыкой сердца!» — предлагает нам Юрий Визбор. Эти слова могут стать и темой, и целью, и девизом нашего урока-путешествия.
Как и в любом путешествии, мы будем внимательно слушать, впитывать и делать путевые заметки, а потом поделимся впечатлениями.
Отправились в путешествие мы со станции «Митяевка», потому что там живёт и творит Олег Митяев, автор песни «Как здорово!». И пока мы приближаемся к следующей станции, хочу напомнить вам ещё одну его песню, которая так и называется:
«Разговор в поезде».(№16)
Слушание песни.
Вам знакомо это чувство? Случайный разговор…
Как точно показал автор атмосферу вагонного разговора – обо всём, что наболело, что «зацепило», что хочется понять.
Прикрепить портрет Митяева, написать название песен,
исполненных на этой «станции».
А мы подъезжаем к станции «Юрьево», где живут замечательные люди:. Юрий Кукин, романтик, путешественник, любитель туманов и тайги (мы слушали песню «За туманом»).
Прикрепить портрет.
Юрий Визбор, стоявший у самых истоков авторской песни, один из первых бардов, показавший, что песня души может быть слышна и понятна всем. Человек непоседливый, любознательный, общительный, он изведал в своей жизни очень много: строил дома, работал тренером, исколесил весь крайний Север, выучился на актёра.
Прикрепить портрет.
«Домбайский вальс» (№3)
Сравните, пожалуйста, песни этих авторов (Митяева, Визбора)
Предполагаемые ответы: о путешествии, туристская, романтика, исполняются размеренно, спокойно, в форме монолога, под собственный аккомпанемент.
Так почему же, по вашему, едут люди за туманом, за романтикой, зачем настойчиво зовут нас с собой, хотя бы вот таким способом – песней? Поразмыслите, пока путешествуете от станции к станции, слушайте внимательно, но…как сказал ещё один известный Юрий (поэт Ю. Левитанский):
каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу,
дьяволу служить или пророку –
каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе…
Что, по вашему мнению, имел в виду поэт?
Я привела вам эти строчки, потому, что поэзия Юрия Левитанского настолько пронизана музыкой, что многие барды часто обращаются к ней. Ведь не зря же сказал Булат Окуджава «Бардовская песня – это поэзия, положенная на музыку». К нему в гости мы сейчас и отправимся.
Прикрепить портрет. Рассказ.
Следующая станция «Грузинская». Сам Булат Шалвович говорил о себе так: «во мне много намешано разных кровей, но по происхождению я – московский грузин». Тонкий лирик, учитель литературы, он остро чувствовал слово и умел донести его до слушателя так, что не согласиться с автором почти невозможно.
«Грузинская песня» (№10)
Слушание песни.
Скажите, пожалуйста, как бы вы охарактеризовали эту песню? Что выделили в ней главное? Предполагаемые ответы: о любви, о друзьях, о месте в жизни, о душе. (Философская).
Как элегантно, тонко и как глубоко. Пожалуйста, запишите в тетрадь Д/З: написать на каникулах эссе «Зачем Я живу на земле».
А переездом к следующей станции будет ещё одна песня Б.Ш. Окуджавы.
«Надежды маленький оркестрик» (№2)
Слушание песни.
А теперь сравним две песни одного автора. О чём они?… о надежде, о любви, …
А мы тем временем подъезжаем к «Ягодному»! это такая весёлая, шумная
детская станция, на которой можно выйти размяться.
Подъезжаем, тормозим (разминка: качают туловищем, головой, притопывают ногами). Приехали! Отдыхаем. Кстати, кто скажет мне, что общего между ДОрогой, тРЕщиной, разМИнкой и инФАрктом? (ноты). Можно любые слова с «нотами».
За правильный ответ вручается шумовой муз. инструмент.
-
А какой муз. инструмент сочетает в себе фортепиано и гармонь?
Аккордеон.
-
Как называется русский народный трёхструнный щипковый инструмент?
Балалайка.
-
Каким музыкальным инструментом владел Садко? Гусли.
-
Какой миниатюрный ударный инструмент часто сопровождает испанские танцы? Кастаньеты.
-
Какой русский народный ударный инструмент похож на кастаньеты? Ложки.
-
Как называется музыкальная погремушка? Маракас.
-
Какой духовой клавишный инструмент является самым большим? Орган.
-
Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? Треугольник.
-
Название какого инструмента содержит в себе два термина «громко» и «тихо»? Фортепиано.
Ну, раз станция у нас детская, то и песни должны звучать детские. А таких в творчестве бардов немало.
Сейчас те, кто получил инструменты, помогут мне исполнить песню С. Никитина «Пони». Только продумайте сначала своё участие в ансамбле, не портите нам отдых нагромождением звуков.
В исполнении учителя и ансамбля шумовых инструментов
звучит песня «Пони».
Вот так незаметно, с хорошей песней, мы добрались до станции «Никитовка», где Татьяна и Сергей Никитины пишут замечательные песни: лёгкие, весенние, солнечные, пронизанные юмором и любовью к жизни. Так не хочется расставаться с этой весёлой песней, однако, мы уже приближаемся к конечной станции.
Каким вам показалось творчество Никитиных? Да, юмор – дело серьёзное, и на вещи порой нужно смотреть с юмором, иначе жизнь станет скучной и обыденной.
Прикрепить портрет. Записать название песни
Собрать инструменты.
3. Рефлексия.
Итак, мы на конечной остановке. Хотела бы услышать от вас, что почерпнули вы в этом путешествии? Наполнились ли ваши души и сердца музыкой, светом, любовью?
Нашли ли вы что-то общее во всех этих песнях, что отличает их от современной эстрады? Аккомпанемент, обращение непосредственно к собеседнику, задушевность, романтика, лирика…
А какие темы были затронуты в песнях? Друзья, философия, размышления, любовь, путешествия, шутка…
А о чём ещё может поведать нам бардовская песня? Любовь к людям, желание поделиться музыкой, чувствами, впечатлениями. Щедрая душа, разносторонние интересы, эрудиция…
Есть ли темы, которые ей недоступны? Нет, с друзьями можно говорить обо всём.
Ну что ж, каждый выбирает для себя… Надеюсь, выбрали и вы. А путешествие я хочу завершить словами Б. Окуджавы:
У поэта соперников нету
Ни на улице, и не в судьбе,
И когда он кричит всему свету,
Это он не о вас – о себе.
Руки тонкие к небу возносит,
Жизнь и силы по капле губя,
Догорает, прощения просит:
Это он не за вас – за себя…
Но когда достигает предела
И душа отлетает во тьму…
Поле пройдено, сделано дело.
Вам решать: для чего и кому.
(«Поэт»).
Расстаёмся мы надолго, не забудьте на каникулах поразмыслить о домашнем задании, всем зачтено участие в нашем путешествии по музыкальным мирам. Давайте завершим путешествие песней мечтателей, верящих в свою счастливую звезду.
«Солнышко лесное».