ОТКРЫТЫЙ УРОК СТАРШЕГО ХОРА «КАМЕРТОН» ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Данилова Юлия Анатольевна,МОУ ДОД «Федоровская ДШИ» г.п. Федоровский Сургутского района ХМАО-Югры, преподаватель
Предмет (направленность): коллективное музицирование — хор.
Возраст детей: 9-14 лет, 3-7 классы.
Место проведения: концертный зал школы.
Тема урока: Начальный этап разучивания хорового произведения на примере украинской народной песни «Журавель», обработка В. Соколова.
Цель: Разучить I часть украинской народной песни «Журавель», обработка В. Соколова.
Задачи:
Обучающие:
-закрепить с учащимися ЗУН о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, охране голоса;
-овладеть вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции и дыхания
Развивающие:
-развивать интерес учащихся к хоровому пению;
-развивать гармонический слух, чувство ритма, строя, ансамбля;
Воспитывающие:
-воспитывать любовь к хоровому искусству;
-воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;
-воспитывать толерантное отношение друг к другу.
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, партитуры хоровых произведений.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Форма урока: практическая работа.
Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах, индивидуальная.
Характеристика класса: Хор «Камертон» — это коллектив учащихся 3-7 классов фортепианного отделения. Дети разные по возрасту (9-14 лет), своим физическим и психическим возможностям, обладающие разными знаниями, умениями и навыками хорового пения, разных национальностей, что создает определенные проблемы. Так, например, третьеклассники в нашем хоре занимаются первый год (до этого они занимались в младшей группе хора). Они не имеют навыков многоголосного пения, многие неточно интонируют. Другая проблема – дети часто болеют, много пропусков занятий по болезни. Однако большинство хористов имеет положительную мотивацию к учебной деятельности. Многие ощущают психологический комфорт именно при занятиях в хоровом коллективе, они понимают, что результат их труда зависит от вклада каждого, радуются каждому удачному выступлению.
Ход урока.
I. Организационный момент
Приветствие учителя.
-Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Давайте поздороваемся с гостями, присутствующими на нашем уроке.
-Итак, вы готовы к работе?
-Тогда улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи в работе на уроке.
II. Разминка
-В начале нашего урока я предлагаю вам заняться своим здоровьем. И в этом нам поможет разминка (разминка начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя вращательные движения и энергичное постукивание зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где наблюдается скопление слизи во время насморка).
-А теперь «подпитаем» мозг кислородом.
(выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики А. Стрельниковой) (Приложение 1).
III. Распевание (Приложение 2)
Задача упражнений — подготовить голосовой аппарат к активной работе и довести до автоматизма основные вокально-хоровые навыки.
Повторение правил пения сидя и стоя:
· при пении поза должна быть неподвижной;
· правую ногу лучше слегка выдвинуть вперед (третья позиция);
· тяжесть тела можно время от времени переносить попеременно слева направо и справа налево;
· вредным является совершенно излишнее поднимание плеч;
· нужно представить себе, что все мускулы шеи вплоть до мускулов спины полностью расслаблены;
· нижняя челюсть должна быть освобождена от какого-то ни было напряжения.
( учащиеся распеваются, педагог аккомпанирует)
-Вот теперь вы в порядке, живые глаза, красивые лица. Все готовы к работе!
IV. Повторение ранее изученного материала и проверка домашнего задания
-А сейчас я предлагаю вам обратиться к новому произведению, с которым мы познакомились на прошлом уроке. Украинская народная песня «Журавель» в обработке Владислава Соколова (Приложение 3). Мы подробно проанализировали это произведение. Давайте повторим основные этапы анализа.
-Песня относится к категории шуточных, игровых песен. Какой характер данного произведения?
(веселый, живой, легкий, подвижный, яркий, образный)
-Размер (2/4)
-Тональность (си бемоль мажор (B-dur) с отклонениями в доминантовую тональность фа мажор (F-dur))
-Темп (быстрый)
-Динамика (от пиано (p) до форте (f), в соответствии с фразировкой)
-Штрихи (нон легато (non legato))
-Форма (сложная трехчастная со вступлением)
-Строение I части ( период из 4-х четырехтактовых фраз с окончанием)
-Фактура (во вступлении и I части – гомофонно-гармоническая (главная мелодия находится в партии 1 сопрано (S I), остальные голоса ее гармонически поддерживают), во II части – канон)
-Ваше домашнее задание заключалось в проставлении цезур во вступлении и в I части.
-В каких тактах вы проставили цезуры? (в 6, 14, 22 и 26 тактах)
-А теперь я предлагаю вам разделиться по парам, обменяться партитурами и проверить друг у друга, правильно ли вы выполнили домашнее задание.
(Работа в парах, оценивание товарища)
V. Сообщение темы урока
-Ребята, теперь я предлагаю вам продолжить разбор песни «Журавель» и перейти к его разучиванию. Хотите продолжить эту работу? (да)
-Итак, тема нашего сегодняшнего урока – начальный этап разучивания хорового произведения на примере украинской народной песни «Журавель»
-Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке. Готовы? (да)
VI. Разучивание I части песни «Журавель»
-Разбор этого произведения мы начнем с I части.
Задачи этого этапа работы: достижение точной интонации, взятие дыхания только в отмеченных цезурами местах, развитие гармонического слуха, чувства ритма, строя, ансамбля. (сольфеджирование)
-
Разучивание всем хором партии альтов (A)
-
Разучивание всем хором партии вторых сопрано (S II)
-
Разучивание всем хором партии первых сопрано (S I)
-А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Дирижер». Правила игры: певцы должны внимательно следить за жестами дирижера, исполнять все его требования. Дирижер дает задание, какую партию хор должен исполнить. (Ролевая игра «Дирижер». Ученик дирижирует, хор исполняет одну из разученных партий)
-
Соединение партий альтов и вторых сопрано (при этом партию вторых сопрано исполняют все сопрано вместе)
-
Каждая партия исполняет свою строчку
-Как вы считаете, с какими задачами мы справились, а с какими нет?
(Анализ выполненной работы)
VII. Итог
-Ну что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работы. За время урока мы повторили основные этапы анализа нового произведения и разучили первую его часть. Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились. На следующем уроке мы продолжим работу над I частью песни «Журавель» и перейдем к вокализации своих партий. А также начнем разбор II части.
VIII. Рефлексия.
-Вам понравился сегодняшний урок? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные квадраты, которые соответствуют вашему настроению (красный – настроение хорошее, синий – безразличное, черный – негативное).
-Как вы физически чувствуете себя?
· Я бодр(а), чувствую себя хорошо (красный квадрат)
· Я не чувствую никаких изменений в своем самочувствии (синий квадрат)
· Я устал(а), мне плохо (черный квадрат)
-Что можете сказать об уроке:
· Мне было легко и интересно (красный квадрат)
· Мне было трудно, но интересно (синий квадрат)
· Мне было трудно, поэтому неинтересно (черный квадрат)
-Как вы оцениваете свою работу на уроке?
· 5 (красный квадрат)
· 4 (синий квадрат)
· 3 (черный квадрат)
Учитель оценивает работу учащихся на уроке.
IХ. Домашнее задание
Выучить наизусть свою партию в I части (сольфеджио). Проставить цезуры во II части. Уточнить форму произведения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буланов В. Метод музыкального и вокального развития учащихся в условиях интенсивной работы детского хора. Екатеринбург, 2007.
2. Козлова М.Б. Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста: http://festival.1september.ru/articles/574865/, 2009.
3. Чуйкина С.В. Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения. http://festival.1september.ru/articles/419396/, 2011.